К организаторам акции памяти Маркелова и Бабуровой в Москве в этом году снова предъявлены претензии в «аполитичном антифашизме» - ничего нового в них нет, кришники на эту тему бухтят еще с 2010 года.
Но что меня поразило на этот раз, так это попытка переложить ответственность за проблемы антифашистского движения на Комитет 19 января. Комитет 19 января это типа «антифашизм раз в году». Да, К19 занимается в основном антифашистскими акциями 19 января. Но что, мешает остальным заниматься антифашизмом круглогодично, развивать движение, бороться с ксенофобией? Разве К19 претендует на то, чтобы быть единственным субъектом антифашистского движения? Не было такого, и быть не может. Более того, сторонники Комитета включены в разные политические организации и инициативные группы, и в их рамках постоянно занимаются той или иной деятельностью. Конечно, для большинства политическая идентичность имеет принципиальное значение, и поэтому за рамками акций 19 января, они выступают от своих организаций / групп.
Акции памяти Стаса и Насти с самой первой акции – митинга в феврале 2009 года – проводились без политической символики и флагов. Потому что уже тогда, всего через месяц после убийства, было понятно, что дай мы добро на флаги – и площадка около Грибоедова превратиться в очередной безумный микс политических лейблов, где самыми заметными будут те, кто напечатал безумное число флагов и вручил по паре штук каждому активисту. Меньше всего нам тогда хотелось, чтобы на наших убитых друзьях отпиарились разные политиканы. И Митрохин, и другие «лидеры оппозиции» не получили слова на митинге – выступали друзья, коллеги, общественные активисты, те, с кем Стас и Настя сотрудничали и дружили. Созданный потом Комитет 19 января ни на одной акции памяти не дал возможности выступать на митингах или стоять за фронтальным баннером вип-персонам от оппозиции.
Может быть, тем, для кого этот день – только повод выйти на политическую акцию, безразлично, если она превратиться в балаган. Мне лично будет больно и стыдно перед Стасом и Настей, которых я хорошо знала, если это произойдет. К сожалению, выходки православных и отдельных участников черно-красного блока дают повод журналистам делать дискредитирующие репортажи, как это на этот раз произошло с Рен-ТВ. При том, что черно-красный блок был проинформирован об участии ЛГБТ-колонны, и обращаться к ментам, чтобы ее убрали – полный провал.
Стас и Настя сотрудничали с очень разными людьми. Стас любил полемичные высказывания и критиковал многих: антифа, левых, либералов, анархистов. Летом 2008 года он написал статью «Пиздец анархии: будущего нет», где критикует и анархистов, и революцию. Примерно в это же время он выступил на Социальном форуме в Иркутске с разгромной критикой движения антифа. Все это теперь опубликовано на сайте «Новой», хотя я очень сомневаюсь, что выступление на соцфоруме предполагало публикацию где бы то ни было. В «Красной книге антифа» мы найдем обвинения либералов в фашизме. Но цитировать эти его высказывания как четко сформулированную позицию по этим темам было бы ошибкой. Скорее, можно говорить о намеренно утрированных высказываниях – с тем, чтобы создать поле для обсуждения.
Вся эта эклектика не мешала Стасу как адвокату защищать и тех, и других, и третьих, ездить на социальные форумы и либеральные конференции, выступать в поддержку антифашистов на публичных акциях и распространять «Красную книгу антифа». Потому что он ценил солидарность и понимал, что политика это всегда коалиция разных, готовых объединиться по конкретному поводу. И если сейчас все останутся сидеть по своим норам, то будет утрачен даже шанс на движение к лучшему будущему – в том числе, противодействие ксенофобии и неонацизму.
Дело вообще не в том, с флагами или без флагов мы выходим 19 января, это вопрос тактики, о котором я писала выше. Шествие 19 января в этом году шло на 90% под левыми лозунгами и речевками. И отлично. Если бы еще революционная риторика некоторых была бы подкреплена реальными действиями или хотя бы внятной стратегией, а отряды спортивно-подготовленных революционных антифашистов немедленно отправлялись решать проблемы в Бирюлево… К19 мог бы тогда спокойно самораспуститься, а критику Стасом антифа-движения «Новая» перестала бы публиковать как супер-актуальный материал. Но пока дело не идет дальше болтовни, слово «революционный» приходится ставить в кавычки.
Добавить комментарий