История: Февральская революция (часть 1)

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных русской революции. В первой части статьи о Февральской революции мы постарались восстановить хронологию событий и показать, что Февральская революция была делом рук самоорганизованных пролетарских масс, а так называемый «политический авангард пролетариата» в этом мощном революционном процессе плелся в хвосте событий.

С октября 1916-го по февраль 1917-го пролетарская классовая борьба в тогдашней российской столице шла по-возрастающей. 23-ее февраля, по старому календарю, был в России международным женским днем 8-ое марта, день который тогда еще был не просто мертвым ритуалом как сегодня, а во многих частях мира днем борьбы женщин-пролетарий за свои социальные потребности, хотя и под контролем институциализированного рабочего движения, т.е. социал-демократических партий и профсоюзов. Так это было и в царской России. Борьба женщин-пролетарий была последней искрой, которая подожгла русскую революцию. В социал-демократических кругах как меньшевистских, так и большевистских, в листовках, речах и собраниях в честь международного женского дня не было и речи о забастовках, и тем более о начале революции. Но, как это часто бывало и бывает в истории мировых классовых боев, так называемый «политический авангард пролетариата» оказался на самом деле егоарьергардoм и тормозом.

23-го февраля 1917-го петроградским текстильщицам не хватало партийной дисциплины и они начали забастовку. Они послали делегацию к металлистам, чтобы их также втянуть в борьбу. Большевики, которые сначала отвергли забастовку, чтобы не потерять политический контроль над социальной борьбой пролетариата попытались притормозить движение и встать во главе движения. На следующий день забастовка текстильщиц переросла в общегородскую забастовку.


23-го февраля бастовали около 90 000 рабочих и работниц. Международный женский день в Петрограде был отмечен боевым образом в виде демонстраций, собраний и кровавыми стычками с полицией. Центром пролетарского движения была Выборгская сторона столицы где располагались многие крупные предприятия города. В других районах города по данным охранки в этот день демонстраций не было, но царская власть уже стянула отдельные военные подразделения для поддержки полиции, которые пока не вмешивались в классовое противостояние. Пиком движения стала демонстрация женщин к государственной думе с требованиями «Хлеба!». Однако царский режим был не в состоянии удовлетворить даже элементарные социальные потребности пролетариата и большей части мелких буржуа.Это обстоятельство придало движению еще больше ярости и решительности. Международный женский день в Петрограде закончился без жертв.


На следующий день 24-го февраля революционное движение стало развиваться дальше. В этот день бастовали около 50 процентов промышленного пролетариата Петрограда. Хотя рабочие и работницы и пришли на «свои» предприятия, но они не начали работу, а организовали собрания и демонстрации, чтобы показать свою социальную ярость в виде мощного пролетарского уличного движения. Главными лозунгами демонстрантов были, требования «Хлеба!», «Долой войну!» и «Долой самодержавие!».


Огромные массы людей двигались из одного района города в другой, хотя полиция и войска разгоняли людей, но они все равно собирались вместе и заполняли целые площади и проспекты. Благодаря этим мощным демонстрациям в борьбу против царской реакции втягивались другие районы города и новые социальные группы населения.


В этот же день произошли первые робкие контакты между бастующим и демонстрирующим пролетариатом Петрограда и расположенными в столице армейскими подразделениями. Раненые и больные солдаты дружественно махали демонстрантам из окон лазарета. Однако, последние были постоянной целью атак казаков, но этим атакам не хватало последовательности. Безрезультатная для России военная бойня в первой мировой и последующее из этого социальное недовольство оставило свой след даже у казаков. В этот же день имели место первые разговоры между рабочими и казаками, которые для последующего революционного процесса имели важную роль. Однако, позднее царская реакция послала полупьяных драгунов против демонстрантов, которые напали саблями на рабочих и работниц. Борющийся пролетариат вел себя тактический очень умно по отношению к различным репрессивным органам. В то время, как они давали полицейским полностью почувствовать ненависть к ним в виде булыжников и кусков железа, солдат борющиеся пролетарии пытались перетянуть на свою сторону.


Среди бастующих и протестующих 24-ого февраля находился весь коллектив завода «Эриксон», одного из крупнейших предприятий Выборгского района. После утреннего собрания колонна из 2500 рабочих и работниц двинулась к Сампсониевскому проспекту. По пути она натолкнулась на отряд казаков. Сначала офицеры, а потом и «простые» казаки втиснулись на конях в толпу демонстрантов, но некоторые из них дружественно улыбались рабочим и даже махали им рукой. Казаки не нарушали открыто дисциплину, но также и не разгоняли рабочих. Спустя некоторое время даже завязалась дискуссия между отдельными казаками и рабочими. Офицеры отреагировали на это приказом перекрыть улицу, чтобы перегородить движение рабочим «Эриксона». Казаки выполнили свой приказ встав поперек движения, но дали беспрепятственно рабочим продолжить свой путь через свои ряды. Это были первые трещины в солдатской дисциплине, которых пролетариат добился своей борьбой.


23-го и 24-го февраля также двадцать восемь полицейских получили от петроградского пролетариата того, чего они давно заслуживали: порядочной взбучки. Воинственная борьба против полицейских была непосредственной формой диктатуры пролетариата на начальной стадии, пиком которой является разрушение буржуазного государства. Если государство разрушено диктатура пролетариата должна перейти в бесклассовое общество. Однако Февральская революция не смогла достигнуть пика диктатуры пролетариата, но диктатуры пролетариата в зародыше она достигла уже свои первые два дня. Это было большим успехом: царская реакция уклонилась давать приказ об огне на поражение.


25-го февраля география забастовок расширилась еще больше. По данным правительства в этот день бастовало около 240 000 рабочих и работниц. Также, со стороны более сознательных пролетариев, в прямое действие классового конфликта были уже втянуты отсталые в плане сознания пролетарии. Рабочие крупных предприятий получили подкрепление со стороны рабочих и работниц, которые работали на маленьких предприятиях, но сейчас прекратили работать. Также к забастовке присоединились студенты и гимназисты. Были предприняты попытки проводить собрания под открытым небом. Противостояние между царской охранкой и бастующим и демонстрирующим пролетариатом приняли характер вооруженного столкновения. У памятника Александру III один из выступавших был ранен полицейскими, которые стреляли по демонстрантам из-за укрытия. Однако петроградский пролетариат был настроен по-боевому, в ответ был убит один офицер и несколько «простых» полицейских. Оружием рабочим и работницам служили бутылки, петарды и ручные гранаты. В этом конфликте между пролетариатом и полицейскими, солдаты вели себя достаточно пассивно, по слухам даже несколько казаков перешли на сторону революции. Однако скоро полицейские убрались со сцены уличных боев и стали действовать подпольно. На первый план вышли солдаты с винтовками на плече. Рабочие пытались перетянуть солдат на свою сторону. Все больше рабочих стали понимать необходимость насильственного разоружение царских полицейских.


В Выборгском районе царская власть пала уже 25-го февраля 1917-го. Полицейский участок был разгромлен революционным пролетариатом, несколько полицейских было убито большинство вынуждены были прятаться. Генерал-полицмейстер потерял связь с большинством районов города. После Выборгского района пролетариат также занял район Пески и полицейские стали также оттуда. Но рабочие этого района еще не могли полностью осознать величину своей победы.


Царь Николай II, который на этот момент отсутствовал из Петрограде, отдал 25-го февраля приказ на следующий день жестоко подавить боевую классовую борьбу пролетариата. Царская реакция стала подготавливаться к решающему бою 26-го февраля. Если пролетариату не удастся переубедить большинство солдат повернуть оружие против тех кто давали им приказ стрелять на рабочих, то начавшаяся революция могла бы захлебнуться.


Царский режим перешел к концентрированному контрнаступлению. В ночь с 25-го на 26-ое февраля во многих районах Петрограда репрессивные органы арестовали около ста членов партий меньшевиков, большевиков и эсеров. После этих репрессий было практический обезглавлено петроградское отделение большевиков. Политическое руководство мелкобуржуазно-радикального большевизма перешло в Выборгский район, где оно находилось под сильным давлением революционного пролетариата. Даже самая радикальная сила мелкобуржуазной политики, т.е большевизм, также плелась в хвосте событий классовой борьбы. Так например ЦК большевиков только утром 25-го февраля призвал в своей листовке к всероссийской забастовке, в то время как в Петрограде уже полным ходом развивалась революция.

