«Долина страха» - так называлась детективная повесть Артура Конана Дойля, изданная в 1915 году. Это последняя из повестей Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Сюжет основывается на реальных событиях, связанных с деятельностью Молли Магуайерс (1850-1875) - тайного общества ирландских шахтёров на угольных шахтах Пенсильвании (США). Реальная история напоминает смесь триллера и детектива. Имя Молли Магуайерс - грозной организации шахтеров, внушало ужас хозяевам фабрик спустя долгие десятилетия после гибели движения...
***
"Тема тирании и борьбы с ней была привычна для ирландца и настолько въелась в его сознание, что [за семь веков контроля над Ирландией со стороны Англии] сформировался обычай смотреть на правительство, как на врага. Ирландцу, для которого характерна эта традиционная враждебностью к правительству, было легко стать Молли Магуайр, в то время как англичане, шотландцы и валлийские иммигранты испытывали ужас от такого тайного общества."
В США в середине 19-го профсоюзы века были смирными и робкими. Большинство забастовок заканчивались для трудовых коллективов катастрофически. Были профсоюзы, члены которых обязались "избегать острых тем". Руководители этих организаций обычно сами не трудились и, собственно, даже не руководили рабочим движением. Они заключали невыгодные работникам трудовые договора, чтобы затем торжественно произнести слова о благородстве труда и прочитать стихи о золотых каплях пота на честном челе работника, которое "светит ярче, чем алмазы в короне."
Они использовали пышную риторику, чтобы скрыть свою беспомощность перед реальностью. Многие из них были привлечены затем возможностью личного обогащения и превращались в организаторов коммерческих предприятий, уходили в политику, одним словом, переходили на сторону больших денег. Работнику его руководители объясняли, что он "дворянин по природе", в то время как на самом деле он был самым дешевым товаром на промышленном рынке и лишь при большом везении получал шанс бросить свою работу на мельнице или шахте и найти себе участок земли, чтобы стать самостоятельным фермером. В резком контрасте с неэффективными обычными трудовыми организациями того времени действовали Молли Магуайр, тайное шахтерское общество в угольном регионе Пенсильвании...
История американских Молли Магуайр возвращает нас в феодальную Ирландию четвертого десятилетия девятнадцатого века. В те времена там жила энергичная дама, вдова Молли Магуайр, которая не верила в действующую в ее стране арендную систему и стала главным вдохновителем организованного сопротивления. Молли носила под юбкой пистолеты, привязанные к каждому из ее толстых бедер. Особое отвращение вызывали у нее помещики, их агенты и судебные приставы. Она их избивала или уничтожала как своими собственными руками так и с помощью своих "мальчиков", которые называли себя Молли Магуайр, или просто Молли. Она стала главой так называемой Свободной партии земли, знаменем которой была ее красная юбка. Если арендодатель или его агент выселяли крестьянина за неуплату долгов, то этот арендодатель или агент обычно умирали; в конце концов труп данного человека находили в какой-нибудь канаве или даже на полу собственного дома.
Систематические убийства, практикуемые Молли, оказались настолько эффективны, что на некоторое время ряд регионов Ирландии покинули все, за исключением Молли и их сторонников. Наконец, власти, по воле отчаявшихся землевладельцев, начали преследовать Молли и ее "мальчиков", пока, в пятидесятых годах, орды последователей вдовы, в том числе, сама Молли, не оказались вынуждены эмигрировали в Америку, где многие из них нашли работу в угольных шахтах Пенсильвании.
Молли Магуайр, как тайный орден, уже существовали в США в середине пятидесятых годов. Чтобы стать его членом, требовалось быть ирландцем (или иметь ирландское происхождение), хорошим католиком, а также "обладать высокой моралью". Молли действовали под прикрытием более или менее официального древнего ирландского ордена Hibernians, цель которого заключалась в том, чтобы "содействовать дружбе, единству и истинной христианской благотворительности членов общества." Официально они намеревались достичь этих целей, собирая или поддерживая акции по сбору денег "в фонд поддержки престарелых, больных, слепых и немощных." В их Конституции было указано, что "Высшее существо внесло в нашу природу нежные и самые гуманные чувства к нашим ближним, находящимся в бедственном положении; и все счастье, которым человеческая природа способна наслаждаться, должно проистекать из любви к Богу и нашим ближним." Под этой благочестивой вывеской, необходимой для официального существования ордена, оперировали Молли Магуайр, деятельность которых на территории США стала еще более радикальной.
Когда Молли находились на пике своего влияния - в начале семидесятых - угольные регионы Пенсильвании стали символом рабочего насилия. Жены бизнесменов дрожали от ужаса, когда их мужья говорили о посещении горных районов. Эти люди боялись пошевелиться после наступления темноты и никогда не выходили на улицу днем безоружными, что, впрочем, им не слишком помогало, так как Молли почти всегда делали первый меткий выстрел. В январе 1877 г некий публицист так описал район угольных шахт:
"... Из этих темных таинственных нор вышла серия ужасных историй о поджогах, убийствах и других жестоких преступлениях. Казалось, что ни один уважаемый человек не может быть в безопасности, ибо именно из представителей богатых классов убийцы выбирали жертвы и никто не мог быть уверен, что в любой из дней он не станет объектом для нападения. Лишь представители одной профессии точно знали, что их ждет - менеджеры "боссов", работавшие в шахтах: они осознавали, что их дни на Земле сочтены. Повсюду Моли нападали на них, избивали и убивали: на автомобильных дорогах, в общественных местах и в собственных домах, во время одинокой прогулки и в густой толпе. Эти обреченные люди продолжали гибнуть от рук убийц с ужасающей регулярностью."
Но что могло побудить ирландских шахтеров к столь радикальным действиям? Зарплата была низкой и даже ее не выплачивали. Шахтеры получали плату за труд сдельно, за кубический ярд или тонну угля; было много обмана во время взвешивании и измерений со стороны начальства. Мало внимания уделялось безопасности шахтеров. Шахты были частыми и сотни мужчин гибли там ежегодно под завалами. Имелись и другие проблемы. Были, например,"легкие рабочие места " и " тяжелые рабочие места." Ирландцы требовали для себя легких рабочих мест. В случае отказа Молли был, естественно, разочарован, и его неудовольствие могло стать причиной избиения или убийства босса. С другой стороны, если босс нанимал Молли, всегда была вероятность, что начнется скандал из-за попытки обсчитать рабочего, неверно измерив вес или объем произведенного угля. Не согласиться с Молли означало верную смерть. В течение некоторого времени начальники вообще отказывались нанимать ирландцев, но.... все они погибли. Если менеджер осмеливался выступить в поддержку своего шахтерского босса против Молли, на него обращали внимание, в итоге его избивали или убивали.
Но боссы не были единственными врагами Молли. Члены секретного общества испытывали глубокое ирландское презрение к слабонервным, неэффективным методам официальных профсоюзов. В течение этого периода в Пенсильвании было убито несколько профсоюзных трудовых лидеров - возможно, это тоже дело рук Молли. Некоторые из главных Молли были лидерами легальных или нелегальных рабочих организаций (вооруженное подполье действовало в тесной связи с легальным надпольем - позднее в 1919-1923 гг эту практику повторят, и не без некоторого успеха, русские левые эсеры). Одна группа Молли контролировала благотворительную ассоциацию горняков и рабочих и отвечала за неудачную "длительную забастовку" за повышение заработной платы в 1874-1875 годах; Молли удерживали нестойких от возвращения на работу угрозами убийства.
Убийства совершались в холодной, почти безличной манере. Молли, который хотел убить босса, сообщил о своей жалобе на него в установленном порядке надлежащему выборному местному комитету своей организации. Если последний одобрял просьбу потерпевшего члена тайного общества, как это обычно и делалось, два или более Молли, которые не были лично или непосредственно заинтересованы в деле, прибывали из другого населенного пункта, как правило, из другого округа, чтобы сделать "работу", так что, будучи неизвестными, они не могли быть легко идентифицированы.
Большинство Молли были истинными сыновьями своей духовной матери, вдовы Магуайр: сильные, быстрые, крепкие парни, дебоширы и драчуны, но добрые и верные мужья и отцы. Они вели "чистую семейную жизнь". Большинство из них были глубоко верующими. Встречи, на которых планировались убийства, часто начинались молитвами. Они регулярно ходили на исповедь. Убийства Молли Магуайр не считались личными грехами убийц, но оценивали их как "военные действия", поэтому они не признавались в них на исповеди, хотя Римско-католическая церковь в Америке, конечно, официально осудила организацию и ее деятельность.
Джеймс Форд Родс, в документе, который он зачитал в 1909 году, перед Американской академии искусств в Вашингтоне, объяснял психологию Молли Магуайр следующим образом: "Тема тирании и борьбы с ней была привычна для ирландца и настолько въелась в его сознание, что [за семь веков контроля над Ирландией со стороны Англии] сформировался обычай смотреть на правительство, как на врага. Ирландцу, для которого характерна эта традиционная враждебностью к правительству, было легко стать Молли Магуайр, в то время как англичане, шотландцы и валлийские иммигранты испытывали ужас от такого тайного общества."
В течение десятилетия, начиная с 1865 года, убийства Молли Магуайр были частыми, сопровождались лишь небольшим количеством арестов и еще меньшим количеством судебных процессов, причем Моли никогда не были осуждены за убийство в первой степени. Убийцы всегда были приезжими, там, где совершалось преступление, их никто не знал, как правило, ими были молодые люди, которые бежали прежде, чем кто-то начал преследовать их. Если кого-то из них все же ловили, то всегда находился десяток Молли, готовых поклясться Господом Богом и Пресвятой Богородицей, что обвиняемые были с ними в вечер убийства.
Используя ту же тактику, лидеры Молли Магуайр вторглись на политическое поле и поставили у власти своих мэров и судей, которые были членами ордена... В начале семидесятых годов они обрели значительную политическую власть в Пенсильвании, особенно в графстве Шуйлкилл, где Молли правили общинами из десятков тысяч. Молли Магуайр находились на подъеме в 1873 и 1874 годах. Горнодобывающие боссы и другие люди, недовольные Молли, гибли день за днем. Впрочем, многие убийства, приписываемые Молли, бесспорно совершались другими лицами. Тогда по инициативе предпринимателей началась решительная тайная акция против боевиков. Детективы ирландского происхождения пошли работать в шахтах и, после вступления в орден, смогли определить лидеров. В 1875 году, после ряда особо тяжких убийств, несколько руководителей и членов ордена были арестованы и преданы суду.
Детективы Пинкертона, в частности Джеймс Макпарленд, который впоследствии фигурировал в других делах, были практически единственными свидетелями против них. Сложно сказать был ли кто-то из обвиняемых непосредственно виновен в убийствах, по которым им предъявили обвинение. Но в течение нескольких лет десятки Молли были казнены и четырнадцать заключены в тюрьму на длительный срок. После этого Молли Магуайр как боевая организация быстро распалась. Однако Древний Орден Hibernians существует по сей день.
По материалам Луиса Адамича.
***
P.S. Автор перевода не является сторонником такого радикального насилия. Ему гораздо ближе в плане тактики антибольшевистское рабочее движение (1918 г) - Собрания Уполномоченных фабрик и заводов. Впрочем, целью данной публикации не является реклама какого бы то ни было движения.
P.P.S Но какая же ирландская история без песни? Вот и песня. Баллада о Молли. И можно послушать.
The Sons of Molly Maguire, by The Irish Balladeers
When the wind blows wild at night
in the breaker's melancholy.
If you stand in the dark with your ear to the wind
you can hear the Sons of Molly.
Down in the dark of the old mine shaft
you can smell the smoke and the fire.
And the whispers low in the mines below
are the ghost of Molly Maguire.
Let me tell you boys
Michel Doyle is my name
and I come from Carbon County.
I shot the boss of the Lansford Mine
and my soul is up for bounty.
But I will die with my head held high
for I fought for the men below.
For the men who slave and sweat and die
Down in that black hell hole.
Комментарии
Любопытная статья. Всегда
Любопытная статья. Всегда интересовался, основана ли "Долина страха" на каких-то реальных событиях. Оказывается, да. Естественно, Конан Дойль, как буржуазный писатель, описал эту рабочую организацию со знаком минус...
Добавить комментарий