Альбом «Производственная травма» рязанского рэпера «Полтора землекопа» пользуется доброй популярностью у социальных активистов, антифашистов и просто противников массовой культуры общества потребления. Музыкант имеет бескомпромиссную позицию по ряду вопросов, не так давно он принял участие в уличном концерте в поддержку химкинских заложников и против вырубки Химкинского леса, а также в московском красно-черном Первомае-2011. Слова у «Землекопа» не расходятся с делом – и это вызывает уважение. На независимом музыкальном портале www.gnwp.ru, где альбом размещен в свободном доступе, «Производственная травма» в лидерах, несмотря на то, что данный сайт ориентирован преимущественно на панк, ой и хардкор.
Честные тексты, отточенные фразы, меткие рифмы – все это «Полтора землекопа». Те, кто знаком с первым его альбомом «Казнить нельзя помиловать», думаю, единодушны: в сравнении с «Производственной травмой», включающей в себя восемь треков общим временем звучания чуть менее получаса, он заметно слабее и проигрывает по многим позициям.
«Простые минуса и тексты, но главное качает» - говорит сам за себя автор и явно скромничает. Музыка уходит на второй план, когда начинаешь вслушиваться в мощные и напористые тексты песен. Каждое слово – это выстрел, попадающий ровно в цель. По моему мнению, со времен альбома «Закон вне закона» группы «Засрали солнце» на таком высоком уровне антифашистские тексты никто не писал. Также стоит отметить, что имеющая место на пластинке нецензурная лексика ничуть не режет слух, а, наоборот, усиливает эффект восприятия. Песни «Землекопа» больше, чем просто песни: каждая композиция - это манифест.
Опа. Эпилог к альбому, легкое и непринужденное начало, в котором музыкант определяет свое творчество как «половник говна в бочке сладкого хип-хопа» и в ироничной форме выражает свое отношение как к правому («правые рэпера пусть и круты до поры, но больше смахивают на ковбоев из «Горбатой горы»»), так и к гламурному рэпу (предлагая «смыть в унитаз всех долбоебов из клуба, всем рнб и чикам выбить монтировкой зубы»). Бодрый и энергичный старт настраивает слушателя на нужную волну.
Держись. Посвящение антифашисту Косте Лункину, убитому от рук нацистов, в некоторой степени продолжение «Серых стен» с дебютной записи. Как бы трудно ни было, несмотря на происки врагов, которые «ждут – не дождутся нового Гитлера, нового Гесса» и «любую цену готовы платить, чтобы ты замолчал», надо держаться своих взглядов и принципов, не сдаваться, даже если игра, вполне возможно, заранее проиграна. «Друг, держись, такая сука жизнь…»
Общая вина. Песня рассказывает об обыденной жизни в России, о «времени подлости, глупости и предательства», где «нас заставляют выбирать, не оставляя выбора», о «псевдостабильности» и других бедах. Автор призывает перестать быть пассивными обывателями, ведь каждый несет ответственность не только за себя, но и за общество, в котором он живет («каждый фашист, каждый торчий маньяк – всего лишь карикатура на отсутствие гордости, плод безразличия и равнодушия зевак, ты тоже виноват, он и на твоей совести»). Мы сами строим свою жизнь, поэтому «не надо все сваливать на правительство, дело не в том, что так сложились обстоятельства – это вашей слабости покровительство». Если тебе что-то не нравится – действуй! В наших силах сделать мир таким, каким мы желаем.
Производственная травма. Песня, давшая заглавие альбому, полюбилась мне сразу. Автор рассказывает о классовой гордости, нежелании становится «офисными путанами», о нарушении техники безопасности на производстве. Для усиления эффекта восприятия песни автор обращается к сатире: «…несмотря на увечья, снова как по компасу шли на завод с отвагой, пока педрила офисный порезал палец бумагой…». Но все-таки несмотря на общий тон песни хочется возразить, что «рабы мыши и монитора» зачастую находятся в таком же бесправном положении перед лицом капитала, как и сами пролетарии, принцип «зачем нам бунтарь, лучше нанять гастера» одинаково подходит для всех.
План Даллеса. Композиция исполняется с сотоварищами из «Красного смеха». «Нас уже победили в борьбе без оружия» - строчки о том, что план по дебилизации, обнищанию населения, подмене нравственных ценностей работает (и не важно, существовал ли он на самом деле, или это только легенда времен Холодной войны), приносит свои плоды в виде аполитичной молодежи, спившейся и повязанной на наркотиках. А ведь, действительно, «нас не сломили кнутом, но завалили пряником».
Поселок Строитель. Лирическое воспоминание о юношестве в рабочем гетто, о дружбе и самовыражении. Думаю, каждый найдет в ней что-то из своего прошлого или настоящего.
Незнамо че. Песня продолжает тему деградации населения, начатую в «Плане Даллеса»: «Вована план чем-то похож на план Алена». Автор меткими фразами («Твоя жизнь – реклама безопасной ебли») проходится по обществу потребления и уже напрямую обращается к народу, которого «власть, как скот, сечет», а он все «ждет, как пошутит Харламов». Не смотря на ужасы обывательской действительности, не надо терять веры в лучшее, веры в себя, «главное не поддастся настроению толпы унылой и собой остаться».
Будь собой. Кавер на композицию панк-группы «777 Бакунина» - это своеобразный постскриптум к альбому и рев-привет всему D.I.Y.-панк-хардкор движу. Композиция с сильным антифашистским текстом («Ваше знамя со свастикой в белом кружке будет затоптано нашей тягой к свободе»), но в иной манере исполнения, получилась даже лучше оригинала.
«Полтора землекопа» - исполнитель, который, я уверен, найдет своего слушателя. Честность, откровенность и бескомпромиссность всегда в цене среди людей, которые не готовы мириться с произволом нацистов на улицах и антисоциальной политикой правящего класса, которые не согласны вписывать свою жизнь в рамки примитивного треугольника: работай – потребляй – умирай. «Полтора землекопа» вдохновляет.
Love music hate racism.
Посторонний
Добавить комментарий