Тезисы об образовании.

  1. Система образования – это фабрика, работающая на рыночную экономику. Единственное отличие в том, что выпускаемый товар является живым. Время автономных университетов средневековья давно минуло, остался всемирный конвейер образования. Сырье для образования – ребенок, познающий мир в виде игры, несущий творческую разрушительную и созидательную энергию. Продукт образования – наемный работник – атомизированный, задавленный, закомплексованный и способный только к выживанию с помощью продажи своей рабочей силы. Процесс образования (и воспитания) заключается в подавлении свободной энергии ребенка и направлении её строго в интересах рынка. Побочные продукты образования – самоубийства, наркомания и алкоголизм, психические болезни, и т.п. – следствие внутреннего сопротивления ребенка подавляющей системе.
  2. Вопреки стереотипам, большинство знаний, которые человек запоминает хорошо и надолго, он получает не в стенах образовательных учреждений. Запоминается прежде всего то, что человек использует в жизни, или то, что ему действительно интересно. Мимолетные знания в школе и ВУЗе вылетают из головы сразу после экзамена. Образование не выполняет заявленной функции и не дает полезные знания или навыки.
    Получаемые знания и навыки отчуждены от их носителя, т.е. не пригодны в жизни и не представляют интереса для их обладателя, а нужны только для улучшения качества (а значит и стоимости) продаваемого труда. (*)
  3. Семья и образование дополняют друг друга. Образование компенсирует функцию слабеющей семьи, выполняя всю грязную работу за нее. Если воспитание в семье может быть мягким, то образовательная система компенсирует эту мягкость своим авторитаризмом. Дети, которых бьют дома, отыгрывают накопившуюся злость на одноклассниках, тем самым, помогая образовательной системе выполнять функции подавления. Желание дать все лучшее своим детям превращается в фетишизм образования для детей. Итог – унижение, как для детей, так и для родителей: либо плохая учеба, либо психологические проблемы, либо чаще и то, и то.
  4. Учитель более не творческая профессия. Как и любой другой наемный работник, он испытывает давление сверху от начальства, конкуренцию со стороны коллег по цеху, необходимость подчинять учебный процесс навязанному плану. Подобно работнику конвейера, прикручивающему одну и ту же деталь к разным автомобилям, учитель производит одни и те же операции над меняющимися через каждый час классами. В отличие от других наемных работников, он испытывает еще и унижающее давление снизу. Будучи наделенным властью в глазах учеников, он должен подтверждать её, иначе последует презрение и невозможность всяческой работы. В любом случае происходит отчуждение учителя от учеников, человеческое общение становится невозможным. Такая ситуация унижает всех участников образовательного процесса. Учитель в этом отношении превращается в менеджера, попа и полицейского.
  5. Работа есть конечная цель всякого образования. Образование обеспечивает постепенное привыкание к бессмысленному рутинному труду, что делает в глазах пролетария работу чем-то самим собой разумеющимся. Медленное насилие в образовании обеспечивает отсутствие сопротивления интенсивному насилию на работе. Безработный или имеющий низкооплачиваемую должность более винит не текущее положение дел, а свое прошлое, веря, что все проблемы оттого, что он плохо учился в детстве. Занятый узкопрофессиональной рутиной работник всю жизнь сокрушается, что «выбрал неправильный путь», не подразумевая, что на «правильном пути» такая же рутина. Маленький ребенок привязан к родителям сердцем, пролетарий экономически привязан к работе желудком, задача образования привязать к работе сердцем, мозгом и всеми другими частями тела.
  6. Детский сад. Отделенный от семьи ребенок теперь не индивидуален, он один из группы, такой же как 10 или 20 других детей. Сон, питание, прогулка – теперь по расписанию. Полная зависимость от воли воспитателя. Нет возможности пожаловаться. Будучи взрослыми, мы не помним все унижения и потрясения, которые претерпеваем в детском саду. Ребенок в детском саду надеется на школу как на свое освобождение.
  7. Школа. Десять лет достаточно для того, чтобы приструнить и подчинить самых строптивых. Розги в прошлом, есть более совершенные и менее топорные методы. Унижение, высмеивание перед классом для непокорных, похвала и пятерка для подчинившихся. Поощряется доносительство. Класс разделяется на отличников и двоечников. Первые устанавливают власть подхалимажа на уроках, вторые власть кулака на переменах. Разделение на разные классы, в более сильных классах поддерживается снобизм и ощущение элитарности, в слабых – ненависть к «ботаникам». Школьников учат ненавидеть друг друга – патриотизм класса – хорошая почва для национализма, шовинизма и расизма. Подростковый бунт – попытка противостоять системе подавления, зачастую проходит в иррациональной и саморазрушительной форме – для многих оказывается последней в жизни подобной попыткой. Школьник надеется на университет как на свое освобождение.
  8. Университет. Удачно создается иллюзия свободы и вера в собственную важность и нужность. Студент бесправен, зависит от прихоти преподавателя, от доброты деканата. Студент нищ материально, зависит от родителей и случайных подработок. Студент имеет пустой желудок и голоден интеллектуально – на чтение интересных книг не остается времени и умственных сил. Жизнь по несколько человек в одной комнате неизбежно приводит к сексуальной неудовлетворенности студента. Только старомодные интеллигенты гордятся полученным высшим образованием, для студента диплом означает повышение стоимости своей рабочей силы. Студент надеется на работу как на свое освобождение, круг замыкается – пролетария приучают любить свою работу.
  9. Трансформации в системе образования – следствия трансформации капитала. Они безразличны к нуждам учащихся и преподавателей. Коммерциализация, клерикализация, Болонская Система и ЕГЭ – все это вводится лишь по одной причине – это нужно Капиталу. Система образования, как верный пес, идет за системой капитализма, и если хозяин поворачивает, то поворачивает и собака. Предотвратить эти повороты не представляется возможным, да и не имеет смысла – необходимо не мешать движению, а устранить того, кто движется. Однако борьба за конкретные требования (**) дает опыт для борьбы с первопричиной, и подобна накачиванию мышц перед смертельной схваткой. Задача так же не в том, чтобы бросать образование – задача в том, чтобы устранить и преодолеть его. Эта задача может быть выполнена только самими учащимися вкупе со всем обществом.
  10. Началом преодоления могут стать следующие шаги. Во-первых, самообразование – сейчас в открытом доступе очень много литературы. Но его мало – необходимы независимые образовательные кружки и сети. Каждый такой кружок может быть посвящен определенной теме, узкой или широкой, или целому направлению – все решается только самими участниками. Каждый может выступить и сказать то, что он знает и то, что он думает. Происходит независимый обмен знаниями и опытом.
  11. Одних образовательных сетей мало. Полное освобождение может быть достигнуто лишь в борьбе. Учащиеся и преподаватели организуют общие собрания. Открытые лекции, свободные выступления, где каждый может выразить свою точку зрения. Приглашаются другие люди, не имеющие отношения к образовательному учреждению. Отправляются делегаты в другие учебные заведения, на рабочие места, в жилые районы. Делегаты способствуют обмену опытом и расширению борьбы на город, страну и весь мир. Учащиеся объединяются с работниками и безработными в единой борьбе. Борьба студентов – это классовая борьба, перерастающая в социальную революцию.
  12. В свободном обществе образование напоминает игру. Оно неотделимо от остальной жизни. Никто не является учеником, и никто не является учителем – все учатся и все учат. Все передают друг другу только нужные и интересные знания. Дети делятся новизной мышления, взрослые полученным опытом. Будущая жизнь берет от детей игру и творческий душевный порыв, от взрослых – рационализм и логику, направленные не на абстрактные иррациональные ценности капитализма, а на достижение потребностей и развитие способностей. В таком обществе свободное развитие каждого будет означать свободное развитие всех.

——–

*) конечно, кому-то полученные знания могут пригодиться или показаться интересными, но это частные случаи, не затрагивающие общих особенностей системы.

**) Такими требованиями могут быть: сопротивление переводу на платное отделение, отчислению или подорожанию стоимости обучения, требования убрать из программы или ввести в неё тот или иной предмет, улучшение условий жизни в общежитии, итп.
 

 

А.П. Гаврошенко
  http://revsoc.org/archives/4675

Комментарии

Интересная статья

Но...

Первое. Описывается кощунство системы образования, но не отмечается причина такого кощунства, а она лежит в семье. Эта система образования продукт семьи, то есть дети боятся получать двойки, не ходить в школу под страхом наказания в семье. Они дрессируются в школе не потому что учителя авторитарные, а потому что ребенок ответит так как от него требуют, потому что так он избежит наказания в семье. В данный момент эта система образования функционирует не потому что выгодно капиталу, а потому что ее продуцирует семья.

Дети привязаны к родителям не только сердцем, но так же желудком и своей физической слабостью чтобы противостоять трудностям в жизни. Именно 100% зависимость от родителей это и есть семья.

Нынешняя система образования перестанет существовать когда не будет семьи. тут перехожу к

Второе. Очень расплывчатые и путаные выводы по отношению борьбы. естественно не раскрыта причина такого образования, а значит не указана причина с которой стоит бороться. Но так же...

Не понятно, или """Никто не является учеником, и никто не является учителем – все учатся и все учат.""" или """Учащиеся объединяются с работниками и безработными в единой борьбе. Борьба студентов – это классовая борьба, перерастающая в социальную революцию.""" То есть тут явное противоречие мы или не признаем что существует ученики, а значит и ученическая борьба (так как тогда это борьба явно ведется в нынешней системе образования, то есть это реформизм) или мы создаем иное образование и тогда получается происходит схватка между капиталистическим и нашим образованием, то есть революционный момент, который кардинально может все изменить.

Это на то что я сразу обратил внимание. Хотя все равно статья мне понравилась.

Рейтинг: 4 (2 голоса )

 "Они дрессируются в школе не потому что учителя авторитарные, а потому что ребенок ответит так как от него требуют, потому что так он избежит наказания в семье. В данный момент эта система образования функционирует не потому что выгодно капиталу, а потому что ее продуцирует семья."

Да, верная мысль,  действительно, если бы не семья, то на школу бы просто забивали - не подумал об этом, когда писал. Но, с другой стороны, детдомовцы тоже угнетаются у себя в детдомах или интернатах. Да, пытаются сбегать, но в конечном счете эти попытки подавляют.

 

"Дети привязаны к родителям не только сердцем, но так же желудком и своей физической слабостью чтобы противостоять трудностям в жизни. Именно 100% зависимость от родителей это и есть семья."

Да, но дети прежде всего чувствуют любовь (или просто привязанность) к своим родителям, а не думают о том, что если они станут жить без родителей, то умрут с голоду. Т.е. здесь не рациональное, а чувственное восприятие играет первое место. По крайней мере, в младшем возрасте.

"Нынешняя система образования перестанет существовать когда не будет семьи. "

Прежде капитализм и государство, т.к. даже при наличии семьи, государство обязывает отдавать детей на обучение, и промывает родителям мозг, что от школы будет детям польза.

 

"То есть тут явное противоречие мы или не признаем что существует ученики, а значит и ученическая борьба (так как тогда это борьба явно ведется в нынешней системе образования, то есть это реформизм) или мы создаем иное образование и тогда получается происходит схватка между капиталистическим и нашим образованием, то есть революционный момент, который кардинально может все изменить."

Почему же борьба учеников не может быть направлена против образования, и значит, своего положения как ученика (точно так же как борьба пролетариев - против наемного труда и своего пролетарского положения)? Борьба зарождается на территории школы (универа, работы), но вступая в борьбу, люди уже действуют не как ученики (студенты, рабочие), а как личности, соответственно необходимо расширение борьбы в городское пространство (будучи замкнутой там, борьба действительно останется в рамках системы и станет реформизмом). И если побеждают в борьбе, то уже перестают быть ученихами (студентами. рабочими), и становятся людьми бесклассового общества.

А вот в длительное существование двух систем образования не верю. Это будет неустойчивое равновесие, и либо люди покинут школы, либо альтернативные системы будут разбиты, и останутся только маленькие кружки активистов (что к сожалению сейчас из себя представляют уличные и вольные университеты), либо система сможет преобразовать альтернативные учереждения так, что они станут безопасны для нее, и интегрировать их (как было например с рабочими советами в Германии).

 

Голосов пока нет

Да что там статья - рисунок к ней! Что за художник?
Голосов пока нет

 Я давно заметила... хорошо, пока только 9ый класс.... 

Спасибо. Теперь хотя бы улетучились мысли, что я одна такой параноик.  

Рейтинг: 5 (1 голос )

Такие "параноики" были всю историю человечества :-)

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3