Студенческие протесты в Сербии
7 февраля, 2025 - 19:36 - Редакция
Мы публикуем переводы наших волонтеров, посвященные студенческим протестам в Сербии. Выступления были спровоцированы обрушением крыши железнодорожного вокзала в Нови-Саде 1 ноября 2024 года, в результате которого погибло 15 человек. Студенческое движение не только выступает против автократического режима Александра Вучича, отсутствия прозрачности и пренебрежения законностью, но и бросает вызов неолиберальной трансформации общества.
Заглавное фото с сайта Балканской анархистской книжной ярмарки.
Письмо студентам всего мира
Фото с сайта Балканской анархистской книжной ярмарки
Это письмо — срочный призыв к действию!
В настоящее время в Сербии студенты полностью контролируют 62 из 80 факультетов. Это самый крупный студенческий протест в нашем регионе с 1968 года. Он был спровоцирован серией трагических событий, вызванных десятилетиями репрессий, коррупции и насилия, поддерживаемых действующим режимом. Оппозиция до сих пор своими методами демонстрирует некомпетентность, поэтому мы, студенты, взяли ситуацию в свои руки.
Мы приостановили занятия, распустили все представительные студенческие органы, самоорганизовали пленумы, проголосовали за требования, создали рабочие группы и начали оказывать давление. Мы захватили здания факультетов и адаптировали их для повседневной жизни. Мы организовали кухни, общежития, аптеки, мастерские, кинотеатры и классы для самообразования.
Всего за три недели почти все университетские здания в Сербии превратились в центры круглосуточной политической самоорганизации. Мы пользуемся полной поддержкой наших сограждан, существуем на их пожертвования, и с каждым днем к нашей борьбе присоединяются другие уязвимые группы общества.
Захват факультетов — это самая радикальная форма студенческой самоорганизации. Захват предполагает приостановку занятий, экзаменов, и действует независимо от поддержки преподавателей и администрации. Вы имеете право на такую самоорганизацию, а благодаря автономии университета вы защищены от прямого вмешательства полиции. Факультет должен оставаться заблокированным до выполнения ваших требований. Само прекращение работы факультета служит формой давления на государственные институты. Захваты для студентов — то же, что забастовки для рабочих. В прошлом захват факультетов доказал свою эффективность в борьбе за более доступное образование, но сегодня мы должны использовать его для решения более широкого круга общественных проблем.
Мы организуем захваты через рабочие группы. Рабочие группы открыты для всех желающих участвовать и сосредоточены на стратегии, публичных акциях, медиа, безопасности и деятельности внутри заблокированного факультета. Рабочие группы представляют свои идеи и предложения пленуму.
Пленум — это открытый форум для всех студентов факультета. Через пленарные заседания реализуется прямая демократия. Каждый имеет равный голос и право решать вопросы, касающиеся направления протеста.
Мир стоит на грани краха, представительная демократия терпит поражение, а наше будущее под угрозой. Это единственный способ взять контроль в свои руки и изменить ход событий. Причин для захвата бесчисленное множество, и вы лучше всех знаете, какая из них ваша.
Что забастовка для рабочих, то захват для студентов: интервью со студентом из Сербии
Опубликовано на польском языке на сайте Inicjatywa Pracownicza 6.01.2025, переведено на английский Transnational Social Strike.
Inicjatywa Pracownicza (Рабочая инициатива): Можете объяснить, что сейчас происходит в Сербии?
Велько Радич: Семь недель назад недавно отремонтированная крыша железнодорожного вокзала в Нови-Саде рухнула, убив 15 человек. Это вызвало серию ежедневных акций памяти — 15 минут молчания — и протестов. Во время одной из таких акций студенты и преподаватели Факультета драматического искусства в Белграде подверглись нападению хулиганов. Полиция не установила личности нападавших, и это заставило студентов заблокировать факультет, требуя их идентификации и возбуждения уголовных дел против них.
