Ереван: город в огне. С места событий

Предлагаем посетителям сайта материал о событиях в Армении начала марта 2008 года. В результате  массовых протестов жителей от рук армии и полиции погибло восемь человек. Статья написана  непосредственным очевидцем всего произошедшего специально по просьбе редакции avtonom.org .   Внизу статьи смотрите фотографии.


 Стихийные митинги и мирные шествия в столице Армении начались после объявления предварительных  результаов президентских выборов 19 февраля 2008 года. По данным ЦИК одобренный действующим  президентом кандидат, премьер-министр, лидер парламентского большинства, бывший министр обороны,

экс-глава нацбезопасности Серж Саркисян набрал около 53%.
 Митинги собирал главный кандидат от оппозиции первый президент Армении Левон Тер-Петросян,  предвыборная кампания которго не освещалась по местному телевидению или освещалась с крайне  негативной провластной точки зрения. Предвыборные взятки, прямые угрозы в адрес избирателей,  избиение доверенных лиц - все это заставило собираться в центре города не только сторонников  Тер-Петросяна. 10 дней подряд день и ночь площадь Свободы не покидали тысячи людей: студенты, артисты, некоторые журналисты, представители молодежных организаций, ветераны карабахской войны и просто обманутые граждане со всех концов страны несмотря на блокаду дорог стремились в столицу. Люди разбивали палатки, грелись у костров, пели песни, а к утру с метлами в руках убирали площадь.
 С трибуны периодически просили не употреблять горичительных напитков, а уже выпивших просили удаляться домой и участвовать в акции неповиновения лишь в трезвом виде. Людей также просили избегать стычек с полицией и не поддаваться на провокации, не давая повода полиции. На 5-6-ой день митингующим даже удалось поймать двоих сотрудников спецслужб с подслушивающей аппаратурой, которые пытались затеять массову драку с полицейскими. Их сдали правоохранительным органам. Нацбезопасность признала своих на следующий день и потребовала не препятствовать работе госслужб.
 Чтобы иметь хоть сколько нибудь правдоподобную информацию, нужно было выходить на улицу: по ТВ говорилось о победе кандидата от властей, высокой оценке выборов западных и российских наблюдателей, зачитывались поздравления Путина, Саркози, Госдепа США, а о митинге говорилось, что там собираются бомжи, алкаголики, наркоманы и прочий сброд. Показвали интервью с обкуренными, пьяными сторонниками оппозиции и недовольных жителей центра, жалующихся на шумяхищ в центре столицы деревенских жителей. Все это давало обратный эффект и с каждым днем протестовавших становилось все больше.
 С критикой властей стали выступать, после увольняться с должностей, некоторые арестовываться, сотрудники министерств и ведомств, послы Армении в разных странах, замгенпрокурора страны и т.д. Преследованию и арестам подвергались также и другие сторонники и участники акции, студентов, например, исключали из вузов.
 В ответ на это власти решили организовать митинг в поддержку своего кандидата. Со всей Армении крестьяне, освобожденные от учебы студенты, школьники, снятые с работы целые министерства и какое-то количество сторонников Саркисяна свозилсиь на другую площадь Еревана. И не успел закончиться митинг властей, как толпы уже шли с площади Республики на площадь Свободы, разрывая флаги с лозунгами властей. Под видом сторонников власти со всех городов и всей страны по открывшимся дорогам в Ереван наконец проникли тысячи сторонников акции протеста. Митинг в миллионоом городе в этот день перевалил за сотню тысяч.
 1 марта, на 11-ый день акции, на рассвете пришло сообщение о приближении к площади спецназа. С излишней серьезностью эту весть никто не воспринял: уже привыкли. Около 6:20 утра кольцо полицеских вокруг площади стало сжиматься. Люди зашевелились, стали будить остальных. Серьезноых стычек не произошло, кольцо полиции рассеялось. Через минут двадцать к протестующим стали подъезжать автобусы и тысячи полициейских в касках со щитами и дубиками, спецназовцев с автоматми окружили людей и сжигая палатки с людьми, избивая граждан приближались к центру площади. И если отряды полиции, которые проводили все эти дни рядом с протестующими до приезда спецназа расталкивали народ и просили уйти, то свежепривезенные омоновцы догоняли и добивали разбегавшихся людей.
