Дошли руки ознакомиться со знаменитым текстом американского анархистского коллектива Crimethinc "Изменить всё. Анархический манифест" (перевод на русский - коллектив avtonom.org). Краймсинк - ярчайшие представители т.н. "анархизма образа жизни", довольно известный как в США так и за рубежом коллектив, а данный манифест - нечто вроде их программной работы для широкого круга людей. Текст отражает то, каким они хотят представить анархизм широким массам.
Открываю я, значит, текст, и первый же подзаголовок, который я в нём встречаю, гласит:
"ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ЧТО-НИБУДЬ, НАЧНИ ОТКУДА УГОДНО".
Я совершенно не уверен что именно такие обтекаемые и ровно ничего не значащие фразы это то, что хочет читать недовольный жизнью и Системой человек. Не говоря уже о том что в эпоху господства информационного мусора в своих текстах нужно переходить сразу к сути, а не говорить про "что-нибудь" и "откуда угодно".
Следующей фразой идёт:
"Призрак свободы бродит по миру, созданному по его образу и подобию".
Еще полстраницы авторы подводят к тому, что Система мешает человеку самоопределиться, почувствовать истинного себя и наслаждаться "волшебными моментами" жизни. Последующие сентенции радуют ненамного больше. Авторы зачем-то вводят новые философские понятия, вроде "силы" (которую у человека отбирают господствующие институты), пытаясь нагрузить их смыслом. Возводят в ранг политических концепций такие сугубо межличностные понятия, как "доверие" и "дружба":
"Дружба в своем лучшем проявлении - отношения между равными. Равные поддерживают друг друга и даже в соревновании уважают личное пространство. Вот на что должны быть похожи все наши отношения".
Довольно странно считать, что власть, господство и капитализм стали возможными благодаря тому, что между людьми не хватает дружбы.
Вот еще мощное утверждение:
"Иерархия не даёт возможности оставаться на равных, позволяя власть имущим подавлять любые конфликты".
Я долго думал, с какой стороны подойти к критике этой фразы и не нашел. Просто потому что она настолько расплывчата и бессмысленна, что отсутствует то смысловое ядро, которое можно было бы критиковать.
Отдельный раздел в брошюрке был назван: "Начни с освобождения желаний!":
"Благодаря продуманному устройству капитализма моментальную радость нам приносят те же вещи, что в долгосрочной перспективе делают нас несчастными".
Что это за вещи??? Назовите мне их! О чем это вообще?
"... чтобы освободиться, нам нужен контроль над процессами, рождающими желания [...] Нам стоит искать удовольствия, освобождающие нас от покорности и конкуренции".
Да уж, совет "искать удовольствия" это как раз то, чего не хватает человеку современного западного мира! Давайте искать НОВЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ - говорит Краймсинк всем разочарованным, угнетённым, злым и обманутым жителям своей страны. Мда.
Правды ради, несколько раз на этих 48 страничках философских умствований и возвышенных фантазий встречается удачные попытки критиковать капитализм и его систему ценностей, но они надёжно погребены под слоем словесного мусора. Зато пнуть белых гетеросексуальных мужчин с их "привилегиями", конечно, не забыли.
Самая жесть, однако, в конце. После критики всего сущего (как им кажется), авторы раскрывают перед читателям свой план переустройства общества. Точнее, его отсутствие.
"АНАРХИЯ - это то, что происходит, когда порядок не навязывается силой".
Интересно, как у этих ребят с историей? Думаю не очень. Иначе бы они знали, что с исчезновением центральной (да и любой) власти волшебный мир дружбы и няшных взаимоотношений это последнее, что имеет шанс на возникновение. В большинстве случаев в условиях ограниченности ресурсов, доминирования в обществе иерархических связей и прочего, люди, лишившиеся центральной власти, находят и выстраивают себе новую - точно такую же - часто пройдя через хаос гражданской войны "всех против всех". Выстраивание общества горизонтальных связей требует огромной подготовительной работы, наличия соответствующих институтов и ядра энтузиастов, которые будут его продвигать.
Но зачем такие сложности? легче написать что анархия это...
"просто свобода: процесс постоянного переосмысления самих себя и наших вазимоотношений".
Просто свобода. Лол. Вот бы сейчас вернуться в 1920-е и спросить повстанцев Махно: как поживает ваша борьба ради переосмысления самих себя и наших взаимоотношений?
Ну и в конце дается просто сказочная характеристика анархистам:
"Анархисты противостоят любым формам иерархии [...]. Отвергая закрытые системы, мы наслаждаемся неизвестностью впереди и хаосом внутри нас, который и дает нам возможность быть свободными".
ШТА? Какая неизвестность, какой хаос? Вы че там, в своих кампусах совсем упоролись?
Представим на минуту, что кроме этого манифеста у меня нет других текстов и средств рассказать случайному человеку об анархизме. И вот я даю водителю Васе (Джону, Франсуа, Анджею - неважно) эту брошюру. Из неё он узнает, что анархисты это те кто "наслаждается хаосом внутри них" и хотят "неизвестности впереди". Человеку нужно кормить двух детей, возможно платить ипотеку, или плату за арендное жилье. Человеку нужно обеспечивать себя. Ему нужны простые ответы на вопрос: как сделать так чтоб начальство и правительство перестали его иметь? А ему люди, называющие себя политическими радикалами и постулирующие свое желание поменять весь мир, предлагают… нет, не конкретную и понятную альтернативу, а "неизвестность впереди". Вполне резонно он, будь даже 100 раз негативно настроен к власти, пошлет этих философов подальше. Потому что хаос внутри это может и круто, но кормить детей с его помощью пока не научились.
С такими текстами анархизм НИКОГДА не сможет полноценно конкурировать на рынке идей.
Людям важно знать, как они будут жить при новом социальном строе. "А какая у вас, значит, самая что ни на есть программа?", как говорил персонаж х\ф "Свадьба в Малиновке". Окей, вы хотите изменить всё. Тогда будьте добры ответить: кто будет растить хлеб? Как будет работать общественный транспорт? Кто будет охранять порядок? Не будет корпораций? А кто мне будет платить за работу?
Я понимаю, что если ты студент Liberal arts, и все твои хотелки много лет оплачивают родители, то наслаждения среди чарующего хаоса и неизвестности - вполне неплохой варик. Вот только вы, ребятки, составляете хорошо если 1% от любого общества. И если вы предлагаете проект для всех - будьте добры сделать его реальным или хотя бы ПОНЯТНЫМ для всех, а не только для таких как сами, философов с кучей свободного времени. В противном случае вы только отталкиваете от анархистов потенциальных сторонников.
Насколько я знаю, в свое время Crimethinc распространили этот манифест многотысячным тиражом. В таком случае я не удивлен, что подавляющее большинство трудящихся США идут за правыми или соцдемами, а никак не за анархистами. Нет понятного плана преобразований? Значит, нет и адекватных сторонников. Всё просто.
Да в принципе и Бог с ним с США, мне главное, чтобы такая индивидуалистическая и гедонистская вариация анархизма никогда не стала нормой здесь, в стране, где анархисты вынуждены вести борьбу за выживание, а анархизм криминализован как явление. Порхания в свободных отношениях и хаотической дружбе со взаимным удовлетворением это конечно классно, но я был бы очень счастлив, если бы для такой "идеи" выбрали какое-нибудь другое название.
Комментарии
Еще одна колонка любителя
Еще одна колонка любителя планов и программ, какая то нездоровая тенденция на ресурсе.
Критика уместна.
Критика уместна.
Хотя стоит вспомнить, что конкретика - путь познания. И даже такие понятия как самоорганизация и самоуправление вполне себе абстрактные понятия.
За 200 лет попыток построения коммун на принципах солидарности и самоорганизации мы не можем показать вменяемого самомаштабируемого анархического проекта. Да противодействуют! Да сложно!
Всем новым формациям пришлось пробиваться через инерцию социальных отношений!
Кажется автор не умеет
Кажется автор не умеет анализировать тексты и не смог продраться через собственное непонимание.
Нет ни инфы об авторах и их бэкграунде, ни отсылок цитат (хотя они тут явно прослеживаются), ни полноты восприятия документа, ну и как итог нет предложения альтернативы.
Если бы Ленин так же анализировал Гегеля, то революции бы не произошло... погоди-ка...
" Кажется автор не умеет
" Кажется автор не умеет анализировать тексты и не смог продраться через собственное непонимание. "
Дело не в авторе, а в читатели оного манифеста. Лично я сомневаюсь, что он сумеет проанализировать сей текст и сможет продраться через собственное непонимание.
" Если бы Ленин так же анализировал Гегеля, то революции бы не произошло... погоди-ка... "
Во-первых, революция произошла не потому, что Ленин прочел Гегеля, а потому что людям надоело терпеть существующий порядок и они поверили в то, что смогут создать лучший. Революцию, открою вам секрет, не Ленин делал. И не не японские или германские деньги. И не рептилоиды. Революции делают массы. Так что программы надо мисать не для Лениных, а для простых нормальных людей. Мы диалектику учили не по Гегелю - бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них! Вл.Маяковский.
Владимир Платоненко
Ребят, вы какие-то странные.
Ребят, вы какие-то странные. Это критика в формате фейсбучной заметки а не полемика Маркса с Гегелем. Она не может быть глубокой и основательной. Я просто пробежался по основным тезисам и выразил свое к ним отношение, а также общее отношение к "анархизму образа жизни".
"Кажется автор не умеет анализировать тексты и не смог продраться через собственное непонимание." ----- Окей, если я, анархист с многолетним стажем, не смог проанализировать это текст и продраться к его сути, стоит ли ожидать что это смогут или захотят делать простые люди, на которых этот текст рассчитан?
Свобода - право смелых.
Может на английском прочитать
Может на английском прочитать? Текст простой и понятный.
Слава марселю петио
Слава марселю петио
Добавить комментарий