Данная заметка была написана три недели назад, однако по ряду причин я смог вывесить её здесь только сейчас.
Сибирские потопы, заливающие уже не только сёла, как раньше, но и города, кто-то, наверное, сочтёт "божьей карой", "кармой" или чем-то подобным. На самом деле у них есть вполне объяснимая безо всякой мистики причина - это сведение лесов. Российская экономика давно уже основана не на производстве, а на расхищении всего, что только можно расхитить, при этом российские (как, впрочем, и не только российские) дельцы и чиновники живут сегодняшним днём, поэтому ни о каком воспроизводстве или бережливости не может быть и речи. Огромные леса вырубаются и вывозятся на продажу, на их месте остаётся пустыня. А вода, которая раньше выпивалась деревьями и оставалась в них, теперь остаётся на земле. И заливает её. Такое происходит не только в Сибири, но и, допустим, в районе Сочи, где леса сводились под олимпийские стройки - ещё один источник распила обогащения для российской верхушки. Фраза "после нас - хоть потоп" приобретает вполне реальное и прямое, а не переносное значение.
Впрочем, потоп - не вечен. Корни деревьев не только пьют воду, они ещё и поднимают её при этом из глубины земли. Поэтому сведение лесов лишь поначалу ведёт к наводнениям; со временем последние сменяются засухой. Именно сведением растительности было вызвано опустынивание северной Африки и Ближнего Востока. На картине Репина "Крёстный ход в Курской губернии" кроме прочего изображено целое поле пней, оставленное на месте бывшего леса. Есть мнение, что Репин изобразил крёстный ход, вызванный очередной засухой, а пни - объяснение причины этой засухи. Насколько это мнение верно, я не берусь судить. Но в любом случае сначала нагадить, организовать экологическую или иную катастрофу, а затем бороться с ней с помощью молитв - это вполне по-российски.
Кто-то скажет, что между ссылками на божью кару и рациональным объяснением нет принципиальной разницы. Не всё ли равно, происходит ли это по воле Аллаха или по законам мироздания? С точки зрения какого-нибудь пантеиста это - вообще одно и то же. Да и с точки зрения монотеиста, если тот представляет себе бога не в виде бородача на облаке, а в виде какой-то вообще нематериальной силы. Правда, библейский бог карал прежде всего виновных, а праведников, будь то Ной или Лот, выпускал живыми.
Но можно и сейчас сказать, что тот, кто понимает, что рубить лес ради бабла - грешно, тот может заранее взять шапку в охапку и свалить. А то, что ему придётся на новом месте несладко, ну, так и Ною, чай, не хотелось бросать своё поле и плыть на Арарат. Или, что терпеть такое безобразие и не бунтовать - тоже грех, кстати, именно с таких рассуждений и начинались средневековые бунтарские ереси. А на замечание, что молитвы не помогают, ответить, что для искупления греха надо не молиться, а новые леса насадить. Так что верующих, пожалуй, даже легче будет убедить. А вот неверующих... А для неверующих и написаны два предыдущих абзаца.
Добавить комментарий