Семен Радовицкий: "Да здравствует анархия!"

В начале марта исполнилось 56 лет со дня смерти человека интереснейшей судьбы – Семёна (Симона) Радовицкого. История его жизни будет покруче историй в Голливудских боевиках. Жизнь в бедности, борьба за справедливость, репрессии, тюрьмы и побеги, ранения и больницы, войны и убийства – всё это было в его жизни.

Семён родился 10 сентября 1891 года в семье рабочих, в еврейской общине маленького украинского села Степанецо, что в Украине. В Екатеринославле, куда переехала его семья, Семён получил начальное образование. Но в возрасте 10 лет из-за бедности пришлось оставить школу и пойти работать подмастерьем кузнеца. Никаких удобств, привычных современному человеку, тогда не было, и мальчику приходилось спать под обеденным столом своего начальника. Благодаря этому иногда он слушал революционные разговоры дочери кузнеца и ее друзей.

В возрасте 14 лет, он получил работу на заводе скобяных изделий. Где-то в это же время первый раз участвовал в беспорядках на уличной демонстрации за сокращение рабочего времени. Один из казаков, разгонявших недовольных, ранил Семёна саблей в грудь. Из-за этого ему пришлось шесть месяцев провёсти в постели. Затем ему дали четыре месяца тюремного заключения за распространение листовок.

В 1905 году, во время революционных событий, в свои 15 лет Семена избрали вторым секретарем советского завода, где он в то время работал. Но из-за репрессий, которые начались после революции, ему пришлось покинуть страну.

В марте 1908 года Радовицкий оказался в Аргентине, где стал работать механиком. В тот период, живя вместе с мигрировавшими из России анархистами-интеллектуалами, он активно читал анархическую прессу, труды организации FORA, Анархо-синдикалистского союза.

1 мая 1909 года случилось событие, которое сильно изменило его жить. Во время демонстрации конный отряд полиции устроил жёстокий разгон рабочих. В итоге двенадцать человек погибли, а 100 получили серьезные ранения. Всю следующую неделю полиция продолжала свой террор.

Если раньше Радовицкий выступал за применение минимально возможного насилия в революционной борьбе, то после случившегося он переходит к решительным действиям. Симон подбрасывает бомбу в экипаж начальника полиции Рамон Фалкон. Анархиста ловят в двух кварталах от места взрыва, когда он собирался покончить жизнь самоубийством. Но выстрелив себе в грудь с криком "Да здравствует анархия!", революционер остаётся в живых.

Когда он оклемался, его приговорили к смертной казни. Но поскольку Симон еще не достиг совершеннолетия, казнь заменили на бессрочное тюремное заключение. В каждую годовщину покушения заключенному сокращали паек до хлеба и воды в течение 20 дней. Через какое-то время вместе с ещё 13 заключённым (в том числе с несколькими анархистами) ему удаётся бежать из тюрьмы. Но его ловят и переводят в одну из самых ужасных тюрем «Ушайя». Тюрьма «Ушайя» находится на Архипелаге Огненная Земле, на самой южной части Латинской Америки. Этот край долго оставался населенным только пингвинами, тюленями и аборигенами. Заключённых туда отвозили на барже. К концу пути их лица были чёрные от пыли, а ноги в язвах от кандалов.

В этой тюрьме Симон стал одним из самых неудобных и непослушных заключенных. Регулярные протесты и голодовки, показали всю силу его характера.

Анархистское движение в Буэнос-Айресе начало кампанию за освобождение Радовицкого, назвав его «мучеником Ушайи» и сделав чуть ли не символом движения. Ему посвящают песню, постоянно публикуют заметки в либертарной прессе. Но это не приносит результатов. Устав ждать, анархисты планируют побег. С помощью контрабандиста они смогли подобрать сбежавшего из тюрьмы Симона на борт корабля. Таким образом, он стал единственным, кто смог сбежать из этой тюрьмы. Но чилийские ВМФ перехватили их, и Симон снова оказывался в тюрьме. Его сажают в одиночную камеру и сокращают наполовину паёк до января 1921 года.

Кампания за его освобождение продолжается и, наконец, в 1930 году после 20 лет ада, Радовицкий был освобожден. Изгнанный из Аргентины, он нашел убежище в соседнем Уругвае, где снова стал работать механиком. Его участие в анархическом движения и борьба с диктатором Габриэлем Террасом в 1933 году привело к аресту и депортации. Когда вспыхивает испанская революция, Симон направился туда. К тому времени ему было уже около 40 (и здоровье его было основательно подорвано).

Позднее Симон работал в Барселоне в анархо-синдикалистском союзе CNT.

После победы Франко Радовицкий был вынужден бежать во Францию, где, как и многие другие, был отправлен в концлагерь в Санкт-Сиприен. Но он все же смог добраться до Мексики, где получил должность клерка в консульство Уругваи. В конце Второй мировой войны он работал в Мексике, в организации, которая помогала политическим беженцам.

Годы тюрьмы взяли своё. Симон постоянно болел, а когда не был в больнице, жил в потертом чердаке жилого дома. Он умер от сердечного приступа 29 февраля 1956 , прямо на работе, на фабрике игрушек. В ноябре 2003 году в Аргентине народное собрание решило переименовать площадь имение Рамон Фалкона в площадь именем Симона Радовицкого.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
9
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4