Иммануэль Валлерстайн родился 28 сентября 1930 года в Нью-Йорке. Родители его были немецко-иудейского происхождения. По образованию - социолог. После окончания учебы Валлерстайн увлекся Африкой и написал доклад, посвященный африканским освободительным движениям. Его воззрения находились где-то между Карлом Марксом и Фернандом Броделем. В большей степени склонялись в сторону последнего. С 1976 года и по сегодняшнее время Валлерстайн - директор Центра Фернанда Броделя в Бингхантонском Унивеситете в Нью-Йорке.
Уже с начала 1970-ых Валлерстайна стала интересовать мировая капиталистическая система. В книге "История капитализма" он изложил свое видение капитализма как мировой системы. Валлерстайн рассмотрел процесс пролетаризации, завершения феодальных отношений с нетрадиционной для марксизма стороны. В истории он выделил как бы две подсистемы: мировую империю и мировое хозяйство. Так вот, процесс пролетаризации он попытался рассмотреть как процесс разрушения домашнего хозяйства феодального крестьянина. Действительно, для того чтобы заставить пролетария работать на буржуа, нужно сначало сделать так, чтобы он не мог существовать за счет своего хозяйства, за счет которого существовал в течение многих веков до этого. Домашнее хозяйство рассматривается Валлерстайном "В истории капиталима" как самостоятельная экономическая единица, часть мирового хозяйства. С этой точки зрения марксизм не пытался взглянуть на капитализм.
Своебразной идеологией капитализма Валлерстайн назвал универсализм. Универсализм это основа для превращения всех вещей в товары. Важное составляющая универсализма - это преписывание всем членам общества в первую очередь экономических ролей. Причем таким образом, чтобы сразу распределить роли эксплуатируемых и эксплуататоров. Ты - должен продавать мобильные телефоны и это круто. Ты - должен стоять за станком. Ну а ты - вообще не местный без прописки: будешь на стройке за гроши работать. В конце 1980-ых Валлерстайн совместно с Этьеном Балибаром издал книгу "Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности". В 2003 она была издана на русском языке. В ней авторы изложили следующие мысли.
1. Особенность современного расизма/национализма - смещение акцента с идеи расового/национального превосходства на непреодолимость культурных различий. Указывается как плохо открывать границы, как чужды иммигранты, их образ жизни и пр.
2. Социальная функция расизма/национализма - воспроизводство социальных сообществ, в которых дети изначально привыкают к тому, что во взрослой жизни смогут занимать только определенные роли.
3. Чтобы народ постоянно воспроизводил себя как национальное сообщество необходимы постоянно политические меры. Основы гегемонии национализма - институты школы и семьи, которые постоянно воспроизводят эффект единства.
4. Классовое, национальное, расовое в реальной жизни тесно переплетаются друг с другом. Например, иммигрант - категория, сочетающая этнические категории с классовыми.
В начале 1990-ых Валлерстайн написал еще ряд статей, которые вошли в основу книги "После либерализма". Вопреки сложившемуся привычному мнению, Валлерстайн утверждает, что распад Советского Союза не сколько доказательство "краха социализма", сколько начало краха либеральной доктрины. Валлерстайн пишет, что мы живем в своеобразную эпоху "группизма". Образуется множество групп, носящих защитный характер. Самые разные движения - за права женщин-рожениц, за права автомобилистов, за права животных, за права обманутых вкладчиков и пр. Образование этих групп свидетельствует о том, что либерализм не способен обеспечивать безопасность людей. Места либералов повсеместно занимают консерваторы. Особенность этой эпохи в том, что нужно бороться или за краткосрочные или долгосрочные цели. Тем, кого раньше выталкивали на обочину современной миро системы, пришло время наступать на всех фронтах. Сегодня перед ними уже не стоит легкая цель достижения государственной власти. Им предстоит сделать нечто гораздо более сложное: обеспечить создание новой исторической системы, одновременно действуя и на местах, и в глобальном масштабе.
В книге "Конец знакомого мира" Валлерстайн продолжил мысль. Убеждая, что современная система вступает в критическую фазу, он пишет, что должна в этой ситуации должна меняться и роль гуманитарного знания. Интересно, что одна из глав этой книги называется просто и ясно: "Экология и издержки производства при капитализме. Нет выхода".
Почти на протяжении всего своего долгого научного опыта Валлерстайн утверждал, что современная мировая система возникла на одной из частей планеты в далеком шестнадцатом веке. Постепенно она разрослась до такой степени, что смогла включить в себя всю территорию земного шара. Сегодня эта система находится в кризисе, который приведет к появлению чего-то иного. Исследуя общество, в том числе и провозглашая такие выводы, мы всегда наталкиваемся на следующие проблемы. Во-первых, универсалистские концепции (то есть, которые пытаются объяснить мир в целом) легко обвинить в том, что они защищают власть имущих. Отчасти это так. Во-вторых, локализм и специфичность. С точки зрения "локализма", утверждение, что "все специфично" все равно не исключает контроль познания. Ограничиваются рамки исследований, а правдоподобные открытия, взятые на вооружение политикой, становятся орудиями в борьбе разных "политик" и разных идей. По сути Валлерйстайн указал на проблему современной культуры: антагонизм "прошлых великих учений" и постмодернизма, призывающего не обобщать мир.
Наследие Валлерстайна это мощный интеллектуальный багаж, который обязательно должен использоваться современными левыми. Валлерстайн сегодня - один из ведущих мировых политологов, социологов, открыто придерживающийся левого мировоззрения. В статьях начала 2000-ых годов он затрагивает движение сопротивления капиталистической глобализации. По его словам "это "движение движений" стало важной политической силой.
Обрисовывая современный мир, Валлерстайн говорит, что: во-первых, в мире теперь три экономических центра - Западная Европа, США, Япония/Восточная Азия. Во-вторых, что в деле контроля над распространением ядерного оружия особенно нечем похвалиться. Индия и Пакистан стали ядерными державами. Так же, как и Израиль, хотя он никогда не признавал этого. Или, например, ЮАР, где режим апартеида свернул ядерную программу как раз перед тем, как передать власть Африканскому национальному конгрессу. И только Ирак, у котого оружия не оказалось, был оккупирован США. Распространение ядерного оружяи будет продолжаться и дальше. В-третьих, в период нынешнего всемирного переходного периода наибольший эффект принесет работа как на местном, так и на всемирном уровне. Деятельность в рамках национального государства - это средний уровень, который носит весьма ограниченный характер.
Сегодня на русском языке существуют следующие книги Валлерстайна: "Конец знакомого мира", "После либерализма", "Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности", "Анализ мировых систем и ситуация в современном мире". Другие книги - еще только ждут своего перевода.
Закончим мы статью об Иммануэле Валлерстайне его же собственными словами: "То, что капитализм в ближайшем будущем исчерпает свой потенциал, представляется для меня ясным".
Сергеев
При написании статьи использовались следующие ресурсы:
Das kapitalistishe Weltsystem "kaputtdenken". Immanuel Wallerstain zum.70 Geburtstag // Direkt Aktion, № 141, september/oktober 2000 ;
http://fbc.binghamton.edu/ - Центр Фернанда Броделя ;
http://www.politstudies.ru - журнал "Полис"
Ситуация, № 14