Говоря о мещанстве и обывательстве, было бы неверно приписывать эти свойства лишь «апатичной серой массе». Такой подход бы ничем не отличался от пошлого элитизма правых, от донцовщины, от почти расистского деления людей на «казаков» и «свинопасов». На самом деле никаких казаков не существует. И свинопасов, кстати говоря, тоже. Есть только свиньи. И тот факт, что какая-то из этих свиней дорвалась до кормушки, какая-то извалялась в грязи, а какая-то обладает развитым классовым сознанием, не меняет нашу видовую принадлежность. Все мы сегодня - порождение одной социальной и культурной среды, все мы несём в себе родовую травму капитализма.
Мещанин, обыватель, ксенофоб, фашист дремлют в каждом из нас. От этого не спасает активная жизненная позиция (нет ничего гаже активного мещанина). От этого не спасает образование. От этого не спасает интеллект, борода, панк-рок или свободная любовь. Можно поселить внутри себя обезьянку бонобо, но свинья никуда не денется. Более того, они могут начать предаваться внутри скотоложеству, в результате этой связи появляются на свет ублюдки: потребительское отношение к сексуальным партнёрам, которое маскируется под «полиамурность» и «фрилав», карьеризм и жажда слава и наживы, которые пытаются прикрыть себя «протестностью» и «революционностью», нечистоплотность, зовущая себя «широтой взглядов».
От честного конформиста, конформист «революционный» отличается своей активной позицией. Он выходит на акции. Он иногда искренне хочет «изменить мир», только вот, в большей или меньшей мере, вынужден жить по тем же законам, что и его апатичный собрат. Он боится анализировать то, что происходит вокруг. Боится задавать вопросы, и затыкает уши грязью, если вдруг слышит ответы. Обыватель отказывается от критики общества в котором он живёт, у «протестного» обывателя рамки дозволенного несколько расширены, но всё равно он отказывается от критического восприятия собственного движения и происходящих в нём процессов. И уж тем более, отказывается он от активных действий, которые могли бы на эти процессы повлиять. Мещанин в революции может выходить на каждый митинг, размахивать флагом, произносить заученные лозунги и даже придумывать собственные — его реальная политическая ценность и сознательность немногим выше, чем у наёмного «флагомаха» с митинга буржуазной партии.
Как правило, неискренность своей позиции такие люди компенсируют превращением политики в тусовочку. Встретились друзья, походили с флагами, потом вместе выпили и обменялись свежими сплетнями. Идейный конфликт, сколь-нибудь острый спор или критика в таких условиях невозможна. Ну, и в самом деле, как друзья могут поссориться из-за того, что по-разному воспринимают понятие «диктатура пролетариата», это же моветон, ха-ха. Удобная лазейка через которую может просочиться бесхребетный политический обыватель — это свести принципиальное противостояние в сферу «личного». Подобная деполитизация политики способна превратить молодых и перспективных революционеров в стадо свиней летящих с обрыва в черную непроходимую тьму.
Добавить комментарий