Дело регнумовцев – трёх пророссийских журналистов, два из которых были задержаны в Беларуси за разжигание национальной розни, передано в суд.
Еще накануне задержания сайт «Регнум» подвергся блокировке. Самих же журналистов, де-факто, упаковали в тюрьму за высказывания: мерзкие, вредные, шовинистические, но всего лишь высказывания. Сегодня, когда близится развязка – суд и приговор беларуского государства над глашатаями «Русского мира», важно еще раз подумать, против кого нужно воевать беларусам в первую очередь: против Лукашенко или против Путина? И насколько этично, разумно и дальновидно, брать в «родную» диктатуру в созюники против русского мира?
Скажи мне, кто твой враг...
Блокировка сайта «Спутник и погром» Министерством информации вызвала закономерную радость среди части оппозиции. Однако мало кто обратил внимание на тот факт, что блокировка сайтов политического направления сама по себе, не зависимо от того чей это сайт - порочная и антидемократическая практика.
Такая практика, взятая государством на вооружение, сможет преобразовать Беларусь в плане свободы Интернета в Иран. Несколько месяцев назад (статья написана в апреле 2016, - прим. авт.) аналогичным образом был заблокирован анархический сайт «Прамень». Все говорит о том, что во время каких- либо массовых протестов будут блокировать доступ ко всем популярным сайтам, которые будут следить за ходом протестов. Поэтому радость по поводу блокировки даже такого одиозного сайта выглядит, как минимум, не совсем дальновидной.
Смена векторов
Майдан и война в Украине наметили существенные сдвиги в беларуской внешней и внутренней политике. «Мягкая беларусизация» уже ни для кого не секрет, как и попытки окружения Лукашенко, пока неуклюжие и сверхосторожные, сформировать какую-то национальную идею, которая базировалась бы не только на социалистически-советском прошлом, но и на всем том, что долгие годы поднимали на щит оппозиционеры.
Вслед за изменениями идеологии власти начала меняться и сама оппозиция. Ее лидеры и активисты видят, что власть и лично Лукашенко пытаются оседлать того коня под названием беларуский национализм, на котором они успешно ездили все 23 года. И, как настоящие политики, начинают кто меньше, кто больше осторожно поддерживать его в этом.
«Главное независимость - демократия потом», «Лучше с Лукашенко против Путина» - такого рода нарративы звучат все чаще. Из лент новостей ряда многих оппозиционных СМИ почти полностью исчезла критика государственной системы и Лукашенко.
Все это напоминает осторожные попытки оппозиции сблизиться с властью на почве нелюбви к путинской России и отстаивания «национальных ценностей», под которыми понимается в первую очередь беларуская государственность и независимость от России. Логично было бы ожидать что, в условиях когда общество, а особенно его электорат крайне русифицированны, а силовой блок до невозможности пророссийский, такая поддержка была бы очень полезна Лукашенко. Но давайте посмотрим как власть отвечает на такие попытки объединения.
«В ваших услугах не нуждаемся»
5 января 2016 стало известно, что милиция начала проверку в отношении Дениса Рабенка, на которого была написано заявление об «оскорблении президента». Денис Рабенок - тот самый человек, который написал жалобу в Министерство информации о содержании сайта Регнум, в результате (или по поводу) чего, трех его авторов арестовали за «разжигание национальной розни», а фактически - за антибеларуский контент и критику Лукашенко с пророссийских позиций. Преданность беларускому государству, которую продемонстрировал Рабенок в своих заявлениях, не стало для власти препятствием, чтобы взяться и за него самого.
Не менее пробеларуским был и остается сайт 1863х.com Эдуарда Пальчиса. Он обрушивается преимущественно на «Русский мир» во всех его ипостасях. Казалось бы, делает полезную для Лукашенко работу - ведь тот и сам в последнее время только и делает что заявляет о том, как будет стеречь независимость Беларуси. Однако это не помешало властям сначала продержать Пальчиса полгода в СИЗО, а потом дать хоть и условный, но все-таки срок.
Раз за разом подвергается репрессиям один из главных борцов с «русским миром» (пишу это без сарказма) Дмитрий Дашкевич. При всем уважении к нему нельзя не отметить: демократическая риторика и критика диктатуры, которая была присуща прежнему Молодому фронту (МФ), почти исчезла. Главный враг сейчас - Россия. Однако недели не проходит, чтобы не прочитать в новостях о новых штрафах, провокациях, задержаниях. 25 января 2016 у Дашкевича вообще отобрали автомобиль.
Доходит до курьёзов. 3 марта 2015-го Эдуард Лобов, член МФ и бывший политзаключенный, дает интервью газете «Наша Ніва», где говорит прямо: «Я поддерживаю позицию, что лучше объединиться с Лукашенко против Путина. Ведь если мы потеряем независимость, то не будет разницы, кто управляет», а 25 марта, то есть всего через три недели после этого высказывания Эдуарда Лобова на Дне Воли задерживает милиция. Видимо, «где надо» не читали интервью ...
Демократия или независимость - ложная дихотомия
Когда Лукашенко ещё только начал разворачиваться в национальном направлении, наиболее внимательные аналитики заявляли: это для него лишь средство сохранить власть. Если сохранение власти обеспечивал союз с Россией - он был с Россией. Если сохранение власти будет обеспечивать национальная, или даже проевропейская позиция - он займет её.
Господа, оглянитесь назад и посмотрите на весь образ мыслей и действий Лукашенко. Закрытие десятков независимых газет, оскорбительные, лживые высказывания в адрес всех инакомыслящих, тотальная зачистка политического поля от оппонентов, десятки, если не сотни разогнанных митингов с избитыми и покалеченными людьми, десятилетия преклонения перед российскими «старшими братьями», введение безобразных антисоциальных законов - о рабочих контрактах и о тунеядстве, сотни беларусов, брошенных за решетку за свои убеждения, презрение и ненависть к «шибко умным» в каждом втором выступлении ...
А как насчет замученных и убитых в начале 00-х политических деятелей? Все это вы готовы ему простить, лишь бы быть вместе против Путина?
У главы Беларуси мотив был и остаётся один: сохранение власти любой ценой. Он может нацепить на себя двадцать вышиванок, заговорить по-беларуски, поменять флаг, герб и гимн, но он останется тем, кем он был: насквозь авторитарной личностью, которая не терпит инакомыслия и «этих ваших» прав человека.
И ошибаются те, кто думает что сам по себе разворот к национальным ценностям может принести в общество какую-то либерализацию. История знает множество диктатур, в том числе европейских, которые строились на вполне себе национальной парадигме.
Отдельные политологи утверждают, что национальное строительство это шаг к демократизации, так как оно способствует консолидации общества, укреплению общественного сознания, самоосмысления общества как общности и приводят примеры: где-то хором осудили преподавателя, который высказался против беларуского языка, где-то защитили работницу метро, которая на этом языке разговаривала и так далее.
Но гражданское действие это прежде всего действие ЗА, а не против. И мерилом его ценности является то, насколько человек готов рисковать, делая это действие. Диссиденты, студенты и рабочие Польши и Чехии в 1980-х рисковали, выходя на антисоветские митинги. Они рисковали, распространяя антикоммунистическую литературу. Они противопоставляли себя сильной и кровожадной системе, которая царила над их страной. Это настоящее гражданское действие, так как оно требует мужества и определенной самоотверженности.
Толпой затролить ватника в фейсбуке - это не гражданское действие. Поставить подпись в чью защиту - это не то, что разовьёт гражданское самосознание. Влияние этих действий на создание гражданского общества, как и на идеологические предпочтения людей очень поверхностное.
Конечно, империалистов-болтунов нужно осаждать, а людей, что говорят по-беларуски, надо поддерживать. Но уделять таким «акциям» и «кампаниям» статус фактора, объединяющего общество - это значит сознательно обманывать самих себя. Общество выстраивается в борьбе за права и свободы с Системой, а не в травле отдельных маргиналов и оставлении подписей, за которые вам заведомо ничего не будет.
Скажи мне кто твой враг, и я скажу кто ты. Глядя на сегодняшнее состояние и высказывания беларусской оппозиции, я вижу, что Лукашенко перестал быть врагом как минимум для ее части. Главным же врагом стал Путин. И для борьбы с Путиным они, кажется, готовы проглотить буквально все, в том числе подавление и без того куцых прав и свобод.
Глядя на них, я задаюсь вопросом: какую Беларусь они хотят построить? Может, ни от кого не зависимую национальную диктатуру с этим, или каким-то другим Лукашенко в голове?
Не хочется писать такие банальные вещи, но вынужден напомнить. Абсолютная победа национальных ценностей никак не повлияет на количество наших соотечественников, живущих за чертой бедности. Перевод государственного делопроизводства на беларуский язык не заставит чиновников перестать брать взятки. Протестующие и арестанты так же больно будут получать по голове «дручком гумавым», как и «палкой резиновой». Тотальному контролю за личностью и государственной цензуре никак не будет мешать культ ВКЛ (Великое Княжество Литовское) в школах. Бело-красно-белый флаг никак не помешает спайке из олигархов и чекистов господствовать над страной.
Все это мы должны помнить, когда позволяем дискурсивному господству государственных и оппозиционных СМИ загонять нас в ложную дихотомию «Лукашенко или Путин». Такая постановка вопроса лишает нас собственного слова, права самим решать свою судьбу. А именно оно было, есть и будет необходимым условием для того чтобы «людьми зваться» - как для каждого из нас, так и для общества в целом ..
Николай Дедок
Апрель 2016
Оригинал статьи на беларусском
Перевод: Татьяна Кульбакина
Добавить комментарий