Стрим Студенческого Антифашистского Фронта с историком Александром Шубиным о режиме Франко переносится на 22 августа
21 августа, 2024 - 21:59 - РедакцияUpd. По техническим причинам стрим переносится на завтра, 22 августа, начало в 20.00.
Upd. По техническим причинам стрим переносится на завтра, 22 августа, начало в 20.00.
Подкаст интересен комплиментарными высказываниями блогера-марксиста со значительной аудиторией в сторону анархических идей и самой фигурой А. Шубина. В видео дается общая информация о зарождении анархизма, Прудоне, конфликте между марксистами и анархистами и перспективах сотрудничества.
Я не согласен по очень многим вопросам с Александром Шубиным, но тут емко и по делу излагается им мысль Прудона: "В XIX веке уже было признано, что плохо, когда вами правит абсолютный монарх. Абсолютизм - это плохо. Это французы уже поняли. Эту утопию мудрого правителя они уже реализовали и поняли ее абсурдность. Тогда Прудон говорит: Почему на предприятии у вас абсолютная власть собственника, а в государстве вы стремитесь к демократии?
31 августа 2019 года в рамках Лектория "Автонома" прошло выступление известного историка Александра Шубина "Актуален ли антиавторитарный социализм сегодня?". Мы публикуем полный конспект лекции с добавлением последующего обсуждения в зале и за его пределами.
Видеозаписи этой и других лекций можно посмотреть на странице Лектория.
В субботу, 31 августа, лекторий "Автонома" начинает новый сезон в Сахаровском центре (ул.Земляной вал, д. 57, стр. 6) в Москве.
В 19 часов выступит Александр Шубин, доктор исторических наук, участник различных левых и анархистских движений, автор многих книг о различных течениях социализма.
Тема его лекции: "Актуален ли антиавторитарный социализм XIX века для нашего времени?"
Видеозаписи этой и других лекций можно посмотреть на странице Лектория.
Представляет интерес заметка Александра Шубина о движении Желтых Жилетов во Франции. По мнению Шубина, у ЖЖ отсутствует альтернатива современной капиталистической системе (идеи самоуправления, вокруг которых бушевали страсти в 1968 г). Сегодня в движении Желтых Жилетов наблюдается смесь антиглобалистских идей в духе "левых" и "правых" государственников, Ле Пен и Меланшона. Что это такое? Рост социального государства + вопрос о миграции, вот что волнует людей. Они не мыслят свое существование вне классов и вне государства. Большинство участников ЖЖ хотят лишь усиления заботы государства о бедняках и\или ограничения трудовой конкуренции со стороны рабочих-мигрантов.
Историк Александр Шубин дал красивый ответ на вопрос о том, что будет, если Каталония выйдет из Испании, а какой-нибудь город, например, Таррагона, выйдет из состава Каталонии - где предел деления? Он ответил, что этот вопрос возвращает нас к самому фундаменту общества. Фундамент может быть перестроен. Пределов деления нет, или, если хотите, предел деления - человек, индивид.
О том, как сегодня историки оценивают события столетней давности, мы узнали у Александра Шубина, доктора исторических наук, профессора, руководителя Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН, одного из авторов школьного учебника истории.
— Вы согласны с тем, что революция началась в феврале 1917 года, а закончилась вместе с Гражданской войной?
Очень любопытная лекция историка А. Шубина об испанской революции 1931-1936 гг (видеозапись в конце материала). К слову, совершенно не согласен с рядом оценок автора, и не только по Испании. Об этом в примечании. Важнее и интереснее в лекции другое.
Анархизм — это общественное движение, идеология, которая выступает за вытеснение капитала и государства самоуправлением. Это ключевая мысль для анархистской идеи. Течения в анархизме бывают разные: есть те, которые больше отстаивают свободу личности и ее права, а есть анархистские течения, для которых очень важно коллективное самоуправление.
Популярный лекторий «Архэ» приглашает на лекцию доктора исторических наук Александра Шубина «Великая испанская революция (1931-1939)».
В издательстве Common place выходит книга «Анархия работает». Это антология текстов по истории низового самоуправления, автономных общин и протоанархистских общин в России. Мы публикуем предисловие к книге историка Александра Шубина, где он говорит, как люди могут жить без государства.
6 июня 1919 года советская власть объявила вне закона Нестора Махно. Об устройстве махновщины, о том, почему происходящее на Восточной Украине — не анархия, о постиндустриальном проекте «Газете.Ru» рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Владленович Шубин.
— Что такое анархизм с научной точки зрения? Какие социальные движения относят к анархистским?
Когда массовые выступления оппозиции в Киеве привели к свержению коррумпированного президентского режима, это вызвало противоречивые чувства в России. Власть предержащие боязливо ёжились в предчувствии, что нечто подобное может произойти и в России (отсюда – массовые задержания на улицах Москвы в день Болотного приговора). А простые россияне, даже далекие от политики, но столкнувшиеся с чиновничьим произволом, вдруг стали говорить в ответ: «Нам что же – на майдан выходить?»
На пронзительном ветру, на незалежном майдане колышется плакат (перевожу на русский): «Революции – да, имитации – нет». Но надпись длинновата, не всегда влезает в объектив. «Нет» – выпадает. Конечно это имитация, какая уж тут революция. События на Украине опять являются подтверждением общего правила современного мира: бурные политические события, по форме напоминающие революции, не имеют в своей основе реального революционного, принципиального конфликта.
Двадцать лет назад, 1-2 мая 1989 года в Москве, в глубоком подполье состоялся Первый съезд КАС (Конфедерации анархо-синдикалистов) – организации, из которой выросло все современное анархическое движение на просторах СССР-СНГ, со всеми своими достижениями и невыводимыми «родимыми пятнами».[1]
Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...
Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...