Всем привет! Мы продолжаем наш подкаст «Тренды порядка и хаоса». Это эпизод 110. Сейчас «Автономному действию» нужна ваша поддержка, примите участие в нашем краудфандинге. На этой неделе выпуск подготовила команда проекта Антиджоб.
Антиджоб концентрируется на теме трудовых конфликтов, им и посвятил нынешний эпизод подкаста.
1. Забастовка на Мариинском прииске
На прошлой неделе завершилась забастовка шахтеров на Мариинском прииске в Свердловской области. Поводом для ее начала послужили планы Ростеха (РТ Капитал) по консервации шахты и изменения способа добычи изумрудов с подземного на открытый (карьерный). В результате таких изменений шахтеры бы лишились своих рабочих мест. Владельцы заводов, газет, пароходов в очередной раз порадовали своей откровенностью. Пресс-секретарь компании Светлана Милорадова в интервью 4-му каналу Екатеринбурга заявила:
«Большинство сотрудников прииска нас услышали и готовы к конструктивному диалогу. Мы продолжаем переговоры и верим в благоразумие инициаторов забастовки. Но если саботаж продолжится и дальше, последуют жесткие меры – вплоть до увольнения за нарушение трудовой дисциплины».
Короче, начальники вольны как миловать, так и казнить. Также она посетовала на то, что работники, якобы, враги прогресса и просто хотят работать по старинке и не хотят реформ. На то, что люди потеряют заработок, не смогут кормить семьи, расплачиваться с ипотеками и кредитами, им плевать. В общем, в очередной раз капиталисты доказали, что их метод диалога с наемными работниками - это угрозы.
Местные чиновники также пытались своими незатейливыми способами заставить рабочих прекратить забастовку. Вокруг шахты скакал глава департамента труда, а прокурор со свитой даже спускался к ним под землю. Но ни угрозами, ни нытьём рабочих вытащить из-под земли не удалось. Выход был один – пойти шахтёрам навстречу и найти с ними компромисс. В итоге компания-владелец шахты объявила: сокращений не будет, зато будет создана совместная рабочая группа, в которую войдут сами шахтёры, представители руководства компании и губернатора Свердловской области – вместе они будут решать вопрос об одновременной добыче руды подземным и открытым способом, что позволит сохранить рабочие места на шахте и сократить расходы компании.
Очевидно, что эта победа шахтеров - промежуточная, так как нет никаких гарантий, что владельцы шахты в любой момент не изменят свое решение. К тому же после окончания любых забастовок руководство обычно пытается вычислить зачинщиков, тех, кто был самым активным, и далее всеми правдами и неправдами их уволить, чтобы в будущем они не могли влиять на коллектив и организовывать борьбу. Тем не менее уже сам факт того, что работники заставили начальство идти на компромисс, заслуживает огромнейшего уважения. В стране, где основным средством борьбы работников стали челобитные начальству, устроить забастовку да еще и одержать победу, пусть и промежуточную. Это дорогого стоит.
2. Масштабная забастовка шахтеров в Грузии
Если на Мариинском прииске бастовало порядка 80 человек, то в грузинском городе Чиатура счет идет на тысячи. Уже неделю там проходит забастовка рабочих Georgian Manganese Holding, крупнейшей компании по добыче марганцевой руды в Грузии. GMH владеет 11 рудниками и одним перерабатывающим заводом, поставляя продукцию в РФ, США, страны Европы и Южной Америки.
По словам бастующих, ещё в январе 2023-го компания уменьшила зарплаты рабочих на 40% на срок до трёх месяцев. После этого оплату, казалось бы, увеличили, однако при этом несоразмерно возросла нагрузка рабочих. Шахтеры говорят, что им пришлось работать больше за меньшую плату. Это вызвало закономерный протест среди сотрудников.
Шахтеры выдвинули 25 требований, среди которых: повышение оплаты, сокращение рабочих часов, улучшение условий труда, обеспечение страховкой, а кроме того – решение экологических проблем в городе, вызванных производством.
Нынче ни одна из их шахт в Чиатура не работает – все рабочие бастуют. Они собираются у здания мэрии города, публично выдвигая свои требования и рассказывая о ситуации с зарплатами и охраной труда. Работники говорят, что компания не предоставила технику, необходимую для работы, а тем не менее требует от работников выполнение плана, как если бы эта техника была. Шахтеры сообщают, что у них нет столовой и даже медицинской страховки.
На пятый день протеста забастовщики и члены их семей устроили марш по центру города.
Из России такие марши, в которых принимают участие тысячи работников и их близких, смотрятся как диковинка. Несмотря на то, что у нас, россиян, могут быть зарплаты больше и мы можем иметь больше каких-то социальных гарантий, мы утратили главное - солидарность между людьми, за счет которой возможна такая коллективная борьба. И не в последнюю очередь на это повлияло репрессивное законодательство, по которому такие марши в России фактически запрещены. Вам просто их чиновники не согласуют, а полиция на месте жестко разгонит участников.
И если вы думаете, что полицаи будут метелить только «креативный класс», то вы жестоко ошибаетесь. Посмотрите, например, видео о тренировке жандармов в Златоусте. По легенде они разгоняют именно забастовку, которая случилась из-за того, что рабочим перестали платить зарплату. И хоть случилась данная тренировка уже 6 лет назад, можете не сомневаться: с тех пор все изменилось только в худшую сторону.
3. Уроки истории
А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Ровно 70 лет назад 17 июня 1953 года, в Восточной Германии советские танки тоже разгоняли демонстрации рабочих.
Коммунистическое правительство Германской Демократической Республики (ГДР) предложило немецким рабочим увеличить норму выработки на 10-15 процентов, не увеличивая при этом зарплату. Особенно интересно то, что в официальном сообщении о повышении норм выработки было заявлено, что это сами рабочие попросили их повысить. При этом за два месяца до июньских событий, произошло повышение цен на общественный транспорт, одежду, обувь, хлебопродукты, мясо и содержащие сахар продукты, и по свидетельству участника тех событий, это уже тогда вызвало волну возмущения.
Кстати подобное повышение цен и снижение расценок за выполненную работу в июне 1962 года вызовет забастовку рабочих уже в СССР, в Новочеркасске, которая также будет жестоко подавлена.
Так вот, насчет повышения цен. В 1952 году средняя заработная плата в ГДР составляла 308 марок. В магазинах килограмм сахара стоил 12 марок, килограмм масла — 24 марки, килограмм свинины — 15 марок. Это вело к парадоксальной ситуации для рабочих. От них требовалось выполнение планов повышения производительности труда, тогда как их заработная плата не позволяла им обеспечить семьи элементарными вещами.
Первую забастовку против повышения производственных планов началась 9 июня. Ее организовали сталевары в Хеннигсдорфе. Администрация предприятия назначила премию в 1000 марок за выявление руководителей забастовки, пятеро из них были арестованы. 12 июня рабочие народного предприятия «Юстус Пертес» в Готе в знак протеста развернули лицом к стене все портреты руководителей ГДР.
15 июня начались первые забастовки среди строителей на Сталин-аллее в Берлине. Далее события закрутились еще более резво. Около 7 часов утра 16 июня на стройке больницы Фридрихсхайн началось брожение. В свежем номере профсоюзной газеты «Трибуна» был опубликован комментарий в поддержку повышения норм выработки.
Строители восприняли его как ответ на письмо, которое они накануне передали партийному функционеру Отто Гротеволю (рабочие пытались через письмо донести, что нормы выработки повышать не надо). В это время директор больницы, возможно, без злого умысла, распорядился закрыть ворота стройки. На Сталин-аллее прошёл слух: «Наших коллег заперли. Надо их освободить».
В 10:25 полиция насчитала 700 демонстрантов. Проходя мимо строительных участков, они громко скандировали: «Коллеги, присоединяйтесь, мы хотим быть свободными людьми!» Демонстрация, численность которой в результате достигла 10 000 человек, направилась к Дому министерств на Лейпцигерштрассе.
Тем временем Политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), заседавшее в этот день, в срочном порядке приняло решение об отмене повышения норм, но было уже поздно.
Утром 17 июня в Берлине началась всеобщая забастовка и массовые демонстрации. К полудню численность забастовщиков в городе достигла 150 000 человек. Волнения перекинулись на всю Восточную Германию. В индустриальных центрах стихийно возникли забастовочные комитеты и советы рабочих, бравшие в свои руки власть на фабриках и заводах. Осаде и штурму подверглись 250 общественных зданий, среди них были 5 окружных учреждений министерства госбезопасности, два окружных комитета СЕПГ, одна районная дирекция народной полиции, а также десяток зданий СЕПГ и профсоюзов, полицейские участки и канцелярии бургомистра. Из 12 тюрем были освобождены около 1400 заключённых. Согласно последним исследованиям, демонстрации и забастовки состоялись не менее чем в 701 населённом пункте ГДР.
Восстание было задушено грубой силой. Москва потребовала от правительства ГДР ввести чрезвычайное положение, и 17 июня около полудня против протестующих были брошены советские танки. В подавлении волнений участвовали 16 дивизий, из них только в Берлине три дивизии с 600 танками. Вечером 17 июня в городе действовали около 20 000 советских солдат и 15 000 служащих казарменной полиции (будущая армия ГДР).
Число жертв данных событий исчисляется десятками. C 17 по 23 июня 34 демонстранта, в том числе — прохожие и зеваки, были расстреляны полицейскими ГДР или советскими солдатами. 5 человек были приговорены советскими оккупационными властями к смертной казни и казнены. 2 человека были приговорены к смертной казни судами ГДР и казнены. 4 человека умерли в заключении. 4 человека покончили с жизнью самоубийством в ходе расследования. Всего же было осуждено 1526 человек.
Выступления рабочих были подавлены, тем не менее, «коммунистам» пришлось пойти перед ними на уступки. 21 июня 1953 года были восстановлены прежние нормы выработки и отменено сокращение заработной платы; в октябре правительство понизило на 10—25% цены на товары народного потребления. СССР в свою очередь поспешил сократить требования репараций (теперь они составляли лишь 5% бюджета ГДР), что также способствовало улучшению материального положения.
Как мы видим, все начальники, не только капиталисты, но и те, кто называет себя «коммунистами», считают себя царями, которые вольны миловать и вольны казнить своих холопов. И все они без исключения готовы применить против наемных работников любые методы - вплоть до грубой силы, репрессий и физического уничтожения. Поэтому мы не должны вестись как на «социальное партнерство» с капиталистами, так и на «социалистическое государство» коммунистов.
Ну вот и всё на сегодня! Напоминаем, что в "Трендах порядка и хаоса" участники Автономного Действия и другие авторы дают анархистские оценки текущим событиям. Слушайте нас на YouTube, SoundCloud и других платформах, заходите на наш сайт avtonom.org, подписывайтесь на e-mail рассылку!
Эпизод 110 подготовил проект "Антиджоб"
Добавить комментарий