Быть революционером. Сегодня

Быть анархистом вовсе не так просто, как может показаться. Показательно, что среди людей, считающих себя анархистами, далеко не всякий назовёт себя революционером. Ещё меньше тех, кто серьёзно задумается о том, что это значит — быть революционером? Но быть анархистом и не быть революционером не получится. Если, конечно, мы говорим о глубоких убеждениях, а не поверхностных симпатиях и увлечении. Революционер — это человек, чьё стремление к коренным общественным переменам воплощается в соответствующей жизненной стезе — революционной борьбе. Серьёзный подход к борьбе требует воспитания ряда личностных качеств. Каковы же они, характеристики революционера?

Вера в победу

Пожалуй, с этого всё начинается. Для того, чтобы успешно заниматься какой бы то ни было деятельностью, необходима вера в то, что она может увенчаться успехом. В противном случае у человека просто нет причин прилагать должные усилия, занимаясь ею. Неверие в успех равносильно отчуждению от своего занятия. Всем пессимистам хочу напомнить, что нет никаких «объективных» причин считать социальную революцию и торжество либертарных идей делом неопределённо отдалённого будущего. Скорость и непредсказуемость социальных изменений в современном мире преподаёт нам один важный урок: возможно всё. В том числе — свобода и справедливость.

Сомневаться в успехе нормально. Сомневаются все мыслящие люди. И всё же, когда сомнения в конец одолевают, воскреси в душе ту силу, которой изначально были наполнены твои убеждения. Почувствуй огромную величину и значимость твоей цели, достоинство и наполненность смыслом выбранного пути — пути революционера. Я уверен, что вера покажет путь к выходу из тьмы любых сомнений. И пойдём дальше. Подробнее о вере в победу мы с вами говорили в заметке-восклицании «Сделать революцию!»

Отметим также, что революционная борьба — это настолько гигантская задача, что всякому, кто считает себя участником революционного движения, а не просто сочувствующим, по всей вероятности, стоит воспринимать борьбу как основное занятие своей жизни, главный свой труд и ремесло, какие бы житейские тяготы и приманки ни тянули от него в сторону.

Дисциплина и ответственность

Под дисциплиной мы понимаем готовность брать на себя задачи, связанные с ведением борьбы, и, что ещё важнее, — педантично выполнять взятые на себя обязательства. Дисциплина начинается с малого: не опаздывать на собрания, а потом в срок выполнять принятые на этих самых собраниях решения. А впрочем, начинается она даже ещё чуть раньше — в голове, с внутреннего стремления систематически и без разгильдяйства работать над развитием движения и борьбы.

Дисциплина это очень широкое понятие, пересекающиеся со множеством аспектов нашей жизни. Например, с психологической выдержкой — в ответственные моменты, связанные с риском репрессий, ареста или физического столкновения с политическим врагом или в момент совершения акции прямого действия, сохранять спокойствие — это проявление дисциплины.

Она же связана с этикой. Понимать, что «всякое личное — это политическое», что каждый из нас — лицо движения, в котором мы участвуем. Это, помимо чистой этики, дополнительная причина не нарушать анархистские принципы в своей повседневной жизни. Это дисциплина жизненного поведения.

Наконец, дисциплина проявляется и в том, чтобы уделять должное время и энергию саморазвитию, как индивидуальному, так и коллективному: приобретению знаний, освоению практических навыков, физподготовке, размышлению и анализу.

Слово дисциплина не всегда радушно принимают в анархистском сообществе. И всё же надеюсь, немного найдётся тех, кто заклеймит подобное понимание дисциплины «авторитарным».

Готовность к лишениям

За борьбу с угнетателями полагается ненависть со стороны государственной машины, капиталистов и их силовой обслуги. Революционная деятельность влечёт проблемы, тяготы и лишения. Это не удивительно, и так бывало со всеми борцами со злом. Мы подробно обсудили с вами самопожертвование в статье «Отдавая свою жизнь. О чём напомнил Жлобицкий?» - много повторяться не хотелось бы. Резюмируем лишь, что за свой мировоззренческий и жизненный выбор анархисту скорее всего придётся платить цену, кому-то меньшую, кому-то большую. И этот факт не должен застать нас врасплох.

Верность и преданность

Одно из важнейших качеств, о котором так часто забывают нынешние участники движения - это верность или иначе преданность. Верность своим товарищам, своему коллективу, взятым на себя обязательствам и выбранному пути борьбы.

Сегодня в анархистской среде сплошь и рядом можно наблюдать, как люди с лёгкостью меняют приоритеты и позиции (и ссылка на «идейный поиск» при этом, как правило, лишь маска для перемены поверхностных увлечений), не желают решать проблемы, возникающие со старыми соратниками, или легко идут на ссору и разрыв.

Часто это подаётся как часть анархистского понимания свободы. Мол, привязанность и преданность — это атрибуты собственничества. Однако это не так. Непостоянство — проявление либеральной идеологии и либерального образа жизни эпохи потребительского капитализма (где к людям и идеям начинают относиться как к товарам одноразового употребления). Непостоянство и отсутствие преданности это спутники эгоизма и неумения прочувствовать и глубоко полюбить своих товарищей и дело, с которыми ты однажды скрепил свой союз.

Анархистское понимание свободы иное — анархистская свобода не существует без братства и сестринства. Поэтому анархистская свобода не может быть свободой отрекаться от своих. Анархистская свобода — это ответственность вносить активный вклад в общее дело, блюсти равенство, в том числе и внутри коллектива, не подчиняться и не подчинять, а также не бросать.

Наконец, в революционном деле (и об этом говорит весь мой жизненный опыт) очень важно иметь возможность положиться на товарища, на неизменность его или её основных ценностей и жизненных приоритетов и готовность вместе делать общее дело. Без постоянства и преданности положиться ни на кого нельзя, как и нельзя никому полностью доверять. В результате без доверия и опоры на своих невозможно бороться. Следовательно либерально понятая свобода как право постоянной изменчивости эгоистичного индвида делает сопротивление государственному монстру и капитализму невозможным.

Даже когда с соратниками возникает разлад и конфликт, и ты думаешь, что они серьёзно заблуждаются или не хотят преодолеть свои слабости, твой долг как товарища приложить все возможные усилия к тому, чтобы своей критикой помочь им, и, в конечном счёте, прийти к согласию или хотя бы к компромиссу.

Здесь уместно вспомнить строки Александра Непомнящего:

И останемся козлами,
Обломавшись на пороге
Нами преданного дома
Майской мирной тишины,

Если не поймём, не сдюжим
Бесконечные дороги
От чудовищной свободы

До спасительной любви.

А также Олега Медведева:

Если выбрал поле, так на нём и стой.
Не меняйся в цвете, коль билетик пустой.
Пусть меняют место, кто идёт за тобой…

Проверка результатов

Горестно видеть людей, которые посвятили десятки лет варению в политической субкультуре и совершению неких ритуальных действий, имитирующих политическую борьбу (например, внутренним скандалам или «диалогом с массами» через свои листовки и издания на заведомо непонятном для них языке.

Подлинный революционер как человек, искренне желающий добиться победы над системой несправедливости, не может не оценивать постоянно результаты собственных действий, с большой критикой относиться к своей тактике и стратегии, постоянно переосмысливать и корректировать их, не впадая в морок действия по инерции.

Если вы провели акцию прямого действия, - посмотрите на реакцию людей, на то, насколько широко разошлась информация — поймите, что сделано не так. Если вы годами остаётесь в узком кругу, ищите новые способы набрать людей, установить новые связи с другими группами и инициативами, - вот конкретные примеры оценки результата, необходимой для того, чтобы революция однажды сбылась как реальность.

Принцип контроля за результатами касается и обучения полезным навыкам. Мы слишком часто останавливаемся на полпути, не освоив то или иное умение основательно. Например, иногда мы готовы удовлетвориться ста читателями для нашего сайта, когда нехитрый набор действий по раскрутке может принести нам тысячу. Такое отношение глубоко ошибочно и слишком неамбициозно для революционера. Нужно осваивать технику раскрутки и стремиться к большему успеху. Этот принцип применим к любой другой сфере анархистской деятельности.

И немного магии

Убеждённый революционер непременно находит отклик в сердцах окружающих его людей. Это оттого, что выстраданные, закалённые в муках сомнений и исканий убеждения переполняют революционную личность и льются через край, вовне. Возможно, с вами сначала никто не согласится. Наверняка многие с вами горячо поспорят. Но высказанные вами идеи, в которые вы искренне верите, а также ваш жизненный пример, заставят людей думать о том, о чём им прежде не приходилось. И чувствовать то, чего они прежде не чувствовали. Быть искрой, зажигающей пламя. Это поистине волшебная способность. Если вам ещё незнакомо такое чувство, оно, несомненно, ожидает вас впереди. Это свойство — награда революционеру за переносимые трудности, которых не избежать.

* * *

Мы обрисовали лишь некоторые черты, которые кажутся нам фундаментальными для личности нашего соратника-революционера. Конечно, невозможно создать пошаговую инструкцию, «как стать идеальным анархистом». Тут нужен творческий подход, но в этом тексте мы коснулись проблем, с которыми сталкиваемся мы все.

Товарищ, жить как скотина больше нельзя. Революция не может быть имитацией, не может быть понарошку. Качества революционера никому не даны от рождения. Они воспитываются единомышленниками в себе и друг в друге.

Наш день уже наступил. Наш долг быть на высоте провозглашённых целей. Дорога возникает под ногами идущего.

Фил Кузнецов,
"Боец Анархист",
читайте нас Вконтакте и в Телеграме

Комментарии

Ещё "лучше быть коричневым, чем голубым" из той же песни Олега Медведева вспомните. Нашли революционера тоже :)

Голосов пока нет

Говорят, Медведев потом оправдывался за эту строчку, что имел ввиду не сексуальную ориентацию :) Влюбом случае, из песни слова не выкинешь, это правда.

Но у того же барда "Билли Гейтс не канает супртив Че Гевары" и многое другое вполне революционное по своему мировоззрению.

Рейтинг: 1 (1 голос )

/facepalm

Че Гевара у анархистов теперь образец для подражания, оказывается.

Голосов пока нет

Отнюдь не образец, и по-моему я этого не утверждал. Однако поучиться у него нам есть чему, в том исле в плане теории и практики. Ну и кроме того, Че Гевара - революционер, а в предыдущем комменте была поднята тема соотношения революционности с творчеством Олега Медведева.

Рейтинг: 2 (1 голос )

А уж Гитлер-то какой был революционер.

Голосов пока нет

Поучиться у Че Гевары в плане теории и практики? Приехали. И чему учиться у этого любителя совка и морального урода, который сначала помог построть тоталитарное государство, эксплуатировавшее работников и уничтожавшее анархистов на Кубе, а потом попытался делать то же самое в других регионах (к счастью, неудачно)?

https://andrewrosdolsky.blogspot.com/2013/10/blog-post_11.html

Рейтинг: 3 (2 голоса )

Nevermore

"Не все то золото, что блестит"

С левацкой романтикой пора кончать. Сложно приводить в пример людей, которые, как Че Гевара, убивали наших.Так у Сталина найдется чему поучиться.

Рейтинг: 3 (2 голоса )

Мани, ну про Гитлера это явный полемический приём :-), да и не особо он революционер - выборы выиграл.

Михаил Шрайбман, про авторитарное государство и совок - спору нет. Учиться нужно другому - интерес вызывает идея, что небольшая группа революционеров способна своими решительными действиями вовлечь в революционное движение широкие массы. Это ценная идея, на наш взгляд. И она адаптируема к анархистским принципам. Кстати, если не слышали Олега Медведева - возможно, Вам понравится :)

Рейтинг: 2 (1 голос )

Анонимный :
Мани, ну про Гитлера это явный полемический приём :-), да и не особо он революционер - выборы выиграл.

Никакого полемического приема. Нужно прямо чтобы революция как из словаря?  ОК, Муссолини подойдёт? Марш на Рим - чем не революция? Это я всё к тому, что странно аплодировать любой небольшой группе, активными (обычно насильственными) действиями меняющей политическую систему. Это изменение может быть в любую сторону, и в хорошую  и в плохую. Революция - это инструмент, а не икона. Восхищаться революцией - то же самое, что восхищаться автоматом Калашникова.

 

Рейтинг: 5 (1 голос )

Мани, товарищ, ты споришь не с нами. Мы нигде не говорили, что "Че Гевара - образец", "нужно восхищаться любой революцией" и т.п. Мы лишь использовали отрывок из песни Олега Медведева, поскольку он хорошо в поэтической форме формулирует ценность постоянства. Помимо песни "Алые Крылья" с Че Геварой у Медведева много где ещё можно услышать революционный подход к жизни и неприятие статус кво. Опять же мы вовсе не утверждаем, что этот бард сильно идейно близок анархизму. В развернувшейся далее дискуссии по поводу Че с нашей стороны лишь робко отмечено, что учиться стоит не только у анархистов. Вроде крамолы в этом утверждении нет и вообще с ним сложно спорить, но повторюсь нет и речи об "образцах", "аплодисментах", "восхищении" и т.п.

Голосов пока нет

Медведев и Непомнящий прекрасные поэты, никто не спорит. Но бессмысленно приводить их строки в качестве доказательств каких-то утверждений про анархизм или анархистов.

Если же переключиться все-таки на саму статью, то в ней (да и в комментариях) вы сами себе противоречите. Так "ценность постоянства" или "революционный подход к жизни и неприятие статус кво"? Вы осознаёте, что это противоположные вещи? Я, конечно, понимаю, диалектика и всё такое, но вы же вроде пытаетесь советы давать :)

Голосов пока нет

Так "ценность постоянства" или "революционный подход к жизни и неприятие статус кво"?

Фил Кузнецов, что напишите на это? Типа постоянство имелось ввиду внутреннее, ревоюционный подход - внешний? Вы не первый раз заигрываете с образами левых авторитаристов. Может быть для укрепления ценности постоянства фильтровать образы?

Если выбрал поле, так на нём и стой.

Возвращаясь к статье

>Нужно осваивать технику раскрутки и стремиться к большему успеху.
А конкретно? Легко давать очевидные советы.

Рейтинг: 4 (1 голос )

С анонимом не полемизирую, мне не нравится тон - я не собираюсь ни перед кем оправдываться за "не в первый раз заигрываете" и отвечать на вопросы, поставленные в духе "что скажете на это?". Ничего не скажу, отдохните.

Мани, "ценность постоянства" или "революционный подход к жизни и неприятие статус кво" - это не диалектика. Сплошная эклектика :) Невозможна никакая революционная деятельность вместе с людьми, которые "сегодня анархист, завтра социалист, послезавтра националист" или "сегодня в АД, завтра в АДА, послезавтра в своей автономной ото всех аффинити-группе". И ведь это не вымысел, а самая что ни на есть широко распространённая реальность. Люди скачут как попрыгунчики в соответствии с духом потребительского капитализма, где любые самоопределения, идеи, "увлечения" меняются как устаревшие вещи, чтобы скучно не стало. Революционное постоянство состоит в том, чтобы держаться своих ценностей, быть верным товарищам, и упорно и постоянно работать над выбранными направлениями борьбы. Определённой доли гибкости это постоянство, конечно же, не исключает.

Рейтинг: 3 (1 голос )

То есть, если кто-то упорно придерживается "духа потребительского капитализма", то это тоже постоянство, которое нужно ценить?

Голосов пока нет

Скажем так, любое постоянство надо ценить примерно также, как любую революцию :-)

Рейтинг: 2 (1 голос )

"Вау вау вау"(с)Виктор Пелевин

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3