Не очень-то приятно думать о том, какие мысли, должно быть, проносятся в голове у вылетающей в сумерках Совы Минервы, задача которой – оценить саму эпоху человеческой цивилизации, которая сейчас, возможно, приближается к своему бесславному концу.
Эта эпоха началась почти 10 000 лет назад в регионе названном "Плодородным полумесяцем", простирающимся от Междуречья Тигра и Евфрата, через Финикию на восточном побережье Средиземного моря – к долине Нила, а оттуда – в Грецию и дальше – за ее пределы. И то, что сейчас происходит в этом регионе – это весьма болезненный урок, показывающий нам, до чего может опуститься наш человеческий вид.
Междуречье Тигра и Евфрата за последние годы становилось ареной, на которой творились просто неописуемые кошмары. Агрессия Дж.Буша и Тони Блэра в 2003-м, которую многие иракцы сравнивают с монгольским нашествием XIII века стало очередным роковым ударом. Оно уничтожило то, что еще сохранилось после санкций против Ирака, навязанных в свое время ООН Биллом Клинтоном – санкциями, которые называли "геноцидом" такие уважаемые дипломаты, как Денис Хэллидэй и Ханс фон Шпонек. Эти дипломаты сами вводили санкции против Ирака прежде чем уйти в отставку в знак протеста. И на ужасающие доклады Хэллидэя и фон Шпонека тогда отреагировали так, как и обычно реагируют на нелицеприятные факты.
О страшных последствиях американо-британского вторжения в Ирак "Нью-Йорк Таймс" сообщала в "Визуальном отображении кризиса в Ираке и Сирии" - в частности сообщая о радикальных изменениях в Багдаде, где вместо районов со смешанным населением после 2003-го стали появляться анклавы, где представители различных религиозных групп проживали отдельно, попадая в ловушку взаимной ненависти. Конфликт, спровоцированный вторжением, полыхнул по всему региону, разрывая в клочья и соседние страны.
Большая часть Междуречья Тигра и Евфрата сейчас в руках ИГИЛ – самопровозглашенного исламского государства, которое представляет собой мрачную карикатуру на экстремистскую форму радикального ислама, родиной которой является Саудовская Аравия. Патрик Кокбёрн, ближневосточный корреспондент Independent и один из наиболее осведомленных об ИГИЛ аналитиков, описывает его как "ужасную и во многих отношениях фашистскую организацию, крайне сектантскую, убивающую каждого, кто не верит именно в их весьма строгую форму ислама".
Кокбёрн также указывает на противоречивость реакции Запада на возникновение ИГИЛ: с одной стороны, предпринимаются попытки остановить продвижение ИГИЛ в Ираке, а с другой стороны, предпринимаются попытки подорвать силы основного противника ИГИЛ в Сирии – режима Асада. Кроме того, серьезным барьером перед распространением чумы ИГИЛ в Ливане является группировка Хезболла – ненавистный враг США и их союзника Израиля. И усложняя ситуацию еще больше, теперь США и Иран одинаково и оправданно обеспокоены ростом Исламского государства (как впрочем, и все прочие силы в конфликтном регионе).
Тем временем, Египет накрыла тьма военной диктатуры – и египетские военные продолжают получать помощь от США. Однако судьба Египта отнюдь не была предначертана звездами. На протяжении нескольких веков у страны были альтернативные пути развития – и вполне реальные, однако каждый раз тяжелая имперская рука перекрывала очередной альтернативный путь.
А после ужасных событий последних недель нет даже особой нужды комментировать то, что исходит из Иерусалима, который когда-то – в далеком прошлом – считался оплотом морали.
Восемьдесят лет назад Мартин Хайдеггер прославлял нацистскую Германию, которую считал спасительницей великой греческой цивилизации от варваров с Востока и Запада. И сегодня немецкие банкиры убивают Грецию режимом экономии, который вроде бы по идее должен был сохранить ее силы и богатства.
Вероятный конец нашей цивилизации предвосхищает и новый доклад Межправительственной Группы Экспертов по изменениям климата (МГЭИК), которая склонна даже более чем умеренно оценивать происходящее в физическом мире. В докладе говорится о том, что увеличение выбросов парниковых газов грозит оказать "серьезное, глубокое и необратимое воздействие на всех людей и экосистемы", и это случится в ближайшие десятилетия. Наш мир приближается к той точке, когда повышение температуры приведет к тому, что таяние ледников Гренландии уже невозможно будет остановить. Впрочем, как и таяние льда Антарктики, которое вызовет подъем уровня моря и приведет к затоплению крупных городов на прибрежных равнинах.
Эра нашей цивилизации совпадает с геологической эпохой Голоцена, начавшейся более 11 000 лет назад. Предыдущая эпоха Плейстоцена длилась 2,5 миллиона лет. И сейчас ученые предполагают, что новая эпоха началась уже 250 лет назад – это Антропоцен – период, характеризующийся серьезным влияниям человеческой деятельности на физический мир. И в этом отношении нельзя игнорировать саму скорость смены геологических эпох.
Одним из показателей человеческого воздействия является вымирание видов животных, степень которого сейчас сравнивают с периодом, начавшимся после падения астероида 65 миллионов лет назад. Падение астероида, предположительно, стало причиной окончания эпохи динозавров, и оно же открыло путь к размножению маленьких млекопитающих и, в итоге – к появлению современного человеческого вида. И сегодня именно человеческий вид является таким "астероидом", обрекая на вымирание большую часть жизни на Земле.
Доклад МГЭИК подтверждает данные о том, что "большую часть" разведанных запасов ископаемого топлива необходимо оставить в земле, чтобы отвести серьезную угрозу от будущих поколений. А тем временем крупные энергетические корпорации даже не скрывают, что их целью является эксплуатация всех этих залежей ископаемых и даже открытие новых.
Буквально за день до оглашения выводов МГЭИК Нью-Йорк Таймс писала о том, что огромные запасы зерна гниют, потому что в Северной Дакоте происходит нефтяной бум и железнодорожные составы транспортируют нефть, которая затем уже направляется в страны Европы и Азии. Одним из наиболее опасных последствий антропогенного глобального потепления является таяние вечной мерзлоты. Результаты исследований, опубликованные в журнале Science, говорят о том, что "даже небольшое повышение температуры (даже менее чем ожидалось) может привести к таянию вечной мерзлоты, что в свою очередь грозит высвобождением из ледяного плена огромного количества парниковых газов", что может иметь "фатальные последствия" для всего климата на Земле.
Арундати Рой считает, что "наиболее подходящей метафорой, демонстрирующей безумие нашего времени" является ледник Сиачен, где индийские и пакистанские солдаты убивали друг друга на самом высоком в мире поле битвы. Сейчас этот ледник тает, открывая "тысячи гильз от артиллерийских снарядов, пустые бочки, ледорубы, старые солдатские ботинки, палатки – прочий мусор, произведенный тысячами человеческих существ", сцепившихся между собой в ходе бессмысленного вооруженного конфликта. Ледники тают – Индию и Пакистан ожидают невероятные катастрофические последствия.
Жаль человечество.
Бедная Сова.
Ноам Хомский
Перевод: Дмитрий Колесник
Добавить комментарий