Многие журналисты, политики и вообще известные люди рассуждают о возможности обмена Олега Сенцова на кого-нибудь из арестованных украинскими властями сторонников Путина или «помилования» его лично Путиным. Думаю, что такой исход может быть хорошим выходом для Путина, но не для Сенцова.
Сенцов голодает не за себя. Его требование – освободить ряд других политзаключенных. Если на свободе окажутся не они, а Сенцов, то для последнего прекратить голодовку будет примерно тем же, чем для японского самурая – в последний момент заявить, что он раздумал делать харакири. Зато Путин, обменяв или «помиловав» Сенцова, будет выглядеть, конечно, не белым и пушистым, но все-таки, чуть белее и чуть пушистее чем сейчас. Да еще и в случае обмена вернет кого-то из своих сторонников. Конечно, можно было бы обменять не Сенцова, а всех тех, кого он требует освободить, или и их, и Сенцова; но на неравноценный обмен Путин не пойдет, а равноценный быстро не организуешь – пока будут искаться и обговариваться подходящие кандидатуры, Сенцов успеет умереть от голода. Так что и этот вариант скорей всего отпадает.
Разумеется, Сенцов все это прекрасно понимает. Я не случайно сравнил его с самураем, делающим сеппуку. Его поступок действительно аналогичен. Двадцатилетний срок за полярным кругом, да еще в условиях российской зоны, где человека можно за сутки уморить, не сильно отличается от пожизненного и по сути дела означает медленное и мучительное убийство. Лучше сразу умереть; но обычное самоубийство будет восприниматься как проявление слабости, как моральное поражение, а смерть от голодовки – как проявление силы, как моральная победа. Да и хлопот российским властям вообще и Путину в частности, хоть на йот, да прибавит. Это, пусть не удар по зубам и даже не оплеуха, но все же предсмертный плевок в сторону Путина. Это дейстительно аналог харакири. И как сеппуку голодовка должна быть доведена до конца.
Так что пока все идет к тому, что Сенцова ждет судьба Марченко. Разумеется, какая-то вероятность неожиданного счастливого исхода всегда остается, но в данный момент она крайне мала и никак не связана с возможностью обмена или монаршей милости российского диктатора (которую Сенцов, думаю, и сам не примет). Скорей наоборот.
P.S. Пока я готовил эту статью к интернету, пришла новость, что к голодовке Сенцова присоединился еще один политзаключенный-украинец (каюсь, я даже пока не знаю его имя). Один прибавившийся не сильно меняет ситуацию, но если за одним присоединятся, другой, третий, пятый, десятый, то это может и раскачать лодку. Я сейчас не готов предсказать, к чему это может привести, но к чему-то, безусловно, может. В том числе и к чему-то благоприятному. Но это уже тема для другой статьи.
Добавить комментарий