Анархистки и классовое сопротивление: Латинская Америка, 1884-1940

В среде людей, называющих себя "анархистами" на просторах бывшего "Советского Союза", нередко приходится слышать утверждения, будто темы женской эмансипации и равноправия никогда не имели ничего общего с с "классовым анархизмом", а активисты, которые этими темами занимаются, лишь изолируют анархистское движение от социальной борьбы трудящихся. Подобные утверждения делаются либо от незнания, либо по злому умыслу. О прямом и самом энергичном участии анархистских женских активисток в рабочем и социальном движении свидетельствует, в частности, эта историческая хронология.

Анархистки: Ни бога, ни хозяина, ни супруга

Это неполная хронология, включающая некоторые важнейшие моменты деятельности женщин-анархисток между 1884 г. и 1940-ми годами. Она затрагивает не все страны, из-за недостатка конкретной информации. Задачу восполнить пробелы еще предстоит решить.

1884, Уругвай: Газета «Ла Луча Обрера» («Рабочая борьба») ведет агитацию за создание женской секции Интернациональной рабочей ассоциации Монтевидео.

1885, Аргентина: В Буэнос-Айресе издана брошюра «Анархистская пропаганда среди женщин», подписанная итальянской свободомыслящей Ана-Марией Мозон. В ней поднимаются такие темы как свободная любовь, семья, эксплуатация на фабрике, различные формы насилия (принуждение к сексу, избиение, психологические издевательства). «Мы хотим освободиться от алчности хозяина, который нас эксплуатирует, от ловушек попа, который набивает нашу голову предрассудками, от авторитета супруга, который дурно с нами обращается…». Текст брошюры был перепечатан в газете «Ля Куэстионе Сочиале».

1890, Уругвай: Уругвайская анархистка Вирхиния Больтен идет во главе первой первомайской демонстрации в Росарио (Аргентина). Она поднимает красное знамя с надписью черными буквами: «Первое мая. Всемирное братство. Мы, трудящиеся Росарио, выполняем решения Интернационального рабочего комитета в Париже». Больтен была единственной женщиной, которая выступила на митинге.

1896, Аргентина: Начинает выходить газета «Ла Вос де ла Мухер» («Голос женщины», 1896 – 1897). Издание имеет анархо-коммунистическую направленность и распространяется в основном среди трудящихся Буэнос-Айреса, Ла-Платы и Росарио. Первый номер враждебно принят некоторыми анархистами-мужчинами, которые называют некоторых редакторов «свирепыми на язык и перо» из-за атак против непоследовательности некоторых анархистов в вопросе равенства между мужчинами и женщинами.

1900, Уругвай: Испанка Белен де Саррага, учительница и свободомыслящая журналистка, решает поселиться в Уругвае, сочтя, что может более свободно вести работу в условиях либеральной политики, проводимой правительством Хосе Батлье-и-Ордоньесом.

1901, Мексика: В Гуанахуато выходит первый номер газеты «Веспер», издаваемой революционной журналисткой и анархистской Хуаной Белен Гутьеррес де Мендоса для борьбы с правительством Порфирио Диаса. С различными перерывами из-за закрытий, издание просуществовало до 1936 года. Хуана Белен за эти годы подвергалась политическим преследованиям и сидела в тюрьмах.

Аргентина: Значительная часть профсоюзов Аргентинской рабочей федерации (будущей FORA) анархистской ориентации высказывается в поддержку лозунга «равной платы за равный труд».

Уругвай: Создаются общества сопротивления прачек, гладильщиц, изготовительниц спичек и сигарет.

1902, Перу: Анархистский журнал «Ла Идеа Либре» («Свободная идея») создает Женскую секцию, в которой, наряду с другими статьями, перепечатывает тексты суфражисток из США.

Аргентина: Создается группа «Лас Либертариас», которая представляет «альтернативы сопротивления для трудящихся женщин». Вирхиния Больтен начинает пропагандистский тур по различным городам Аргентины.

Мексика: «Веспер» Хуаны Белен Гутьерес де Мендоса издается в городе Мехико. Хуана Белен устанавливает контакты с братьями Рикардо и Хесусом Флорес Магон, центральными фигурами мексиканского анархизма и создателями «Мексиканской либеральной партии».

1903, Мексика: Находясь в заключении, Элиса Акунья-и-Росетти вместе с Хуаной Белен создает газету «Фиат Лукс». Элиса Акунья – член Руководящего центра конфедерации либеральных клубов Понсиано Арриаги. Ее издание превращается в официальный орган Общества взаимопомощи женщин.

Чили: Создается Космополитическая федерация сопротивляющихся рабочих, анархистской ориентации. Видную роль в ее создании играет Анхела Муньос Арансибия.

1904, Мексика: В Ларедо (Техас) Хуана Белен Гутьерес де Мендоса вместе с журналистками и политическими активистками Элисой Акунья и Сарой Эстелой Рамирес возобновляют издание «Веспер», наряду с газетами «Ла Коррехидора» и «Ла Протеста насьональ». 

Аргентина: Хуана Роуко Буэла, центральная фигура аргентинского анархо-синдикализма феминистской тенденции, выступает на Первомайском митинге, организованном FORA. (Позднее она принимает участие в конгрессе FORA как делегат от работников сахарорафинадного завода в Росарио, которые организовали мощную забастовку, вылившуюся затем во всеобщую стачку, – перевод.).

1905, Чили: 10 сентября в Вальпараисо выходит первый номер «Ла Альборада» – «двухнедельного издания, защищающего пролетарские классы» (1905 – 1907), рабочей газеты анархистской ориентации. Ее основатель и руководитель – печатник Кармела Хериа. Цель – «защита в особенности униженных трудящихся». Через год, после перерыва, вызванного землетрясением, которое разрушило Вальпараисо, газета начинает снова выходить в Сантьяго, с подзаголовком «феминистское издание».

1906, Бразилия: По инициативе анархистской активистки Эрнестины Лесины создается Ассоциация портних верхней одежды. Лесина организует митинг, приглашая работниц объединиться в борьбе за сокращение продолжительности рабочего времени. Эрнестина создает в Сан-Паулу газету «Анима э Вита», проводит конференции и выступает на митингах, отстаивая женскую эмансипацию. 

В Сан-Паулу работницы-анархистки Мариа Лопис, Тереза Фабри и Тереза Мария Карини выпускают манифест к трудящимся. Он опубликован в анархистской газете «Терра Ливри» и призывает женщин участвовать в забастовочном движении в Сан-Паулу, выступать с критикой тяжелых условий труда, чрезмерной продолжительности рабочего дня и мизерных зарплат.

Чили: Ассоциация портних Сантьяго начинает издание газеты «Ла Паланка». На ее страницах появляются статьи на темы рабочего движения и специальные статьи об условиях жизни женщин и «мужском угнетении».

Аргентина: В Буэнос-Айресе проходит Международный конгресс свободомыслящих, на который приглашена в качестве почетного участника Белен де Саррага.

1907, Аргентина: Хуана Роуко Буэла, Вирхиния Больтен, Тереса Капоралетти и Мария Кольясо организуют Анархистский женский центр (Centro Feminina Anarquista). Параллельно в Росарио основан Анархистский женский центр «Луиза Мишель», названый в память французской революционерки – участницы Парижской Коммуны.

Хуана Роуко и Мария Кольясо выступают на массовом марше, организованном комитетом исторической забастовки квартиросъемщиков, протестовавших против повышения квартплаты и выселений неплательщиков. В забастовке (в Буэнос-Айресе и ряде других городов, – перевод.) приняли участие 100 тысяч человек, в основном рабочих и работниц. (Хуана Роуко и другие активистки Центра играли фундаментальную роль в стачке квартиросъемщиков, организованной при поддержке FORA. Они помогали созывать собрания жителей и жительниц бастующих домов и налаживать взаимопомощь для противодействия выселениям, – перевод.). После подавления забастовки правительство применило «Закон о праве проживания» для высылки из страны многих анархистских активистов и активисток иностранного происхождения, включая уругваек Марию Кольясо и Вирхинию Болтен и испанку Хуану Роуко Буэлу.

Мексика: Создана группа «Дочери Анаука», состоящая из текстильщиц Тисапана и поддерживающая либертарное движение Флореса Магона.

Чили: Кармела Хериа выступает перед 40-тысячным первомайским митингом.

1908, Уругвай: Белен де Саррага работает директором газеты «Эль Либераль» (1908-1910) и публикует в ней статьи в защиту прав незаконорожденных детей, светского образования и отделения церкви от государства.

1909, Уругвай: Выходит анархистская газета «Ла Нуэва Сендада», основанная Вирхинией Больтен, Марией Кольясо, Хуаной Роуко Буэлой и группой женщин-анархисток.

1910, Уругвай: В составе анархистской Уругвайской региональной рабочей федерации (FORU) создается Межпрофессиональная женская ассоциация.

Аргентина: Белен де Саррага участвует в Интернациональном женском конгрессе и избрана его почетным председателем.

1911, Перу: Появляется анархистская газета «Ла Протеста», в которой группа женщин поднимает вопросы и темы, связанные с жизнью женщин.

1913, Чили: Испанская антиклерикальная писательница Белен де Саррага приезжает в Чили, где читает публичные лекции о светскости и свободомыслии. Под ее влиянием в Вальпараисо возникают Лига свободомыслящих женщин и Антиклерикальный женский центр. В Антофагасте создан Женский центр «Белен де Саррага». Аналогичные центры появляются в Икике и других городах Чили.   

Парагвай: Созданы первые организации женщин-работниц: Объединенные картонажницы и парфюмерки, Объединенные работницы сигарной промышленности, Объединенные швеи. Работницы по пошиву брюк и жилетов входят в Общество сопротивления портняжных специальностей.

1914, Бразилия: Работница-швея Ангелина Суарис участвует в анархистской работе и пишет в газете «Жерминал-Барриката», издаваемой ее братом Флорентину на португальском и итальянском языках. Она пишет статьи и в других анархистских изданиях Сан-Паулу, а также помогает создать Женский центр образования и руководит его работой.    

Чили: Антиклерикальный центр Икике организует вечер с участием Белен де Сарраги, который вызывает шумное возмущение со стороны клерикальных и консервативных кругов города.

Перу: Организуется профсоюз кухарок, выступающий с протестом против декрета властей, ограничивающего свободу объединений работниц.  

1915, Уругвай: В Монтевидео выходит «Ла Баталья», «идейное и критическое издание», под руководством анархистской активистки Марии Кольясо.

Начинается распространение книги Белен де Сарраги «Клерикализм на Американском континенте». Эта книга стала плодом ее поездок в Мексику, Гватемалу, Коста-Рику, Панаму, Кубу, Пуэрто-Рико, Венесуэлу, Колумбию, Перу, Аргентину и Чили.

1916, Чили: В Икике создан Образовательный центр свободомыслящих «Луиза Мишель».

Мексика: Создана Группа женщин-безвластниц во главе со швеей Эстер Торрес, входящая в Дом рабочих мира.

1917, Мексика: Хуана Белен Гутьеррес де Мендоса получает средства и землю для организации Экспериментальной коммунитарной аграрной колонии. Проект не удается из-за отсутствия поддержки со стороны профсоюзов. Аналогичный проект выдвигает пуэрториканка Луиса Капетильо, которой также не удается заинтересовать профсоюзных лидеров. Оба проекта считаются «чересчур идеалистическими».

1918, Бразилия: Анархистская активистка Элвира Бони ди Ласерда вместе с Элизой Гонсалвис ди Оливейра, Аидой Мораис, Исабел Пелетейру, Ноэмией Лопис, Кармен Рибейру и другими создает Союз швей, кожевниц и смежных профессий.  

Мексика: 16 августа создан Радикальный женский центр в составе анархо-синдикалистского течения внутри Дома рабочих мира. Центр издает газету «Эль Иконокласта», выпускаемую «тяжело работающими активистками» с целью способствовать становлению сознания «женщины, порабощенной римским вампиризмом» (намек на римско-католический клир, который «сосет кровь женщин»).  

Перу: В городе Уачо создан Женский центр «Свет и свобода» анархистской ориентации, во главе с Лусмилой Ла Роса.

1919, Бразилия: Забастовка швей в Рио-де-Жанейро, возглавляемая Союзом швей, кожевниц и смежных профессий. Бастующим удается завоевать повышение зарплаты и введения 8-часового рабочего дня.

Перу: Создан Женский комитет борьбы за удешевление продуктов, анархистской ориентации, который принимает решение провести «женский голодный митинг».

1920, Бразилия: В 3-м Рабочем конгрессе Бразилии участвует делегация профсоюза швей, кожевниц и смежных профессий. Элвира Бони ди Ласерда председательствует на заключительной сессии конгресса.

1921, Аргентина: Группа женщин во главе с Хуаной Роуко Буэлой создает Аргентинский центр социальных исследований, на базе которого возникает анархистская газета «идей, искусства, критики и литературы» – «Нуэстра Трибуна» (1922 – 1923). Это первое международное анархистское издание. Подобно газете «Ла Вос де ла Мухер», она вызывает критику и полемику в анархистских кругах. Издание страдает от финансовых трудностей и отказа типографии печатать ее из-за угроз со стороны полиции. Последний номер выходит в ноябре 1923 г. Хуана Роуко и ее семья вынуждены покинуть Буэнос-Айрес.  

Чили: При поддержке Индустриальных рабочих мира создана Федерация Женский рабочий союз.

1924, Аргентина: 1 ноября в Тандиле ненадолго возобновляется издание газеты «Нуэстра Трибуна». Она опять сталкивается с многочисленными трудностями. Помещение газеты обстреляно группой, выступающей против пропагандируемых в ней идей. Выпуск прекращен.   

1925, Боливия: На 2-м Рабочем конгрессе в Оруро присутствуют всего 2 делегатки-женщины: Анхелика Аскуи и Мария де Маседо. Они выступают с резкой критикой эксплуатации женщин и детей в промышленности и требуют льгот для беременных работниц, создания народных университетов и школ для рабочего класса.

Аргентина: В третий раз возобновлено издание газеты «Нуэстра Трибуна». Выходят 3 номера.

1927, Боливия: Создана Женская рабочая федерация, как часть Местной рабочей федерации Ла-Паса анархистской ориентации. Она объединяет, в основном, домашних работниц, продавщиц рынка и кухарок. Организация одобряет автономную линию в отношении мужских организаций. Наряду с выдвижением платформы требований в сфере труда, она требует абсолютного права на развод, создания детских садов и равенства всех детей перед законом. 

1936, Боливия: Организован профсоюз «Женский союз цветочниц». Анархистская активистка Петронила Инфантес создает Профсоюзный союз кулинарок, который требует установления фиксированного рабочего дня. Собравшийся в Ла-Пасе Рабочий конгресс принимает резолюцию с требованием «универсализации домашнего отдыха», 8-часового рабочего дня, распространения на работниц по дому социального законодательства.

1937, Боливия: Словами «К моим пролетарским товарищам женщинам» анархистская активистка Петронила Инфантес начинает свое выступление на манифестации, организованной Местной рабочей федерацией Ла-Паса. Она говорила об эксплуатации, которой подвергаются женщины, получающие более низкую зарплату, чем мужчины: «Женщины влачат более тяжкие, черные и позорные цепи… Лекарство – это бунт»

1940, Боливия:  Женская рабочая федерация восстановлена. Она объединяет новые профсоюзы трудящихся-женщин.

1947, Чили:  В самый разгар диктатуры Габриэля Гонсалеса Виделы в Икике создается Либертарный атенеум «Луиза Мишель» с целью «уделить внимание потребностям трудящихся-ткачих». Его возглавляет Флора Сануэса, одна из видных фигур анархистского движения, арестованная и исчезнувшая в 1973 г. при диктатуре Аугусто Пиночета.  

1964, Аргентина: -Выходит «История идеала, прожитого женщиной» Хуаны Роуко Буэлы.

1968, Аргентина: В возрасте 80 лет умирает Хуана Роуко Буэла.

Ана Мария Португаль

Опубликовано: Mujereshoy. Miércoles 27 de julio del 2005

Источники

La Voz de la Mujer. Periódico comunista-anárquico, 1896-1897. Universidad Nacional de Quilmes, Buenos Aires, 1997.

Maxine Molyneux. “Ni Dios, ni Patrón, Ni Marido. Feminismo anarquista en la Argentina del siglo XIX”. En La Voz de la Mujer. Periódico comunista-anárquico, 1896-1897. Universidad Nacional de Quilmes,
Buenos Aires, 1997.

Angel J. Cappelletti. El Anarquismo en América
Latina, 1994.

Mabel Bellucci. “Anarquismo y Feminismo. El Movimiento de Mujeres Anarquistas con sus logros y desafíos hacia principios de siglo”. Buenos Aires, 1989.

Norma Valle Ferrer. “Anarquismo y feminismo. La ideología de cuatro mujeres latinoamericanas de principios del siglo XX”. Revista del Instituto de Cultura Puertorriqueña, Nº 9, junio 2004, San Juan.

Diccionario Mulheres do Brasil, de 1500 até a actualidade. Comp. Shuma Schumaher, Erico Vital Brazil. Jorge Zahar Editor, 2000, Río de Janeiro.

Dora Barrancos. “Mujeres de Nuestra Tribuna: el difícil oficio de la diferencia”. En Mora, Revista del Area Interdisciplinaria de Estudios de la Mujer. Universidad de Buenos Aires, Nº 2/Noviembre de 1996.

Nosotras. Suplemento. Centro de Estudios y Trabajo de la Mujer (CETM), Cochabamba, Bolivia, 1987.

Centro de Información y Documentación de Isis Internacional

http://www.alasbarricadas.org/ateneovirtual/index.php?title=Anarquistas:_Ni_dios,_ni_patr%C3%B3n,_ni_marido

Перевод http://www.aitrus.info

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости