Активисты, отмечающие годовщину движения «Захвати Уолл-стрит», провели второй раунд демонстраций в нижнем Манхэттене. После небольшой передышки, которую более тысячи демонстрантов провели в Баттери-парке, они вновь, как и в понедельник утром, разбились на группы по 100-200 человек и возобновили походы по узким улочкам нижнего Манхэттена в попытке заблокировать их.
Каждую колонну демонстрантов сопровождали полицейские, время от времени пресекавшие эти марши в весьма жесткой форме. Полицейские требовали, чтобы демонстранты оставались на тротуарах и не выходили на проезжую часть. В то же время корреспондент Русской службы «Голоса Америки» стал свидетелем стычки с полицией, происшедшей после того, как демонстранты проигнорировали распоряжение «не занимать весь тротуар», а оставить часть его для «других пешеходов», которых на самом деле не было.
Ряд арестов были весьма жесткими – задержанных тащили по земле. Некоторые из них получили травмы, включая ушибы и ссадины.
Всего к 5 часам дня, по данным полиции и юридических наблюдателей из Нью-йоркской гильдии адвокатов, в понедельник были арестованы более 180 человек, включая журналистов, юридических наблюдателей и четырех человек в инвалидных креслах, попытавшихся заблокировать Бродвей неподалеку от Уолл-стрит.
Время от времени отдельные колонны демонстрантов сливались воедино, меняли направление своего движения и вновь расходились. Это была своеобразная игра в «кошки-мышки» с полицией, однако стражам порядка большей частью удавалось сохранять контроль над ситуацией. Группы демонстрантов также проводили блиц-акции в вестибюлях расположенных в нижнем Манхэттене финансовых компаний и банков. Несколько человек уселись на тротуар перед входом в штаб-квартиру Goldman Sachs и были арестованы.
Во второй половине дня к демонстрантам присоединилась Джилл Стайн, кандидат в президенты США от партии Зеленых, а также депутаты нью-йоркского горсовета Джумани Уильямс и Иданез Родригес. Последний сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что он поддерживает движение «Захвати Уолл-стрит», потому что это – самое многообещающее ненасильственное движение, добивающееся перемен в США за последние 30 лет.
Годовщину движения собрались отметить сотни демонстрантов, в то время как в прошлом году на улицы Нью-Йорка выходили тысячи демонстрантов. Организаторы утверждают, что приняли тактическое решение не устраивать один большой марш, а разбиться на группы, которые могут быть более мобильными.
«Идея была в том, чтобы провести множество акций одновременно в разных местах», – сообщил корреспонденту «Голоса Америки» один из организаторов на условиях анонимности. Однако из-за низкой явки и эффективной работы полиции «захватить» финансовый район и Нью-йоркскую фондовую биржу, парализовав деятельность мирового финансового центра, демонстрантам не удалось. Городские власти стянули к месту проведения протестных мероприятий крупные силы, в том числе подразделения конной полиции, и работа биржи была начата, как обычно, в 9:30 утра.
Многие наблюдатели отмечают, что по прошествии года «Захвати Уолл-стрит» не может похвастаться существенными достижениями. Его участники, однако, говорят, что они добились первого шага – в национальный дискурс и, в частности, в предвыборную риторику вернулись такие понятия, как экономическая и социальная справедливость.
В то же время участники движения разочарованы в американской политической системе и не видят большой разницы между Демократической и Республиканской партиями. Сегодня многие демонстранты называли президента Барака Обаму «предателем».
Ближе к вечеру несколько сот демонстрантов собрались в парке Зукотти, где проходили их первые митинги и который они считают «колыбелью» своего движения. Полиция не препятствовала сбору манифестантов в парке, однако доступ в него строго контролируется, и туда не пускают людей с большими сумками или рюкзаками. Таким образом городские власти пытаются не допустить возникновения нового палаточного городка.
Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...
Добавить комментарий