 Кандидат от оппозиции, проведший все предыдущие дни и ночи с протестующими, не сходил с трибуны пока не был насильно посажен в автомобиль по указанию главы службы охраны президента, который непосредственно руководил операцией. Левон Тер-Петросян был посажен под домашний арест.  Из редеющей толпы кричали, что надо бежать в сторону французского посольства, и многие поспешили в сторону Северного проспекта - кратчайший путь к площади у мэрии, посольств Франции, Италии и России. Через два часа Северный проспект отмывали от крови, площадь Свободы, как и весь центр столицы, была заполнена вооруженными полицейскими. Автобусы с полицией продолжали прибывать в Ереван со всех областей страны.
 Сомкнувши ряды, полиция окружала и дубинками разгоняла немногочисленные скопления людей на окрестных улицах. Некоторые жители столицы наблюдали происходящее из окон и балконов, другие сидя в траснпорте.
 После стало известно, что скрывающиеся от полиции с раннего утра стали собираться у мэрии, узнавшие о разгоне присоединялись к ним. К полудню площадь была полна и толпы людей продолжали под аплодисменты примыкать к протестующим. Люди обступили оцепленное полицией посольство Франции, скандируя"Свобода", "Левон". Люди требовали своего кандидата, который, как стало известно, был под домашним арестом.
 Автобусы с милицией продолжали прибывать. Потом подъехали водометы, а появление тяжелой техники еще больше разозлило людей. И с предложением перенести митинг в другое место люди не соглашались. Говорили, что в дали от центра и глаз посольств над ними снова учинят беспредел.
 Через некоторое время полиция стала отступать и две части толпы смогли соединиться. Отъехали и водометы с БРТ-ом. Люди стыдили полицейских и призывали перейти на их сторону. Но когда стало известно, что в город вводится армия с тяжелой техникой и люди оказались в полном оцеплении, стали звучать призывы не отступать и готовиться к обороне. 
 Сначала люди сожгли полицейский УАЗ, который переехал несколько человек, после стали наступать на полицейских и загнали их в здание мэрии. С четырех сторон собравшихся продожали окружать войска полиции, армейские подразделения.
 С соседней стройки тащили трубы, арматуры и т.п. Из скамеек и оставленных полицией автомобилей стали делать барикады и запасаться камнями. Смеркалось. Стали слышны редкие выстрелы, после - очереди, применили удушающий газ. Трассирующими пулями под углом 30-35 градусов стреляли в воздух, боевыми по толпе. Раненых и убитых уносили.
 Была захвачена бензоколонка и вход пошли коктейли молотова.
 Потом странным образом полиция стала отсупать в сторону центрального проспекта города, заманивая толпу. Люди бросились вперед, сжигая автомобили и автобусы полиции, круша на радость мародерам магазины, используя для коктейлей молотова бутылки из-под дорогостоящих коньяков.    Крушили магазины избирательно, например, супермаркет одного из богатых людей страны, имеющего монополию на ввоз сигарет, крупы, бензина и терроризировавшегонаселение при помощи своей вооруженной до зубов службы охраны для получения необходимых в пользу властей голосов на выборах .
 Оставив большую территорию людям властям удалось рассеять толпу и отбившихся людей окружали, избивали и забирали.
 После 3-х часов ночи немногочисленные массы людей узнали, что находящийся под домашним арестом Тер-Петросян обратился с просьбой разойтись.
 Президент Кочарян на 20 дней объявил чрезвычайное положение, тем самым официально запретив всякую публичную деятельность - от листовок до распространения какой-либо информации, кроме официальной. Присотановлен выпуск всех нелояльных к властям газет, блокируются также веб-ресурсы.
 По ТВ вот уже восьмой день крутят кадры полиции, где показывают "заранее заготовленные митингующими" гранаты, автоматы и дубинки, разбросаные по все площади использованные шприцы. Глава государства говорит, что "постоянно получает письма простых граждан с благодарностями за разгон преступников". Объявленный президентом премьер-министр Саркисян посещает больницы с ранеными военнослужащими. По сведениям полиции 8 убитых более 130 раненых.
 Правозащитники располагают сведениями о более тридцати убитых, 250 раненых. Сотни людей, арестованы, в том числе журналисты, депутаты парламента, Правозащитники и адвокаты не имеют к ним доступа. Возбуждаются дела на пострадавших, которые приходят в себя в больницах. Президент участвует в публичных похоронах офицеров. Семьям погибших по эту сторону баррикад запрещаются публичные похороны - полиция и спецслужбы следят, чтобы они не перастали в стихийные митинги.
 Столица заполнена вооруженными военнослужащими и тяжелой техникой, в домах, транспорте, на рабочих местах люди обсуждают случившееся. Налицо серьезный раскол между теми, кто смотрит телевизор и пытается оправдать власти и теми, кто готовится к новым акциям, готовит листовки и уже не отступит.

Соб.Кор., Юрий М.

 

 

 

 

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости