Авария на АЭС Фукусима в Японии в очередной раз поставила вопрос не только о допустимости использования "выгодной" ядерной энергии, но и об ответственности капитализма (с его безудержной погоней за прибылью любой ценой) за сотрясающие мир "природные" и "техногенные" катастрофы. Как отмечает Алекс Керр, автор книги "Dogs and Demons, Tales from the dark side of Japan", в Японии отсутствует контроль даже за выбросами такого жуткого яда, вызывающего рак, как диоксин. В 2000 г. 7216 человек отравились бактериологически зараженным молоком с Хоккайдо. В 1997 г. и в 1999 г. на атомной электростанции Tokai в пригороде Токио происходили выбросы радиоактивных веществ.
В 1997 году 70 кг. плутония были «потеряны» в ходе пожара. До сих пор никто не знает где они скопились и в каком количестве.
В 1999 г. произошел взрыв, в результате чего около 700 человек получили критические дозы облучения (многие из них уже умерли) и около 1000 домов пришлось эвакуировать от станции. Выяснилось, что работы на станции велись в нарушение правил эксплуатации (рабочим была выдана секретная инструкция эксплуатации атомного реактора, которая не имела никаких норм безопасности).
На станции отсутствовали какие-либо средства защиты, не было их и у приехавших пожарных, как и какого-либо плана на такие ситуации. Место аварии стали обклеивать клейкой лентой! В 2001 году в Фукушиме трещины в конструкции атомной электростанции были заклеены цветной бумагой с напечатанной на ней текстурой бетона, чтобы обмануть инспекторов.
Стоит ли удивляться тому, что сам японский премьер-министр узнал о пожаре и взрыве на АЭС "Фукусима" из телевизионных сводок новостей, а не от компании-оператора ТЕРСО? (http://newsru.com/world/15mar2011/fukushima1_new.html).
"Священное право" частной собственности - одна из приичин того, что мир получает очень обрывочную информацию о происходящей катастрофе.
Публикуем (с небольшим сокращением) неплохую статью о том, какую ответственость несет капитализм за катастрофы, происходящие в мире. Она написана не анархистами, но под содержащейся в ней критикой капитализма анархо-синдикалисты вполне могут подписаться.
Капитализм питает катастрофы
Этот год начался с серии разрушительных наводнений: в Квинсленде в Австралии, где оно накрыло территорию, большую, чем Франция и Германия вместе взятые; в Шри-Ланке и на Филиппинах. Позднее были наводнения в австралийском штате Виктория, циклон Яси опустошил Квинсленд, в Бразилии произошли смертоносные оползни.
Этому предшествовало множество катастроф в 2010 году:
– В начале года землетрясение на Гаити 12 января, убившее 230 тысяч и ранившее 300 тысяч человек, оставившее 1 миллион без крыши над головой и приведшее непосредственно к опустошившей страну вспышке холеры;
– Ураган Синтия ударил по Атлантическому побережью Франции, убив 52 человека во Франции, Испании и Португалии;
– Землетрясение в Чили убило 521 человека и полмиллиона людей оставило без крова;
– Жара в Москве (и других районах России, – прим. перевод.) убила 15 тысяч человек, уничтожила поля и привела к росту цен на зерно на 47%;
– Чудовищные наводнения в Пакистане;
– Разлив нефти в Мексиканском заливе после взрыва на платформе глубоководного бурения: 11 рабочих платформы погибли, разрушена экология залива, а рыбаки остались без средств к существованию;
– Алюминиевый разлив в Венгрии вызвал гибель 4 человек и причинил значительные разрушения окружающей среде.
Что касается нынешних катастроф, то, если посмотреть на СМИ после Нового года, то у вас может зарябить в глазах, и вы можете даже не заметить наводнения на Филиппинах, несмотря на гибель 75 человек и ущерб в 27 млрд. ф.ст., нанесенный посевам и инфраструктуре, и наводнения на Шри-Ланке с по меньшей мере 40 погибшими и 300 тысячами оставшимися без крова. Ряби в глазах даже не потребуется, чтобы не заметить засуху в Китае, часть общего процесса опустынивания: на него стоит посмотреть.
Капитализм ответственен за смерть и нищету
Нет никакого сомнения в том, что безостановочная погоня за прибылью, подстегиваемая ужесточением конкуренции по мере развития экономического кризиса, несет непосредственную ответственность за смерти и экологическую катастрофу, которые были вызваны разливом нефти с бурильной платформы «Бритиш петролеум» или утечкой алюминиевого шлака в Венгрии. Но то же самое относится и к гибели людей, и к нищете, порожденным сейсмическими или климатическими изменениями.
К примеру, если мы посмотрим на землетрясения, происшедшие в 2010 году, и сравним количество смертей и объемы разрушений, то обнаружим последствия совершенно безответственной строительной политики. Строительство ведут так, чтобы оно обошлось как можно дешевле, невзирая на то, что могут выдержать построенные здания. В Новой Зеландии землетрясение силой в 7,1 балла по шкале Рихтера (в сентябре, – прим.перевод.) не убило никого, хотя произошло вблизи от города Крайстчерча – благодаря соблюдению норм сейсмоустойчивости.
На Гаити же землетрясение примерно той же мощности 7,3 балла вызвало гибель сотен тысяч людей в Порт-о-Пренсе, где дома строились как можно быстрее, дешевле и выгоднее, без учета даже элементарных норм безопасности, не говоря уже о хорошо известном риске землетрясений. Даже возведенные престижные здания не устояли.
Если перейти к наводнениям и оползням, также можно заметить: и здесь ответственность ложится на правящий класс. В бразильском штате Рио-де-Жанейро в результате проливных дождей и оползней погибли 800 человек, в соседних штатах – 30. Это может быть непосредственно связано с политикой строительства в небезопасных местах, несмотря на то, что в январе всегда льют проливные дожди. Министерство, следящее за городским планированием, было создано только в 2003 году, и 2 года назад было выделено 4,4 млрд.ф.ст на сдерживание стихии. «“Предпринимаются экстренные работы только чтобы сократить риск повторения трагедий, – говорит Селсу Карвалью, национальный секретарь по городским программам. – Наши города весьма небезопасны из-за недостатка использования городского планирования”.
В центре внимания находятся краткосрочные и привлекающие взгляд общественные работы. Целью является победа на выборах. Под диктовку этой логики, основным стимулом роста городов является прибыль, которая оказывается превыше всего. Вот почему так много людей живут в зонах повышенного риска, в том числе на склонах холмов. Земли в центре города слишком дороги для социального жилья; правительство же зачастую не принуждает частный сектор к такому использованию земли» (www.guardian.co.uk).
Ну, конечно же, в Австралии, развитой демократической стране, дела будут делаться иначе… Но давайте взглянем на ответы, даваемые на пожары и наводнения, которые сотрясают континент в последние годы: «Обращает на себя внимание, что правительство Бейллью в Виктории приняло рекомендацию королевской комиссии по «черной субботе» выкупить собственность не только в зонах, непосредственно пострадавших от огня, но и те, которые были сочтены зонами пожарного риска по всему штату.
Но многие жители собираются восстановить дома или остаться в этих районах, считая, что риск нового пожара меньше, чем удовольствия жизни в сельской идиллии. В Квинсленде, в низко расположенных местностях, аналогичные отчисления придется сделать на волне нынешних наводнений. Однако для многих людей жизнь в этих районах – это не вопрос выбора, просто дома там им по средствам.
И с бурным ростом населения юго-восточного Квинсленда за последние два десятилетия, когда семьи бежали из Сиднея от высокой стоимости жизни, многие новые дома были построены в районах, которым угрожала наводнение 1974 года.
Специалист по геотехническим и гидрологическим вопросам Монашского университета Бой Дент говорит, что планировщики могут забывать об уроках истории. “Совершенно необходимо, чтобы в городском планировании принимались во внимание такие проблемы, как геология среды и история наводнений… Историческая природа этих вещей означает, что они не стоят на переднем плане для планировщиков, но потом вещи, вроде нынешних, заставляют нас вспомнить все…”» (www.theaustralian.com, 12 января 2011).
В Бразилии и в Австралии, как и в США во время урагана «Катрина» весь риск падает на плечи бедняков, а капитал извлекает прибыли. Жизни трудящихся точно так же являются частью бухгалтерии издержек и выгод, как и при любом другом вложении капитала.
А после – ложь, лицемерие, пренебрежение
«“Гуманитарный кризис эпических масштабов” разразился в опустошенных наводнением районах Южного Пакистана, где уровень недоедания соперничает с тем, какой существует в голодающих африканских странах, сообщает ООН. Согласно исследованию Службы оценки потребностей в связи с наводнением, в провинции Синд, где некоторые деревни остаются под водой вот уже полгода после наводнений, почти четверть всех детей моложе 5 лет недоедает, а 6% страдают от тяжелого недоедания.
“Я не видел такого тяжелого недоедания с самых худших времен голода в Эфиопии. Дарфуре и Чаде. Этот ужас ввергает в шок”, – говорит Карен Ален, заместитель главы Юнисеф в Пакистане. Исследование отражает сохранение влияния гигантских августовских наводнений, которые нанесли ущерб 20 миллионам человек на территории, равной по площади Англии, и смывшей 2,2 млн. гектаров пахотной земли». («Гардиан». 27 января 2011).
В период наводнений правящий класс Пакистана продемонстрировал свое полное бессилие, неспособность организовать поддержку и помощь миллионам пострадавших людей. Пакистан считается одной из самых бедных стран в мире, и широкие масштабы коррупции в повседневной жизни общеизвестны. Однако какие цинизм и лицемерие звучат в сообщениях о том, что «пакистанские военные продолжают оказывать давление на милитантов на северо-западе, несмотря на то, что опустошительные наводнения требуют крупных усилий по оказанию помощи, заявил в среду высокопоставленный американский офицер.
Вице-адмирал Майкл Лефевер, надзирающий за американской военной помощью Пакистану, заявил, что Исламабад не выводит войска из боев с повстанцами, но вынужден отвлечь часть авиации, необходимой для оказания помощи в связи с широким наводнением» (thenews.com, 6 декабря 2010). Так что приоритеты ясны. На самом деле, подобные комментарии скрывают тот факт, что северо-западные провинции Пакистана давно уже переживают кризис из-за последствий землетрясения, ударившего по региону в 2005 году и от которого район так никогда полностью и не оправился, и из-за продолжающихся (и усилившихся) боевых действий против пакистанского Талибана. Эти действия также вызвали значительное перемещение населения: по оценкам, от 100 до 200 тысяч человек.
Аналогичная картина предстает перед нами на Гаити через год после землетрясения% лишь 5% руин расчищены, выплачено менее 30% обещанной суммы помощи. Население обитает в старых палатках и под брезентом в ужасных условиях, становясь легкой добычей для холеры, добавляющей новые сотни к спискам погибших. Но если буржуазия хочет строить, то может это делать – даже на погруженном в нищету Гаити, где половина населения живет менее чем на 1 доллар в день. «Железный рынок» в Порт-о-Пренсе был за год восстановлен в соответствии с нормами сейсмоустойчивости за 12 млн. долларов; работы финансировал ирландский миллиардер Деннис О`Брайен.
Какими бы субъективными чувствами благотворительности он ни руководствовался, суровая истина состоит в том, что капитал строит только тогда, когда ему это выгодно. Как отмечает «Нью-Йорк таймс», «он хорошо понимает финансовые преимущества восстановления и возрождения Гаити. “Как компания, мы больше ориентируемся на массы, а не элиту”, – рассказал г-н О`Брайен о своих интересах на рынке» (www.nytimes.com, 11 января 2011). Действительно, как показано в программе Би-би-си «С пепелища Гаити», запланированный жилищный проект, который, как предполагалось, должен был осуществляться параллельно с восстановлением, был отложен в пользу политических интересов, повторив в меньших масштабах борьбу за влияние между США и Францией непосредственно после катастрофы – когда продовольствие и воду можно было, казалось, получить только через военный персонал и НПО.
На самом деле помощь, которая оказывалась после катастроф на протяжении последних 20 лет, привела не столько к облегчению положения населения, сколько к увеличению на 25% долга. Его выплата осуществляется за счет того же населения.
На Шри-Ланке «жертвы наводнения осадили правительственный офис на Востоке страны, обвиняя чиновников в присвоении помощи. Окна были выбиты, когда более 1000 человек окружили офис в деревне в восточном округе Батикалоа. Жертвы наводнения рассказали «Би-би-си», что некоторые местные политики раздали продовольствие и иную помощь своим сторонникам, а не тем, кто в ней больше всего нуждался» (BBC online, 17 января 2011).
И все это, не учитывая таких последствий катастроф, как рост цен на продукты питания и экономические сбои, которые приводят к еще большему распространению нищеты.
Вклад в изменение климата
Ураганы, наводнения, жара и засуха – все эти климатические крайности заставляют вспомнить о последствиях изменения климата, или глобальном потеплении. Климатологам приходится быть острожными относительно взаимосвязи между тем или иным событием и общей картиной. Тем не менее, Британская метеорологическая служба отмечает, что наводнения в Австралии и на Филиппинах связаны с эффектов «Ла-Нинья».
Возможно, дожди в Бразилии также, хотя связь не столь ясна («Гардиан», 14 января 2011). Аналогично, природные крайности минувшего лета (включая жару в России и наводнения в Пакистане) были вызваны закрепившимися воздушными потоками, делающими климат к югу в целом более жарким (www.wired.co.uk).
Иными словами, есть явные свидетельства того, что капитализм несет ответственность за природные катастрофы последних 13 месяцев по причине своего воздействия на мировой климат. (...)
“World Revolution”, February 2011
Ссылки по тематике материала:
Добавить комментарий