После этого группа студентов из разных университетов заняла ректорат, добавив новые требования: сделать всю документацию по ремонту железнодорожного вокзала открытой для всех, прекратить судебные разбирательства против студентов, участвовавших в протестах, и увеличить бюджет университетов на 20%. Вскоре после этого все факультеты начали свои забастовки с теми же требованиями.
Inicjatywa Pracownicza: Почему вы решили начать забастовку?
Велько Радич: Что делает эти протесты особенными для меня — так это горизонтальная организация студентов. У каждого факультета есть локальный пленум, где любой может высказаться, после чего следует короткое обсуждение и голосование. Чаще всего решения принимаются почти консенсусом.
Кроме того, на каждом факультете работают многочисленные рабочие группы — по стратегии, сбору пожертвований, медиа, коммуникации с другими факультетами, безопасности, организации деятельности и другим вопросам. Все решения, принятые на локальных пленумах, передаются на большое собрание делегатов, где каждый факультет представлен своим делегатом, который излагает принятые на его факультете решения. Таким образом принимаются решения, касающиеся всего университета.
Также строго запрещено любое сотрудничество с политическими партиями и НПО. Однако не стоит идеализировать систему — многие считают, что значительная часть обсуждений на собрании делегатов излишне повторяется и уже поднималась на других уровнях. Тем не менее, несмотря на то, что протесты в основном позиционируются как «аполитичные» и «антикоррупционные», я считаю, что опыт прямой демократии может радикализировать людей и в конечном итоге привести к формированию более левого фронта.
Inicjatywa Pracownicza: Каковы ваши цели?
Велько Радич: Думаю, большинство людей сказали бы, что они просто хотят, чтобы все требования были выполнены, или, возможно, тайно надеются на свержение нынешней правящей партии.
Некоторые, включая меня, надеются, что протесты и требования можно радикализировать, связаться с другими группами и выдвинуть новые требования, такие, как запрет на добычу лития, улучшение условий для студентов, поддержка Палестины и противодействие отправке оружия в Израиль из Сербии…
Inicjatywa Pracownicza: Каковы ваши планы сейчас?
Велько Радич: Честно говоря, у меня нет четкого плана, потому что я не был в Сербии, когда начались протесты. Когда я вернулся после двух недель за границей, я испытал сильный культурный шок. Казалось, что в воздухе витает какой-то революционный дух.
Лично я думал о том, чтобы организовать показы антикапиталистического кино или собрать ридинг-группы, но не уверен, что людям на моем факультете это будет интересно. На вчерашнем пленуме казалось, что для многих быть антикапиталистом — это почти как быть психически больным. Конечно, это преувеличение, но не такое уж далекое от реальности.
Факультет драматического искусства предложил написать письмо с четкими антикапиталистическими и анархистскими идеями, чтобы его подписали факультеты и затем отправили студентам по всему миру. Это письмо разослали всем пленумам, и когда настал момент его обсуждения на нашем пленуме, несколько человек просто начали кричать, что оно явно политически окрашено, что мы не коммунисты и что оно даже «шизофреничное», потому что утверждает, что мир находится на грани краха, а представительная демократия не работает. Почти не было пространства для контраргументов, и комментарии нескольких человек заставили всех считать письмо глупым.
Позже я разговаривал с некоторыми людьми, и они сказали, что, хотя им близки антикапиталистические идеи, они считают письмо «кринжовым» и думают, что обычные люди воспримут нас как идиотов. Я так не считаю, и мне кажется, что это одно из лучших событий за время протестов. Я не знаю, подумают ли «обычные люди», что мы идиоты, но для меня такая логика звучит популистски, и мне это не нравится.
Впечатляет, что студенты всех университетов (даже в других городах) организовались горизонтально и создали масштабное движение. Никто не мог этого предвидеть месяц назад, и именно поэтому это может дать студентам в других странах заряд энергии для работы над своими проблемами. Думаю, у нас у всех похожие проблемы. Неолиберализм сделал обучение довольно дорогим, многим студентам приходится работать во время учебы, плата за обучение высокая, общежитий почти нет, как и доступных столовых. А еще есть более глобальные проблемы, такие, как поставки оружия в Израиль для совершения геноцида и климатический кризис…
Мне кажется, что многие не видят связи между этими протестами и другими направлениями борьбы, воспринимая их скорее как объединение вокруг морального вопроса. Возможно, именно поэтому протесты и начались. И, возможно, из-за этого мы вряд ли сможем надеяться, что из них получится антикапиталистический фронт. Однако важно отметить, что анархистское письмо было одобрено несколькими факультетами, так что ситуация не везде одинаковая.
Inicjatywa Pracownicza: Что из себя представляет студенческая жизнь в Сербии? Сколько вам приходится платить за жилье и другие расходы? Сколько студентов живут в общежитиях, и сколько это стоит?
Велько Радич: Ну, когда я рассказываю иностранным студентам о наших условиях, они говорят, что я живу в утопии… Да, действительно, есть много отличных вещей, унаследованных от Югославии. Например, общежития и студенческие столовые очень дешевые: примерно 30 евро в месяц за проживание и 2 евро за три приема пищи в день. Хотя плата за обучение в последнее время начала резко расти, я думаю, что около 50% студентов учатся на бюджете и не платят за учебу вообще.
Важно отметить, что такие низкие цены на общежития и питание действуют только для студентов, чьи учебные места оплачивает государство. Для остальных все становится примерно в 4 раза дороже.
Условия для студентов, которые не финансируются государством, значительно хуже. Плата за обучение может достигать 2500 евро в год, что очень похоже на стоимость обучения в местных частных университетах. Два года назад прошел большой протест против повышения платы за обучение для студентов-архитекторов. Они тоже организовали пленум и захватили университет, но спустя несколько недель движение прекратило существование. Если я не ошибаюсь, студенческий парламент перестал их поддерживать, и после этого протест постепенно сошел на нет.
Кроме того, если ваши учебные места не финансируются государством, вам приходится арендовать жилье, и это выходит гораздо дороже. В частных общежитиях цены составляют около 250 евро в месяц. Можно жить в государственном общежитии примерно за 120 евро в месяц, но таких мест очень мало. У меня нет точной информации, но, насколько я знаю, не более 20% студентов, приехавших в Белград из других городов, живут в общежитиях.
Кроме всего этого, важно отметить, что университетские общежития находятся не в лучшем состоянии. Почти в каждом общежитии нет кондиционеров в комнатах, и летом там становится очень жарко. Комнаты часто довольно маленькие — всего несколько кроватей и немного пространства для передвижения и размещения вещей — почти как в хостеле.
Inicjatywa Pracownicza: Какие группы поддерживают студентов?
Велько Радич: На последнем протесте в воскресенье на улицу вышло 120 тысяч человек, большинство из которых составляли студенты, но было также много сельскохозяйственных рабочих и актеров. Множество преподавателей и учащихся средних школ тоже присоединились к забастовке. В целом, люди из разных слоев общества ежедневно помогают университетам, приносят еду и все необходимое. К сожалению, местная неонацистская группа тоже это делает. Остановить их очень сложно, потому что невозможно узнать, кто именно делает пожертвования. Также некоторые крупные компании тоже что-то нам пожертвовали. Думаю, это просто способ прорекламировать себя, сделав что-то хорошее, в то время как на самом деле они платят своим работникам низкие зарплаты и поддерживают капитализм.
Inicjatywa Pracownicza: Преподаватели поддерживают ваши цели и действия?
Велько Радич: Это зависит от факультета. На моем факультете преподаватели поддерживают действия и цели, но так было не с самого начала. На других факультетах преподаватели не поддерживают протесты, и иногда студенты полностью занимают факультет, не позволяя администрации попасть на рабочие места или преподавателям войти в здание.