Вуди Гатри - 100лет. Возвращение трубадура труда

14 июля 2012 года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения всемирно известного американского певца и музыканта, исполнителя антифашистских, пролетарских и народных песен - Вуди Гатри (Woodrow Wilson Guthrie). Публикуем ряд материалов посвященных этому юбилею.

Вуди Гатри родился 14 июля 1912 г. в маленьком городке Окима, округ Окфаски, штат Оклахома.  Пережил трагическое детство, связанное с тяжёлой психической болезнью его матери, смертью старшей сестры, обнищанием отца. После окончания школы перебивался случайными заработками, выполняя черновую работу. Самостоятельно научился играть на гитаре и губной гармошке. От матери узнал много народных песен. В начале 1930-х начал выступать с друзьями на публике, исполняя народные песни. В годы Великой депрессии Гатри отправляется автостопом, на товарняках, попутках и пешком к родственникам в Калифорнию. Здесь его приглашают на радио, где он ведёт шоу, исполняя свои песни. Удивительный талант к сочинительству обнаружился у Вуди ещё в детстве.  

В 1930-е Вуди колесит по всей Америке, исполняя свои песни о тяжёлом труде, странствиях, жизни полной лишении, социальной несправедливости. Он выступает перед рабочими на забастовках, поёт о беженцах из сельскохозяйственных районов Оклахомы, Арканзаса и Техаса, которые были вынуждены покинуть свои фермы, так как земля на них оказалась подвергнута сильнейшей эрозии в результате опустошительной пыльной бури 1935 г. Гатри сходится с левыми организациями, но никогда открыто не примыкает к коммунистам, тем не менее всегда называя себя красным.

В эти годы складывается цикл баллад, посвящённых людям, пострадавшим от пыльной бури 1935 г. Dust Bowl Ballads. Благодаря этим песням Гатри был приглашён в 1940 г. на вечер, посвящённый годовщине выхода в свет романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева». В основу романа была положена история семьи, пострадавшей от стихийного бедствия 1935 г. и вынужденной искать лучшей доли в Калифорнии. Книга имела широкий общественный резонанс. Вуди исполнил на вечере свои песни и привлёк внимание известного фольклориста Алана Ломакса, который пригласил певца сделать записи в студии для собрания Смитсоновского университета в Вашингтоне. Так творчество Вуди Гатри стало достоянием золотого фонда народной музыки США.  

Его песни отражали суть американского духа, его голос завораживал своей простотой и в то же время ему старались подражать многие последователи певца. В процессе студийной работы Ломакс много и долго общался с Вуди и был просто очарован этим человеком. Он посоветовал Вуди написать автобиографию.

Книга «Bound For Glory» (На пути к славе) вышла в свет в 1943 г. и сразу же завоевала большую популярность. В ней Вуди рисует яркую и реалистичную картину Америки 1920—1930-х. Автобиография стала настольной книгой всех фолксингеров и вызвала всплеск интереса молодой интеллигенции к народному творчеству. Мало кто из людей в 31 год публикует историю своей жизни.

С начала 1940-х берёт своё начало т. н. Фолк-возрождение, которое начнёт утихать только в середине 1960-х с появлением рок-музыки .  

В годы Второй мировой войны Гатри пишет антивоенные песни, подвергая критике тех, кто когда-то призывал не вмешиваться в европейский конфликт. После визита в США в 1942 году в составе советской делегации самой результативной советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко написал о ней песню «Miss Pavlichenko». В одной из песен он не пожалел даже национального героя Чарльза Линдберга, совершившего первый беспосадочный перелёт через Атлантику. Линдберг был активным сторонником невмешательства США в войну. Гатри со свойственным ему чувством юмора показывает несостоятельность вашингтонских политиков. В конце войны Вуди был призван в действующую армию и служил в торговом флоте.

В послевоенные годы певец сочиняет цикл песен, посвящённых строительству плотины на реке Колумбия. Также он пишет ряд детских песен для своей дочери. 

В начале 1950-х врачи обнаруживают у Вуди симптомы хореи Гентингтона — наследственной болезни, от которой умерла его мать. С этого времени нервная система Гатри начинает медленно разрушаться, что сказывается на его поведении. Он попадает в психиатрическую больницу, где его навещают и ухаживают за ним многочисленные поклонники его творчества. В начале 1960-х в Нью-Йорк к Гатри приезжает молодой Боб Дилан, который был заворожен его песнями и жизнью. 

Вуди Гатри умер 3 октября 1967 г., оставив после себя восемь детей, три жены и свыше тысячи песен. В 1976 г. по его автобиографии был снят фильм Bound For Glory.

К столетию Вуди Гатри известный актёр Джонни Депп совместно с историком Дугласом Бринкли планирует выпустить доселе неопубликованный роман Вуди Гатри. Роман повествует о паре из восточного Техаса, которые вынуждены строить глинобитные дома, чтобы защититься от ненастья, и бороться с банковскими конторами и компаниями по производству пиломатериалов. Жанр романа балансирует между сельским реализмом и пролетарским протестом. Он отражает всю реальную действительность маргиналов в эпоху Великой Депрессии. По словам Джонни Деппа, роман "Дом Земли" - лучшее, что он когда-либо читал о той эпохе.  

Вуди Гатри сто лет.  Возвращение парии

Бригада строителей всю ночь стучит молотками под окнами отеля, в котором я остановился  в самом центре города Талса в штате Оклахома. Лишь утром, когда встает солнце, строители уходят – невыносимая жара оклахомского лета вынуждает их прятаться в тени. Всего лишь в нескольких кварталах отсюда стоят целые улицы с пустующими домами, что говорит о том, что закончился нефтяной бум, ожививший некогда эти места. Но я верю, что Талса сможет возродиться. 

Сто лет назад совсем неподалеку отсюда родился Вуди Гатри – человек, чью жизнь и чьи песни сейчас вспоминают во всем мире. Самой же его родине, Оклахоме, еще только предстоит по достоинству оценить творческое наследие ее своенравного сына. В этом консервативном штате среднего запада США на творчество Вуди Гатри все еще смотрят нередко сквозь призму эпохи маккартизма, когда этого замечательного фолк-певца обвиняли в «антиамериканской деятельности».

И, все же, раздражение при упоминании имени Вуди Гатри вызывает здесь не столько его деятельность в 1940-х годах  скорее уже деятельность его многочисленных последователей в шестидесятых. Именно поэтому Вуди стал парией в своем родном штате. Ведь он был одним из тех певцов и сочинителей, кто первым использовал свой голос и талант не только для того, чтобы развлекать публику, но чтобы задать неприятный некоторым вопрос: «почему граждане столь богатой страны, как США, продолжают прозябать в нищете»?

Ведь именно слова Вуди Гатри заставили юного Роберта Циммермана бросить родной дом в промышленном штате Миннесота, отправиться в Нью-Йорк, назваться Бобом Диланом и подражать Вуди Гатри  парню, в которого навеки въелась красная глина Оклахомы. Затем уже творчество Боба Дилана вдохновило целое поколение юных американцев, с жесткой критикой обрушившихся в 1960-х на господствующее в обществе неравенство.

Уже тот факт, что Вуди Гатри стал кумиром поколения длинноволосых фриков, не позволяло Оклахоме признать своего сына, и песни его практически не пели в его родном штате. Но времена меняются. В девяностых дочь Вуди – Нора Гатри  стала собирать все бумаги, тексты, записи своего отца и основала в Нью-Йорке архив Вуди Гатри. Бесчисленные коробки с текстами песен, рисунками и рассказами  и вот перед нами встает человек, более сложный, чем просто легендарный исполнитель баллад эпохи Великой Депрессии.

Вуди Гатри при жизни страдал от болезни Хантингтона – неизлечимого врожденного нарушения нервной системы, которое периодически приводит к недееспособности человека, а, в конце концов, приводит к летальному исходу. В его биографиях обычно говорится, что после Второй Мировой войны он долго болел и не мог встать с постели,  но архивы говорят как раз об обратном. Вероятно, сознавая, что болезнь убьет его также, как ранее она свела в могилу его мать, Вуди усиленно работал. Он писал по три-четыре песни в день в доме на Мермэйд-авеню в Бруклине, где проживал со своей женой Марджори и тремя детьми.

В его текстах чего только нет: там и полеты на летающих тарелках и любовь к шведской актрисе Ингрид Бергман и пьяные матросы в портовых кабаках. В целом же материал его неизданного архива – это более 3000 песен, которые, вероятно, позволят нам по-иному взглянуть на Вуди Гатри – на то, каким человеком он был. Собираясь в Оклахому, чтобы здесь, на родине Вуди отметить столетие со дня его рождения, мы услышали новость о том, что архив Вуди Гатри переедет сюда, на его родину, где специально для него оборудуется помещение, которое и строят сейчас рабочие в центре Талсы.

Возвращение Вуди домой в Оклахому, конечно, сопряжено с определенным риском  но Нора Гатри отлично сознает, что Оклахома, все же, должна вновь открыть для себя творческое наследие ее отца. Как известно, Брюс Спрингстин и Пит Сигер исполняли песню Вуди Гатри «This land is your land» на инаугурации Обамы  но Оклахома как раз тот штат, где ни один из районов не проголосовал за первого в истории президента-афро-американца. В пантеоне американских поэтов Вуди по праву занимает место между Уолтом Уитменом и Бобом Диланом.  И все же, истоки его творчества берут начало именно здесь – на пыльных равнинах Среднего Запада, что как бы уже опровергает распространенную у нас грубую шутку, утверждающую, что, если ты белый, бедный и родом из этих краев, то тебе на роду написано оставаться быдлом.

Билли Брэгг  Guardian

Ода трубадуру труда

Давайте отвлечемся ненадолго от комментариев по поводу нынешних политиков и воздадим должное трубадуру труда: Вуди Гатри. Но не будем забывать при этом, что Гатри, родившийся сто лет назад в Оклахоме, был все же и политическим деятелем. Просто его политические взгляды находили выражение в песнях о рабочих, о приятелях «оки» (жители Оклахомы), о всех, кто внизу, о всех, кто выброшен на обочину то есть о простых американцах.

Он никогда не чурался проблем профсоюзов и просто рабочих, поднимая их дух своими песнями о простых людях: таких, как ты и я.  Сейчас Вуди Гатри повсюду чествуют на государственном уровне. В народе же он более всего известен, как автор песни This Land Is Your Land.

Все помнят первые строки этой песни: «Эта страна была создана для тебя и для меня». Вы просто вдумайтесь – это ведь политическое заявление. Вуди поет о стране, которая принадлежит не богатым, а простым людям – нам с вами. А теперь вспомните о других строчках из этой песни – их никогда не учат в школе и исполняют не так уж часто.

В них говорится о Вуди, который бредет по дороге и видит знак «проход запрещен», ставший символом частной собственности и привилегий во время Великой Депрессии. Вуди написал эту песню в 1940-м году. «Но с другой стороны запрещающего знака не написано ничего – эта сторона для тебя и для меня»  поет Вуди. Следующие строки этой песни более радикальны – Вуди поет об очередях за хлебом во время Депрессии, в которых стоят бедные и голодные. И в конце Вуди задает провокационный вопрос: «Действительно ли эта страна создана для тебя и для меня»? Примите во внимание классовую позицию, которую занимает Вуди, остановившись сначала перед запрещающим знаком, а затем отказываясь соблюдать запрет: «Никто из живущих меня не остановит... Потому что эта страна создана для тебя и для меня»!

В одном из недавних исследований жизни и творчества Вуди подчеркивалось, что песня This Land Is Your Land была написана Вуди как бы в противовес слащавой, банальной и пустой «Боже, благослови Америку», мелодию которой сейчас повсюду используют крайне правые, выступающие против рабочих нашей страны.

И тут нельзя не вспомнить о другом хите Вуди Гатри  Union Maid («Девушка из профсоюза»). Сегодня эта песня актуальна, как никогда. Ведь мы живем в эпоху, когда разного рода «консультанты» пытаются раздавить наши профсоюзы, а различные компании и оффшорные многонациональные корпорации, возглавялемые финансистами, всячески пытаются уничтожить трудовой кодекс.

Всё точно так же, как и тогда  накануне Второй Мировой войны. Те же самые «тупые жлобы и стукачи»  они такие же, как и были. Именно такие вот «тупые жлобы»  наемные охранники  избили в Детройте до состояния комы активиста местного профсоюза во время подавления забастовки. Именно такие же «тупые жлобы» из tea-party напали на члена профсоюза работников сферы обслуживания в Сент-Луисе. Ну, и «стукачи»  это все те же полицейские доносчики.

«Помощники шерифа, напавшие на девушку из профсоюза», о чем поется в песне Вуди, – разве это не люди, вроде шерифа Джо Арпайо из аризонской Марикопы или разве это не сотрудники федеральной миграционной службы, которые устраивают облавы на фабриках, как только испаноязычные рабочие пытаются организоваться в профсоюз? И, конечно же, современные «девушки из профсоюза» (а это 40% всех членов) вместе с парнями из профсоюза продолжают бороться и отстаивать свои права,  об этом-то и пел Вуди. Наверное, единственное, что в этой песне устарело – это призыв к девушкам выходить замуж за членов профсоюза, так как потом профсоюзный билет будет защищать права их обоих. Иногда у меня возникает чувство, что, если бы Вуди был жив до сих пор, а не умер еще в 1967-м году, то он исполнял бы свою «Девушку из профсоюза» на протестах у супермаркетов Уол-Март или на лужайке возле Капитолия в Мэдисоне.

Сейчас у нас есть много бардов, исполняющих песни о профсоюзах – многие из них очень даже неплохи. Но что касается силы воздействия – немногие могут сравниться с этим парнем из Оклахомы – Вуди Гатри.  Со столетним юбилеем тебя, Вуди! Пусть твои стихи и песни живут вечно.

Марк Грюнберг. Перевод Дмитрия Колесника

Шахтерский блюз 

Я простой шахтер, я живу во мгле,
День-деньской, как крот, роюсь я в земле.
Вижу лишь серый рассвет, а потом уже алый закат,
Я не вижу солнца, когда иду назад.

Мягкий уголь. Твердый уголь.
Цинк, свинец, пласты породы…

Утром встал в обычный час,
Выпил чашку кофе, взял и хлеба про запас,
Попрощался с женой и с детьми
Пошел на работу  поспеть надо к семи.

Шел и думал. Рассветало.
Просто шел себе и думал.

Наш поселочек «Центральный»
Славный в-общем городок,
А на много миль вокруг  
Весь наш горный штат.
Черт, я очень плохо вижу,
Я не выспался опять...
Если все же брошу шахту,
Всю неделю буду спать,

Крепко спать, тепло укрывшись.
Мне приснится чудный сон,
Будто стала наша шахта
Очень светлой и опрятной,
Будто наш хозяин  добрый,
А на улицах  девчонки,
И одна другой красивей ...

Люди редко говорят
Про тоску и страх,
И про смерть, что ждет ребят
под землей в горах.
Ну а мы, когда идем
По утрам в забой,
Все смеемся  каждый шутит
Над самим собой.

Газы. Едкий дым. Обвалы.
Пыль в забоях.
От одной случайной искры
Можем мы взлететь на воздух
И пожать с улыбкой руки
Божьим ангелам в раю ...

Вот пришли, стучим в ворота, ждем смеясь,
Клеть нас тащит вниз, в темноту и в грязь.
Там уже мы порознь по местам ползем  
Минет день, авось, ночью ждет нас дом.

Дым и копоть. Запах газа.
Лужи по колено.
Оттого и ревматизмы,
Оттого и резь в желудке.
И пока ползешь в потемках,
Черт-те что в башку полезет!

В этот день случился взрыв в шахте номер пять,
Кто остался жив, я не смог понять.
Я очнулся через сутки, а в палате
Мне сказали, что погибло наших сто одиннадцать ребят.

Я видал и раньше взрывы,
И обвалы, и пожары.
От какой-то подлой искры
Двадцать умерли в Огайо,
Тридцать шесть  в холмах Кентукки
Сто одиннадцать  в «Центральной».

Точно злобный рок нас в тот день стерег –
Наши лучшие ребята не вернулись в городок.
Разве не был бы, друзья, на весь мир скандал,
Если б в здании Сената вдруг случись такой обвал?

Вы представьте  вдруг в Конгрессе
Начались бы взрыв за взрывом!
Что б писали конгрессмены  

На своих роскошных стенах?
Были б это заклинанья?
Или требованья мер
Для охраны их покоя,
Для спасения их жизни? 

А ведь в Белом доме столько
Вредных газов накопилось,
Что и крошечная искра
Может вызвать мощный взрыв!

Вуди Гатри

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости