Игра на обострение

Морской бой в Керченском проливе на руку властям обеих стран. Как и Крымнаш. Тогда не только был поднят рейтинг Путина, но и была прекращена социальная борьба в Украине – народ отвлекся на внешнюю. Теперь она снова будет погашена, во-первых, потому что снова народ будет отвлечен на войну, хоть и в меньшей степени, во-вторых, потому что введение военного положения позволит давить любое недовольство как национальную угрозу. Некоторые украинские политологи считают, что оно лишает часть кандидатов шансов на выборах (так это или нет, я судить не берусь). Что будет в России пока неясно, но в любом случае, это повод и для нового всплеска патриотизма (а значит и для всенародной любви к президенту – у нас давно слово «отечество» стало синонимом слова «ваше превосходительство»), и для закручивания гаек.

Если рассматривать российско-украинский военный конфликт от Крымнаша до нынешнего противостояния «ни войны, ни мира» как единую войну, то она еще не закончена и, значит, никем пока не выиграна. Если же разбить его на три части: Крымнаш, войну на Донбассе и нынешнее противостояние, то первую из этих войн, безусловно, выиграла Россия, завоевавшая Крым. Но уже вторую проиграли обе стороны: Украина потеряла кусок территории, который все еще на Украине (ибо от земли его не оторвешь), но уже не в Украине, а в каких-то марионеточных государствах; Россия не получила желаемые территории, ради которых заварила кашу (Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую и Харьковскую), зато получила под боком те самые марионеточные государства, от которых ей вреда больше, чем пользы (что вреда от них хватает и Украине – слабое утешение). Нынешнее противостояние пока опять-таки проигрывают обе стороны. Ибо силы на него уходят, а результатов нет. Украина не вернула оккупированные территории, а Россия не смогла ни извлечь из них пользу, превышающую вред, ни избавиться от них, ни получить что-то новое, более полезное.

Такой взаимный проигрыш чреват братанием и восстанием низов. Проще говоря, революцией по обе стороны фронта. Чтобы этого не произошло, каждой из сторон нужны либо победа, либо, на худой конец, обострение, толкающее народ на продолжение взаимной бойни и отвлекающее от социальных проблем. На победу сегодня ни у одной стороны нет сил, а вот на обострение, как видим, есть. При этом я вовсе не хочу сказать, что Путин с Порошенко сговорились. Они просто так давно играют в эту игру, что хорошо сыгрались. И когда Порошенко сделал подачу, Путин ее принял. Они – не враги, они – партнеры в игре.

Будем надеяться, что результат будет все же ниже их ожиданий. Ввиду того, что народ по обе стороны уже начал приобретать иммунитет к их фокусам. Так это или нет, покажет будущее.

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

11 июня — Международный день солидарности с Мариусом Мэйсоном и всеми заключенными-анархистами, отбывающими длительный срок. Этот день имеет давнюю историю, впервые он был организован 20 лет назад, в 2004 году. В первый же год нам удалось нарисовать граффити на стене одного из самых охраняемых...

1 месяц назад
Востсибов

Большинство анархистских инициатив подразумевают выделение активистов из общества в группы солидарности, группы взаимопомощи, сообщества активистов  и т. д., в общем, в структуры, отдельные от основной  массы населения. Отделившись от общей массы, такие структуры обособляются в попытке...

1 месяц назад
2

Свободные новости