Изменить общество к лучшему? Да как такое возможно?!
8 декабря, 2018 - 16:02 - Michael Shraibman
Мы постоянно слышим: "Люди не способны меняться к лучшему, человеческая природа неизменна. В мире всегда или в большинстве случаев торжествует несправедливость и в принципе ничего нельзя исправить". Это мнение - ложь.
Мой дед прожил 100 лет. Европейцы три столетия назад жили в том мире, который напоминает запретный сегодня ИГИЛ. 300 лет - не так уж и много, это 3 жизни моего деда. В том мире все было просто:
-
Тебе что-то не нравится в нашей вере? Сомневаешься в ней? Отправляйся прямо на костер, проклятый еретик.
-
Хочешь развестись с мужем? Ты что, прелюбодейка?! Cв Церковь против разводов.
-
Не по вкусу новые налоги короля? Король - помазанник божий и всякий, кто осуждает власть короля - преступник, ибо в Писании сказано, что нет власти не от бога. Для тебя готово место в Бастилии.
-
Не нравится цены на хлеб? Так жрите траву, скоты.
-
- Какая хорошенькая служанка у Вас, сударь! - О, рад, что она понравилась Вам, милорд. Я прикажу ей ночью явиться в Вашу спальню.
Таким был мир абсолютных монархий и всевластия св. Церкви, мир дворян и королей. Мир тотальной несвободы, диктатуры, религиозного стеснения, массовых казней инакомыслящих. Мир, который хочет (с поправками на специфику мусульманской цивилизации) восстановить ИГИЛ. В Европе о таком мире мечтают его местные аналоги - всевозможные Брейвики.
Однако, несмотря на желание всех этих людей отправить нас назад, прямо в исторический ад, такие примеры способны дать и надежду: наш мир, при всех его несовершенствах, резко отличается в лучшую сторону от кошмаров Босха и Брейгеля, от ужасов позднего Средневековья. И в том заслуга вовсе не св. Церкви, с ее мирной религией добра, а тех самых ужасных революций XVIII-XIX столетий, познакомивших планету с элементарными гражданскими правами. Кроме того, своим положением мы обязаны бесчисленным протестам работников, благодаря которым мы приобрели важные для нас социальные права, вроде дешевой медицины и отпусков.
Мы замечаем вдруг, что консерваторы и пессимисты говорят неправду о человеке и его природе, о которых они, в действительности, ничего не знают. Причем их ложь - родом из того самого мира, основой которого была вера в изначальную греховность человека. А мир взял, да и изменился к лучшему. Но если так, значит не существует природного или социального запрета на созидание мира, который будет качественно, радикально лучше, чем наш. Например, если это будет мир, основанный на принципах трудового самоуправления, мир без самоназначенных начальников.