 

26-ое февраля выпало на воскресенье и поэтому рабочие и работницы не смогли собраться на фабриках и заводах, чтобы вместе выйти на демонстрацию. Т.к. до сих пор пролетарское уличное движение было движением, которое исходило из фабрик и заводов на улицу, придавая этим ему огромную социальную взрывную силу, то в этот день пролетариату понадобилось немного больше времени, чтобы собраться и выступить. Социальная реакция уже стала мечтать, что пролетарская борьба потеряла свою силу. Так царица послала своему отсутствующему мужу телеграмму со словами: «В столице царит спокойствие». Однако пролетариат не дал долго мечтать реакции. Рабочие и работницы начали медленно собираться и двигаться из окраин в центр города. Царская реакция не хотела пропускать рабочих через мосты в центр. Однако рабочие прошли по льду Невы, который к тому времени еще покрывал реку. Полицейские стреляли по рабочим из окон, балконов и чердаков прилежащих домов. Армия также частично стреляла по демонстрантам в этот день. Только по официальным данным 26-го февраля было убито 40 человек.


Однако кровавые репрессии царизма не могли больше остановить готовый к борьбе пролетариат Петрограда. Либеральный Петроград также оказался в страхе и ужасе. 26-го февраля председатель Государственной Думы Родзянко потребовал прислать надежные части с фронта для подавления начавшейся революции. Также либералы предложили царским репрессивным органам поливать массы не свинцом, а холодной водой из пожарных шлангов. Однако репрессивные органы посчитали, что холодный душ еще больше обозлит пролетариат. Другие либеральные политики также прикидывались добродушными по отношению к царской контрреволюции, но царизм не обращал на либералов внимание.


Пролетариат Петрограда становился все отважнее и уже не давал даже армии вносить разлад в свои ряды. На рукоприкладство и требование разойтись военных, со стороны пролетариев был дан ответ виде града камней и кусков железа. Предупредительные выстрелы не имели никакого действия, и только стрельба по толпе могла их рассеить на короткое время, но только на короткое время, потом они опять собирались в другом месте. Однако против армии революционный пролетариат применял только необходимые меры — это было частью его коллективного сознания, т.к они понимали, что борьбу против царизма можно выиграть только если солдаты, в большинстве своем выходцы из крестьян, перешли бы на их сторону. Так рабочие и работницы неоднократно раз требовали от солдат не стрелять в них, а вместе с ними бороться против войны, бедности и монархии. Солдаты должны были определиться. В действительности, с 23-го по 25-ое февраля пассивная симпатия к восставшим и выполнение приказов не строго по уставу, позволило солдатам не стать открытым инструментом царской контрреволюции. Однако 26-го февраля царская реакция приказом стрельбы на поражение перешла против революционного пролетариата в наступление. С этого момента для солдат больше не было пространства для лавирования: или они должны были встать на сторону пролетариата или царизма.


И солдаты 27-го февраля, в своем большинстве, решились встать на сторону пролетариата. Уже вечером 26-го февраля взбунтовалась 4-ая рота лейб-гвардии Павловского полка, а именно из-за возмущения по поводу того, что один из патрулей этого же полка во время патрулирования на Невском стрелял в рабочих. Информация об этой кровавой репрессии одного из отрядов полка была распространена делегацией рабочих. Эта информация возымела свое воздействие. Около 18 часов 4-ая рота подкомандованием унтер офицера самовольно покинула казармы и двинулась в сторону Невского проспекта, чтобы снять с постов стрелявших в рабочих солдат. По дороге восставшие солдаты наткнулись на патруль царской полиции. Солдаты стали стрелять в полицейских, один полицейский и конь были убиты, еще один полицейский и конь были ранены.


Спустя некоторое время 4-ая рота вернулся в казармы и перетянул весь Павловский полк на сторону революцию. Однако к тому времени царская контрреволюция уже сложила свое оружие. Восставшим солдатам удалось захватить тридцать винтовок. В конце концов они были окружены солдатами Преображенского полка, 19 восставших было арестовано и брошено в крепость, в то время как остатки Павловского полка сдались. По сведению известных источников вечером при построении отсутствовало 21 солдат вместе с винтовками.


27-го февраля начавшееся восстание солдат расширилось еще дальше и закрепило победу начавшему Февральскую революцию классово-боевому пролетариату. Предпосылкой для этой победы был факт, что рабочие и работницы не испугались стрелявшей по ним армии, не дрогнули и боролись дальше. Если бы пролетариат проявил слабость и дрогнул, то восставшие солдаты не получили бы решающего импульса. В понедельник утром рабочие и работницы опять собрались на фабриках и заводах, но не для того чтобы прилежно производить надбавленную стоимость для капитала, а чтобы продолжить классовую борьбу. После того, как в предыдущих днях всеобщая забастовка переросла в широкомасштабное уличное движение, согласно внутренней динамики классовой борьбы ее продолжением могло бы быть только вооруженное восстание. Если к всеобщей забастовке раньше не призывала ни одна политическая сила, то тем более это не произошло в вопросе вооруженного восстания. Пролетариат Петрограда встал на путь вооруженного восстания без политической опеки, но конечно субъективно сознательные революционные рабочие и работницы, которые до Февральской революции объективно принадлежали к мелкобуржуазным течениям партийного марксизма, эсеров и анархизма, сыграли большую роль в Февральской революций. Однако, прослойка социально-революционных рабочих и работниц действовала самостоятельно без политического управления мелкобуржуазных демократов и радикалов. Им удалось втянуть в борьбу консервативную часть пролетариата и вместе с ним добиться частичной победы – свержения самодержавия, при сохранении классового господства буржуазии, помещиков и профессиональных политиков.


27-го февраля боевой пролетариат Петрограда увеличил давление на солдат еще раз призвав их присоединиться к борьбе против царской контрреволюции. Рабочие Выборгского района организовали перед Московским полком массовый митинг, однако некоторые контрреволюционным офицерам и унтер офицерам удалось направить пулеметы против рабочих и разогнать их смертельным свинцом. После этого пролетарии стремились вооружиться, чтобы положить конец контрреволюции. Рабочие также требовали оружие у большевиков, однако политический мелкобуржуазный радикализм тогда еще сам не располагал оружием. Только восстание солдат могло вооружить Февральскую революцию.

 

Утром 27-го февраля взбунтовалась учебная команда запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка. Патруль отказался проводить кровавые репрессии против пролетариата, выходить из казарм и расстрелял своих командиров. Волынский полк изначально стремился расширить социальную основу солдатского восстания. Солдаты полка двигались от казармы к казарме, чтобы вывести солдат на улицу. Литовский и Преображенский полки, в массовом порядке присоединялись к восстанию. Московский полк только после столкновений внутри полка присоединился к основной массе солдатов. После того как Московский полк присоединился к борьбе против царя, рабочие завода «Арсенал» начали вооружаться и совместно с солдатами образовывать революционные органы борьбы. Все больше и больше солдатов переходили на сторону революции. Вечером того же дня к борющимся рабочим и солдатам присоединился Семеновский полк. Именно этот полк участвовал в подавлении  пролетарского восстания во время революции 1905 г. в Москве. Сейчас, спустя полных событий 11 лет, солдаты полка помогали в деле свержения царя.


В течении 27-го февраля классово-боевой пролетариат и восставшие солдаты, которые в большинстве своем были выходцами из крестьян, заставили царя встать на колени. Николай II отрекся от престола. Пролетарский и солдатский Петроград освободил всю Россию от царизма, спустя несколько дней огромная страна присоединилась в революционном порыве к столице. Вот такими недемократичными бывают революции!

Убогий демократический парламентаризм либеральной буржуазии и имперская дума, в борьбе между петроградским пролетариатом и восставшими солдатами на одной стороне и умирающим царским режимом на другой, повисли беспомощно в воздухе. Царизм, даже выстрелами на поражение, был не в состоянии больше остановить революционный порыв пролетариата. Но перед тем как окончательно сдохнуть он сумел нанести пощечину либеральной буржуазии. Так царская реакция во время Февральской революции распустила государственную думу, что парламентские герои узнали только утром 27-го февраля. И даже после этого дума не смогла в открытую нарушить приказ умирающей монархии. Депутаты распустившейся думы собрались только для «частных консультаций». Только когда 3-го марта стало ясно, что царя нельзя было больше спасти, депутаты созвали совещание «временного комитета государственной думы». И эти либеральные герои должны были 8 месяцев, после Февральской революции, которую они безгранично ненавидели, «править» царской Россией!

Источник

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости