Об исчезновении Pussy Riot в Хельсинки

3 недели назад Евгения Чирикова опубликовала в своем блоге гневный пост «Пусси Райот интересует только собственный пиар, а не права человека» , где она на основании рассказа Оксаны Челышевой яростно критикует поведение группы во время поездки в Финляндию. Мнение самой Оксаны было опубликовано 11ого июня в интернет-версии газеты “Войма”, только на финском языке.

Так получилось, что я близко наблюдал за этими “гастролями” 24-го мая –  первоначально только затем, чтобы взять короткое интервью для той же самой “Войма”, но затем еще помогал девушкам с переводом по просьбе организаторов фестиваля “Всемирная деревня”. И я могу сказать, что Pussy Riot действительно кинули множество финских организаторов, и Челышева имеет полное право критиковать этот поступок, она и сама оказалась в неловком положении. Однако по поводу масштабов и значения произошедшего мои оценки чуть расходятся с оценками Челышевой и Чириковой.

Начнем с того, что вопреки сказанному Чириковой, не было финских газет с заголовками “Пусси Райот интересует только собственный пиар, а не права человека». Была колонка Суви Туртиайнена в лидирующем финском ежедневнике “Хельсингин саномат” со заголовком “Шоу Pussy Riot не продвигает права человека” , разница есть. В остальном финские СМИ были довольно сдержанны в оценках, только финские путинисты ликовали. Организаторы фестиваля “Всемирная деревня” опубликовали  сдержанное заявление, в котором они, на мой взгляд, правильно оценили причины  исчезновения девушек – разногласия внутри группы касательно тактики работы с публикой.

Поскольку часть группы находится в заключении, одна девушка на воле, но под наблюдением силовых структур, а остальные в подполье, то разумеется, что согласование позиции внутри группы затруднено. Я догадываюсь, что две участницы, которые приехали в Хельсинки, самостоятельно договорились с организаторами, но когда их планы стали известны остальным участницам, те были резко недовольны, и в итоге мнение последних (то есть, отказ от заранее заявленных выступлений) преобладало.

Все это естественно довольно глупо и непрофессионально.  Но сможет ли это навредить работе еще каких-то российских оппозиционеров за рубежом? Маловероятно, что кто-то будет второй раз приглашать представительниц Pussy Riot в Финляндию. Но Финляндия –  маленькая страна, все население которой меньше половины Москвы, и даже его полная поддержка российской оппозиции мало чем поможет.

Ну и в целом проблема российской оппозиции на Западе не в том, что западной публике якобы никто не рассказывает про положение дел в стране. Проблемы другие, и их три. Во-первых, Европа настолько зависима от российских природных ресурсов, что не желает сильно давить на Россию. Во-вторых,  Россия уже настолько независимая держава, что не так уж много рычагов давления против нее. В-третьих, даже если бы такое давление имело место, то, скорее всего, в геополитических интересах, а не в интересах прав человека, и итоговая польза от такой “поддержки” российской оппозиции сомнительна.

И ради справедливости надо заметить, что вопросы концепции, стиля, имиджа и бренда важны не только для группы “Pussy Riot”. Например, по замыслу организаторов фестиваля, Pussy должны были появиться на сцене во время выступления суперпопулярной финской поп-группы PMMP. Спонсором этого выступления была финская Amnesty. Когда мой знакомый из Greenpeace спросил, мог ли бы во время этого же выступления на сцене также появиться  человек в костюме белого медведя, символ их кампании против эксплуатации природных ресурсов, то Amnesty резко заявили - “нет, не пойдет, спонсоры – только мы”.

Ну и сам фестиваль “Всемирная деревня” -  одна большая реклама, цель которой оправдать государственные расходы на программы развития развивающихся стран. Фестиваль полностью бесплатный для посетителей, финансируется за счет финских налогоплательщиков через НПО “Kepa” (Центр обслуживания сотрудничества с развивающимися странами), которому государство выделяет часть бюджета на помощь развивающимся странам. Точного бюджета фестиваля я не нашел в интернете, но недобор направления деятельности Kepa “Продвижение сознательности граждан” - более чем миллион евро, и главный проект этого направления организации как раз данный фестиваль. Если объединить все расходы на пиар во время фестиваля более чем 300 НПО-участников и расходы Kepa, то общий бюджет фестиваля уж точно будет между полумиллионом и миллионом евро. То есть, такая сумма расходуется с денег, выделенных (образно говоря) для помощи голодающим детям Африки, ради ПИАРА помощи голодающим детям Африки. И, несмотря на то, что я лично не хочу иметь с таким ничего общего (кроме как ради заработка, из-за которого я в этом участвовал), я не могу категорически осуждать происходящее. Мы живем в мире рекламы и пиара, и вполне возможно, что без непрерывного и масштабного пиара никто этим НПО ничего не пожертвует, и не поощрит их масштабным субсидированием за счет государственного бюджета. Они там трудятся ради собственного существования, как и мы все.

То есть, соображения Pussy Riot для поддержки их “непредсказуемого” и “автономного” брэнда  - вполне в рамках этой самой системы, в которой участвуют в равной степени все деятели в этой истории.  Наглость и неуважение тоже полностью вписывается в концепцию российского “акционизма”. Все его представители, с которыми я лично сталкивался до Pussy Riot, от Бренера и Шурц до участников группы “Война”, были без исключения высокомерными, хамоватыми и наглыми мудаками. И это как раз такой примитивный, но эффективный способ завоевать себе популярность – не уважая окружающих, ты им демонстрируешь, что тебя следует уважать. Pussy Riot только продвигаются по пути, по которому не только акционисты, но и вообще художники и артисты всех времен шли к успеху.

Лично же я придерживаюсь чуть другой, более занудной школы, согласно которой содержание должно преобладать над формой. На западе существует одна небольшая горстка активистов, которая с восторгом слушает очередные доклады правозащитников, и вторая, которая  распространяет заявления об очередных поджогах российских анархистов, или собирают деньги очередным анархистам, которые попали в больницу или в СИЗО. Но среди широкой публики популярными стали именно Pussy Riot, и никоим образом не потому, что они поднимают важные вопросы прав человека, а потому, что они разработали захватывающий брэнд, грамотно его пиарили и продолжают пиарить. Им можно подражать или можно не подражать, но как-то нелепо их судить по правилам или представлениям правозащитников, которыми они не являются. Если бы являлись, мало кто о них слышал бы.

Антти Раутиайнен

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости