Теоретические работы

Чарльз Тилли: «Государство как организованная преступность»

Бонни и Клайд

В истории социальных наук было сделано несколько попыток описать логику открытия в них, сформулировать какой-то набор рекомендаций, который позволил бы каждому желающую создать выдающуюся социологическую теорию. Одна из таких логик возводит великие открытия к тому, чтобы вместо качественных различий между объектами стараться видеть в них только количественные различия в степени.

Будущее революционное движение России: к 100-летию Октябрьской революции

Данная статья могла бы быть опубликована к 100-летию Октябрьской революции. Но, по не зависящим от автора (Дмитрия Бученкова) обстоятельствам, ее не удалось завершить строго к официальной дате, поэтому она публикуется чуть позже. Это не политическая программа, это скорее политический прогноз — по поводу одного из возможных вариантов развития политической истории России.

Дух и буква Революции: критика становления революционного субъекта с позиции левых учений

Статья посвящена рассмотрению критических оценок революции 1917 года   «слева», с позиций учений, изначально возлагавших на неё надежды, либо мысливших её приход иначе. В фокус внимания вводится взгляд таких ярких современников революции, как А.М.Атабекян, Э.Гольдман, Н.А.Бердяев, П.А.Кропоткин, А.П. Платонов.

Дмитрий Бученков: "Что такое философия либертарного коммунизма"

Политзаключенный Дмитрий Бученков о философских началах либертарного коммунизма. Либертарный коммунизм – политическая идеология. Любая политическая идеология состоит из четырех частей: философская основа, объяснение существующей ситуации, идеал общественно-политического устройства, способ достижения этого идеала. В данной статье рассмотрим первую часть – философскую основу.

Фальсификация демократических процедур как средство удержания власти правящими классами

Публикуем эксклюзивный текст Дмитрия Бученкова, арестованного год назад по "Болотному делу", о том, как фальсифицируются демократические процедуры в авторитарных режимах. Мнение автора по некоторым вопросам может не полностью совпадать с точкой зрения АД; тем не менее, точка зрения нашего товарища заслуживает интереса.

Григорий Максимов: "Государство и порядок"

Подобно тому как жрецы всех церквей насаждают идею, что без бога невозможен никакой порядок во вселенной, так и жрецы государства вдалбливают в умы народных масс, что без государства не может быть порядка на земле, одной из малых провинций божественной империи.

Рудольф Рокер: "Банкротство принципа"

Так же, как строительные усилия большевизма перестроить социальную и экономическую жизнь России обернулись большой неудачей, точно так же не удались и их попытки и методы влияния на интернациональное рабочее движение, чтобы воспитать его в духе большевизма.

Лавров как социально-революционный мыслитель (к столетию со дня рождения [1823-1923])

Петр Лавров

От ред. [журнала «Анархический вестник] Коренным образом расходясь с П.Л. Лавровым и его последователями – левыми с.р.-ми и максималистами – в целом ряде основных положений (признание «переходной стадии», «распыленной власти» и др.), редакция, тем не менее, сочла правильным дать место статье последователя Лаврова – И.З. Штейнберга – в целях объективного ознакомления читателя с социально-революционными идеями одного из крупнейших русских мыслителей-социологов.

Индустриальная волна: как появились массовое образование и линейное время

Признанный американский футуролог Элвин Тоффлер считал, что медленно и эволюционно вызревающие технические изменения служат причинами для глубинных потрясений. В определенный момент они обрушиваются на людей и ввязывают их в необратимый процесс реформирования мировой инфраструктуры. При этом агенты предыдущей, затихающей волны активно препятствуют новшествам, пытаясь подавить инакомыслящих и вступая с ними в кровавые, драматичные конфликты.

Жан-Поль Сартр: «Республика молчания»

Мы никогда не были так свободны, как во время немецкой оккупации. Мы были лишены всех прав, в том числе и права говорить, нас оскорбляли в лицо каждый день, и мы должны были молчать, нас всех ссылали: и рабочих, и евреев, и политических заключённых; везде на стенах, на страницах газет, на экране мы видели это грязное и бледное лицо: захватчики хотели, чтобы именно такими мы себя сделали.

Майкл Хардт и Антонио Негри о субъективных фигурах кризиса: задолжавший, медиазависимый, поднадзорный и представляемый

Триумф неолиберализма и его кризис изменили условия экономической и политической жизни, но вместе с тем они запустили социальное, антропологическое преобразование, произведя новые фигуры субъективности. Гегемония финансов и банки породили задолжавшего. Контроль над информацией и сетями коммуникации породил медиазависимого. Режим безопасности и широко укоренившееся чрезвычайное положение сконструировали фигуру, терзаемую страхом и жаждой защиты, — поднадзорного. А разложение демократии выковало странную, деполитизированную фигуру — представляемого.

Миф экономистов о происхождении денег

В издательстве вышел долгожданный перевод книги Дэвида Гребера «Долг: первые 5000 лет». Возможно, впервые такой объемный труд по антропологии не только стал бестселлером, но и непосредственно повлиял на актуальную политическую дискуссию в США и Европе. Один из компонентов успеха – удачный момент выхода книги, совпавший с началом протестов "Оккупай Уолл-Стрит" в 2011.

О классовой борьбе и классовости вообще

Признают ли анархисты классовую борьбу – вот вопрос, ответа на который все настойчивее и настойчивее требуют от анархистов. Требования, надо сказать, вполне понятны, ибо вопрос слишком важен и серьезен, и от степени ответа, безусловно, зависит очень многое. Но в то же время, именно в силу этой важности и серьезности вопроса, необходимо, прежде определения того пли иного ответа, предварительно уяснить, - как, в каком смысле следует понимать признание классовой борьбы. Дело в том, что классовую борьбу можно отрицать или признавать двояко: как факт и как идеал, т. е.

Г. Нестроев об анархическом индивидуализме: анархо-индивидуализм глазами эсера-максималиста

Если манчестерство оперировало с "экономическим человеком", а марксизм - с тем же "экономическим человеком, по не индивидуальным, а классовым", то революционное народничество оперирует с "новой психологической личностью ", но не уединенной, оторванной от себе подобных, а с личностью общественной, мыслящей и действующей в определенной обстановке, при определенных методе и форме производства, политических институтов, социальной борьбе, идейном, накопленном столетиями, богатстве страны.

Махайский и махаевщина

Ян Вацлав Махайский родился 15 декабря 1866 г.  в той части Польши, которая тогда входила в Российскую империю. Его отец, Константин Махайский вскоре умер, оставив семью в нищете. Матери пришлось открыть семейный пансион, сын помогал ей. Тогда он познакомился с будущим польским писателем Стефаном Жеромским и стал прототипом героев его произведений. По воспоминаниям Жеромского, в молодости Махайский мечтал стать актером.

За что бороться?

То, что последователи Маркса перенесли его рассуждения о пролетариате как двигателе революции на весь мир, является следствием их теоретического бессилия. Они оказались неспособны проанализировать ситуацию за пределами Западной Европы и  просто воспользовались наработками своего учителя, сделанными для совершенно других условий. Есть старый анекдот про человека ищущего потерянные деньги под фонарем, хотя потерял он их совсем в другом месте. На совет прохожего поискать деньги там, где они потеряны, горе-искатель отвечает: "Так там темно!"

Константин Фрумкин: "Актуальность анархизма"

Двадцать первый век начался крахом идеологий, рисующих будущее цивилизации и описывающих закономерности ее развития. Предшествующие двести пятьдесят лет господства крупных социально-философских нарративов, утопий и партийных программ оставили после себя лишь дымящиеся руины и маргинальные реликты. Отрицающий целостные мировоззрения постмодернизм в этих условиях оказался не плодом агрессивного цинизма, а вынужденной позицией за неимением лучших.

Идентификация (отрывок из книги "Психология масс и анализ человеческого "Я" Зигмунда Фрейда)

Идентификация известна в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским.

Боб Блэк: "Упразднение работы"

Никто и никогда не должен работать.

Труд -- источник чуть ли не всех человеческих несчастий. Назовите любое почти зло -- оно происходит из-за труда или из-за того, что наш мир построен вокруг труда. Чтобы перестать страдать, надо перестать работать.

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Утверждение, что, пока россияне боялись новых 90-х, пришли новые 30-е, продолжает подтверждаться. И дело не только в том, что людей сажают, но и в том, что сажают, чтобы посадить – посадка становится самоцелью. ФСБ-шникам нужно есть, стало быть, нужно получать зарплату и, стало быть, нужно...

4 недели назад
2
Владимир Платоненко

Готовящиеся повышения пенсионного возраста и НДС – еще одна мина под российское государство. Ибо государство в сознании россиян существует в двух ипостасях: злодея, налагающего всевозможные налоги и штрафы, и благодетеля, раздающего пенсии, пособия, льготы и прочие социальные блага. Теперь...

1 месяц назад

Свободные новости