Рудольф Роккер: «Принципы синдикализма»

Современный общественный строй, который называют капиталистическим, основан на экономическом, политическом и социальном порабощении трудового народа, и выражается, с одной стороны, в так называемом «праве собственности», то есть в монополии на обладание, а с другой стороны, - в государстве, то есть монополии на власть. Монополизация земли и других средств производства в руках небольших привилегированных групп вынуждает классы производителей продавать свои духовные и физические способности собственникам, чтобы приобрести возможность жить. За это им приходится отдавать монополистам-капиталистам большую часть своего рабочего времени. Низведенные тем самым до положения бесправных наемных рабов, они лишены влияния на ход и характер производства, которые целиком отданы на произвол капиталисту. Понятно, что при таком положении дел нынешнее производство благ определяется не потребностями людей, а в первую очередь – возможностью получения прибыли предпринимателем.

Поскольку в основе обмена и распределения продуктов лежит та же самая система, последствия и здесь те же самые. Они проявляются в беспощадной эксплуатации широких масс в интересах ничтожного меньшинства имущих. Ограбление производителей является более или менее замаскированной целью капиталистического производства. Точно так же обман потребителей – подлинная цель капиталистической торговли.

При системе капитализма все достижения науки и духовного прогресса ставятся на службу монополистам. Каждое новое продвижение вперед в области техники, химии и т. д. ведет к неизмеримому росту богатства имущих классов в очевидном противоречии с социальной нищетой широких слоев общества и с сохраняющейся экономической нестабильностью положения классов производителей.

Непрерывная борьба различных национальных групп капиталистов за господство на рынках постоянно рождает внутренние и внешние кризисы, которые периодически разряжаются в опустошительных войнах. От их ужасных последствий страдают опять-таки почти исключительно низшие слои общества. В то же время разделение общества на классы и жестокая война «всех против всех», эти характерные черты капиталистического порядка, разлагающе и губительно влияют на характер и моральные чувства человека, подавляя бесценные качества солидарности и взаимопомощи, неоценимое наследие, которое человечество сохранило от более ранних периодов своего развития. Они заменяются болезненными антисолидарными чертами и привычками, которые находят свое выражение в преступности, проституции и иных социальных бедах.

С развитием частной собственности и связанных с нею классовых противоречий имущим классам понадобилась политическая организация, вооруженная всеми техническими средствами для защиты их привилегий и подавления широких масс – государство. В первую очередь, государство – это продукт частной монополии и разделения общества на классы. Но однажды возникнув, оно всеми средствами лжи и насилия старается сохранить монополию и классовые различия и, следовательно, увековечить экономическое и социальное порабощение широких народных масс. В ходе своего развития оно выросло в самый гигантский механизм эксплуатации в истории цивилизованного человечества.

Внешняя форма государства ничего не меняет в этом историческом факте. Монархия или республика, деспотия или демократия – все они представляют собой лишь различные формы политического выражения систем экономической эксплуатации, которые отличаются друг от друга по внешнему виду, но не по существу. Во всех формах воплощается организованное насилие имущих классов.

С возникновением государства начинается эра централизации, искусственной организации сверху вниз. Церковь и государство были первыми представителями этой системы и до сих пор остаются ее главными носителями. Подчинение всех областей человеческой жизни авторитету государства соответствует сути самого государства. Поэтому метод централизации имеет тем более роковые последствия, чем больше удается государству расширить круг своих полномочий. Централизм – наиболее крайнее выражение системы, передающей решение общих дел в руки отдельных лиц.

Тем самым личность становится марионеткой, которой управляют и руководят сверху, мертвым колесиком чудовищного механизма. Интересы всего общества вынуждены уступить место привилегиям меньшинства, личная инициатива – приказам сверху, разнообразие – единообразию, внутреннее чувство ответственности – мертвой дисциплине, воспитание личности – бездушной дрессировке – и все это с целью вырастить лояльных верноподданных, которые не осмелятся потрясать устои существующего порядка, покорные объекты эксплуатации на капиталистическом рынке труда. Так государство становится мощнейшим препятствием на пути любого прогресса и любого развития культуры, прочным бастионом имущих классов против освободительных устремлений трудового народа.

Синдикалисты ясно осознают эти факты. Поэтому они – принципиальные противники любой монополистической экономики. Синдикалисты стремятся к обобществлению земли, орудий труда, сырья и всех социальных богатств, к реорганизации всей хозяйственной жизни на основе вольного, то есть безгосударственного коммунизма, который находит выражение в принципе: «От каждого по его способностям, каждому по его потребностям!». Понимая, что социализм – в конечном счете вопрос культуры и может быть создан только снизу вверх, народным творчеством, синдикалисты отвергают любой метод так называемого огосударствления. Он может привести только к еще более отвратительной форме эксплуатации – к государственному капитализму, но не к социализму.

Синдикалисты убеждены, что организацию социалистического экономического порядка нельзя регулировать решениями правительств и декретами. Он возможен только как объединение всех работников умственного и физического труда в каждой отдельной отрасли производства и взятие производителями в свои руки управления каждым отдельным предприятием в такой форме, чтобы отдельные группы, предприятия и отрасли производства стали самостоятельными звеньями общего хозяйственного организма. Эти звенья должны на основе взаимных свободных договоренностей планомерно организовать все производство и распределение в интересах всего общества.

Синдикалисты считают, что политические партии, каких бы идей они ни придерживались, никогда не смогут осуществить построение социализма. Эту задачу могут решить только боевые экономические организации трудящихся. Поэтому синдикалисты видят в профсоюзах не преходящий продукт капиталистического общества, но ячейки будущего социалистического экономического строя. В этом смысле синдикалисты уже сейчас стремятся создать такую форму организации, которая позволит им оправдать их великое историческое призвание и одновременно бороться за ежедневное улучшение условий труда и его оплаты.

В каждом населенном пункте работники образуют революционные союзы по профессиям, которые не подчиняются никакому центру, распоряжаются своими финансовыми средствами и полностью самостоятельны. Профсоюзы различных профессий объединяются в каждом населенном пункте в «трудовые биржи» (федерации трудящихся – прим. В. Д.) – центры местной профсоюзной работы и революционной пропаганды. Все «трудовые биржи» страны объединяются во всеобщую федерацию, чтобы иметь возможность объединить свои усилия для совместных действий.

Кроме того, каждый профсоюз федеративно связан со всеми профсоюзами работников той е отрасли по всей стране, а эти – с союзами других родственных профессий, которые объединяются в большие общие союзы по отраслям экономики. Таким образом, федерация «трудовых бирж» и федерация отраслевых союзов образуют полюса, между которыми протекает вся общественная жизнь.  Когда при победоносной революции перед трудящимися встанет проблема строительства социализма, каждая «трудовая биржа» превратится в своего рода местное статистическое бюро и возьмет под свое управление все дома, продукты питания, запасы одежды и т. д. Задачей «трудовой биржи» станет организация потребления. Всеобщая федерация «трудовых бирж» сможет легко рассчитать общее потребление в стране и организовать его наиболее простым способом.

Со своей стороны отраслевые союзы через местные органы и с помощью фабрично-заводских советов возьмут под свое управление все наличные средства производства, сырье и т. д. и наладят снабжение отдельных производственных групп и предприятий всем необходимым. Короче говоря, организация предприятий и мастерских через фабрично-заводские советы; организация всего производства через промышленные и сельскохозяйственные отраслевые союзы; организация потребления через «трудовые биржи».

Как противники любой государственной формы организации, синдикалисты отвергают так называемое завоевание политической власти и считают радикальное устранение всякой политической власти первой предпосылкой действительно социалистического общественного строя. Эксплуатация человека человеком самым тесным образом связана с господством человека над человеком, так что исчезновение одного из этих зол должно неизбежно вести к исчезновению другого.

Синдикалисты в принципе отвергают любую форму парламентской деятельности, любое участие в законодательных органах. Они понимают, что даже самое свободное избирательное право не сможет смягчить зияющие противоречия сегодняшнего общества. Цель парламентской системы в том, чтобы придать ореол законности системе лжи и социальной несправедливости – предоставить рабам возможность поставить на свое рабство штемпель закона.

Синдикалисты отвергают все искусственно проведенные политические и национальные границы. Они видят в национализме религию современного государства и принципиально отвергают всякое стремление к достижению так называемого единства нации, за которым скрывается лишь господство имущих классов. Они признают только региональные различия и требуют для любой группы населения права решать свои дела и удовлетворять свои потребности в культуре в соответствии со своими особенностями и склонностями, в солидарном согласии со всеми другими группами и союзами населения.

Синдикалисты стоят на почве прямого действия и поддерживают любые народные устремления и любую народную борьбу, которые не противоречат их цели – ликвидации экономических монополий и тирании государства. Их задача состоит в том, чтобы духовно воздействовать на массы и сплотить их в боевые экономические организации, чтобы вести их навстречу освобождению от ига наемного рабства и современного классового государства посредством прямых экономических действий, высшее выражение которых – всеобщая социальная стачка.

Источник

Перевод: Вадим Дамье

Ссылки по тематике материала:

Теория: Наум Хомский “Согласие без согласия: манипуляция общественным мнением”

Теория: Исаак Пуэнте “Программный очерк либертарного коммунизма”

Теория: Всеволод Волин. Человек и его книга

Теория: Петр Рябов. “Анархизм: сегодня, здесь, сейчас “

Теория: Либертарная педагогика

Теория: Билл Бао “Потенциал самоуправления”

Теория: “ФОРДИЗМ И ТОЙОТИЗМ - Система Тейлора отслужила свое”

Теория: Марко Ревелли “Кризис социального государства”

Теория: Морис Жойо “Самоуправление - зачем?”

Теория: Корнелиус Касторадис. “Самоуправление и иерархия”

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости