Данной статьей мы продолжаем публикацию некоторых новых глав проекта "Гражданская автономия". Проект "Гражданская автономия" является одним из проектов программы "Автономного Действия". Его (и другие варианты программы) вы можете всегда найти на сайте www.avtonom.org в разделе "Проект программы". После ряда критических замечаний, сделанных после первой публикации, в "Гражданскую автономию" были внесены некоторые замечания, а также дописаны новые главы. В течение этого 2011 года проект "Гражданская автономия" будет окончательно оформлен и издан в виде отдельной брошюры. Также, хотим заметить, что данные тексты являются политологическим теоретизированием, рассчитанным на будущее, и только с этой позиции стоит их воспринимать...
К вопросу о термине "гражданская автономия"
Если когда-нибудь в XXI-XXII веке, раньше или позже, возникнет возможность для революционных преобразований, то первоначально она проявит себя в какой-то одной точке планеты, а не во всех государствах сразу. Территория, на которой возникнет эта точка будет территорией какого-либо государства, а люди, которые попытаются начать эти преобразования будут гражданами этого государства.
В слове "граждане" нет никакого негативного оттенка. Отделение граждан от государства и есть гражданская автономия, поскольку это отделение есть создание принципиально новой социальной общности, а не государства. Наиболее удачный термин, которым и можно обозначить такое отделение есть гражданская автономия. То есть, гражданская автономия это - административно-территориальное деление, во-первых, во-вторых, это общество, основанное на иных принципах, чем общество эпохи глобализации капитала. Эти принципы можно назвать совершенно четко термином "либертарный коммунизм".
Относительность прямой демократии
В некоторых высказываниях, пропагандистских ресурсах у анархистов термин прямая демократия абсолютизируется. Подается как абсолютное добро перед которым все обязаны преклониться только потому, что это морально, правильно и хорошо.
Прямая демократия, безусловно, неотъемлемый принцип либертарного коммунизма, однако, рассматривать ее следует реалистично, не устраняя принцип историзма. Прямая демократия как способ принятия решений - реально действовавший принцип во многих догосударственных обществах. Но нужно иметь ввиду, что до образования государства человеческие общества проходили несколько этапов исторического развития и форм социальной организации. Как минимум это - стадо, большая семья, клан (род), племя, союз племен. Поэтому в разные исторические эпохи догосударственное общество - разное, а, значит, и формы прямой демократии могут быть разными и, значит, догосударственные формы прямой демократии навряд ли могут быть применены в послегосударственный период.
Когда сегодня анархисты говорят о прямой демократии, они имеют ввиду свои собственные сообщества(аффинити-группы), состоящие из двадцати-двадцати пяти человек. Вразумительных разработок относительно принятия решений в рамках больших обществ не существует. Есть только несколько принципов: федерализм, императивный мандат, возможность отзыва делегата в любоймомент, ротация должностей.
Тот кто был на больших сходах граждан, публичных слушаниях и других мероприятиях, на которых предусмотрено непосредственное участие граждан, знает, что обычные спокойные люди, начинают вести себя на таких собраниях особым образом. Такие собрания не исключают нетерпимость и ссоры. Наоборот, они могут многократно преумножать их за короткий промежуток времени. На таких собраниях слышно прежде всего тех, кто может складно и громко говорить. А это все значит, что прежде чем собирать такие собрания, нужно жестко определяться с принципами их проведения и строго их соблюдать.
Политическое лидерство и политическая борьба при анархизме
Прямая демократия не ликвидирует политического лидерства и популярности. Успешно исполнявший свои функции гражданин, смещенный по принципу автоматической ротации с должности, может по прежнему оставаться влиятельной политической фигурой. С одной стороны, власть - "ничейное", общественное явление. Даже в условиях государства, чиновник, смещенный с должности, лишается власти. Он может забрать с собой часть государственной собственности, казны, но забрать с собой власть он не может. С другой стороны, политическая ситуация может оказаться такой, что популярность среди граждан позволит ему влиять на принятие решений неформально.
Прямая демократия, воспринятая слепо и абсолютно, неизбежно превращается в охлократию. Прямая демократия не должна превращаться в бесконечные голосования (по интернет или вживую) по вопросам, о которых большая часть людей не имеет представления. Поэтому наша форма прямой демократии - это демократия участия. То есть, такой способ принятия решений, когда с помощью "освобожденного времени", в процессы непосредственного управления вовлекается как можно больше людей.
Прямая демократия не исключит политического соперничества. Даже если политические партии будут ликвидированы, или же потребность в них исчезнет вообще, это не ликвидирует существование различных политических группировок. Например, определенная часть политически активных граждан будет выступать против увеличение расходов на образование, а другая часть будет выступать - за. Поэтому, необходимы будут также механизмы, чтобы в условиях прямой демократии процесс принятия общественно важных решений не превратился в бесконечный процесс "разборок" соперничающих между собой группировок.
Вывод
Прямая демократия сама по себе ничего не сделает и ничего не гарантирует. Так же как государство организуется, поддерживается и воспроизводиться, так и прямая демократия нуждается в соответствующем поддержании, воспроизводстве, улучшении.
Важно понять, что у человечества нет опыта организации принятия решений на принципах прямой демократии в многомиллионных сообществах. Фальсифицированные выборы и референдумы - не в счет.
У современного атомизированного общества нет потребности в прямой демократии, а когда ее элементы все-таки проявляют себя, они находятся на обочине политики. Прямая демократия появляется естественным путем, когда происходят коллективные действия и совершенно бессмысленно пытаться ее навязать в общественном масштабе, когда люди отчуждены от власти, результатов своего труда и друг от друга.
Парадокс, который необходимо разрешить в будущем, заключается в том, что все социальные процессы, в которых задействован отдельный индивид (труд, воспитание потомства, создание и восприятие произведений культуры, охрана и поддержание здоровья и пр.) - являются общественно значимыми процессами, но само общество напрямую не имеет возможности контролировать и влиять на эти процессы.
Продолжение следует...
Примечание. Данный материал не выражает мнения редакции сайта или "Автономного Действия", а является личной точкой зрения его автора.
Добавить комментарий