Лора Акай: «Мухерес Либрес»

Опыт испанской революции чрезвычайно интересен для анархистов, поскольку анархисты в ней сумели выступить как мощная организованная сила и на практике проверить верность своих теоретических построений. Существенным для них было стремление изменить не только производственные отношения и основанное на них распределение материальных благ, но также преобразовать все сферы жизни общества на более либертарных, человечных принципах. В 1936 году женщины-анархистки организовали группу «Мухерес Либрес» (Свободные женщины).

Они сознавали, что подлинная свобода не может существовать без равенства в отношениях между полами, и что это равенство не может быть даровано никем «сверху», как привилегия, но лишь достигнуто в процессе самоорганизации людей.

«Мухерес Либрес» понимали, что даже прекращение экономической эксплуатации, которое было провозглашено в ходе Испанской революции, не устраняло в полной мере иерархичности в существующих гендерных (половых) ролях. Давление, оказываемое церковью и обществом на женщин, было так велико, что они пришли к необходимости самостоятельно выступить в защиту своих прав.

В ходе революции люди часто спонтанно самоорганизовывались по различным поводам, объединяясь в группы и федерации. Женщины участвовали не только в движении «Мухерес Либрес», но и в других общественных инициативах, начиная с «Атенеос либертариос» (Свободные культурные центры) и кончая Союзами парикмахеров. Но прежде всего необходимо было объединяться для защиты своих прав на производстве. Женщины в большей степени, чем мужчины, зависели от своих работодателей: и оттого, что они получали меньшую зарплату, и оттого, что им было необходимо поддерживать свои семьи, и по другим причинам.

Например, в Барселоне в начале века мужчины гораздо чаще женщин участвовали в забастовках. Но женщины стали более активны, и ситуация в целом изменилась в период с 1910 по 1920 годы. Женщины в это время устраивали много забастовок, некоторые из которых перерастали локальные рамки и вызывали широкую поддержку общественности. Нередко случалось и наоборот: начинались общественные движения, в поддержку которых выступали рабочие и работницы.

В 1918 году в результате Первой мировой войны в Испании (как и во всей Европе) резко упал уровень жизни, и в ответ началась так называемая «женская война»: женщины выходили на улицы и устраивали акции прямого действия, включая экспроприации (1), и призывали других присоединяться к их выступлениям. Они действовали вместе, постепенно расширяя и углубляя свои требования. Женщины требовали повышения качества жизни: изменения условий труда и большего представительства в руководстве профсоюзов, особенно в тех отраслях, где они составляли большинство трудящихся. Впоследствии эти мощные женские выступления создали почву для появления такого либертарного и радикального движения как «Мухерес Либрес”.

К сожалению, надо отметить, что существовавшие в то время в Испании анархические организации не участвовали в процессе возникновения женских инициатив, носивших стихийный характер. Анархический профсоюз CNT ослабел после всеобщей забастовки 1917 года (2). На Каталонском региональном конгрессе CNTв 1918 воду не было ни одной женщины-делегата. Но, несмотря ни на что, среди анархистов появлялось всё больше женщин, которые были всё активнее. Анархическое движение росло, охватывало различные сферы общественной жизни, и одновременно усиливался приток женщин в него.

Женщинам пришлось бороться за уважение к себе и против «двойных стандартов». К сожалению, эти «двойные стандарты» встречались и внутри самих социальных движений: женщины видели, что их мужья выступают за равенство на производстве и при этом взваливают все домашнее хозяйство на плечи жён. Однако очевидно, что борьба против эксплуатации труда должна иметь в виду не только наёмный, но и домашний труд. Официально деятели CNTпризнавали равенство полов, но, как все мы знаем, существует дистанция между теорией и практикой. Когда женщины это осознали и начали самоорганизовываться, многое изменилось – не только у них дома, но и в обществе – что, разумеется, взаимосвязано.

«Мухерес Либрес» существовали как отдельная организация, численность которой достигла 80 тысяч человек. Эха организация регулярно взаимодействовала с другими анархическими группами. Однако её члены настаивали на существовании своей отдельной организации, чтобы общество приняло их всерьёз, как самостоятельную политическую силу, способную действовать наравне с мужчинами.

«Мухерес Либрес» критиковали существующие в обществе стереотипы о половых ролях, ставящие женщину на низшую ступень в социальной иерархии. Анализируя общество и критикуя существующую в нём иерархичность, анархистки стремились к созданию объёмной и целостной картины, не привязанной исключительно к одному какому-то фактору, лежащему в основе доминирования одних людей над другими. Поэтому «Мухерес Либрес» представляли одно из наиболее «продвинутых» течений в анархо-феминизме, отрицающее все вины господства и угнетения в обществе.

«Мухерес Либрес» особенно активно участвовали в образовательных программах. Они провели кампанию против безграмотности, организовали курсы профессиональной подготовки, устраивали занятия по изучению истории, культуры, иностранных языков и по другим гуманитарным дисциплинам. Особенно важными были занятия по «социальному образованию», посвящённые изучению функционирования общества и возможностей его переустройства на альтернативных принципах.

Вопрос, который обычно задают люди, интересующиеся «Мухерес Либрес»: участвовали ли они в боевых действиях в ходе гражданской войны? Ответ на него, конечно, утвердительный. Если в этом возникала необходимость, если та или иная женщина желала и могла сражаться, то она вступала в ряды анархической милиции и участвовала в боях против франкистов.

Что же изучалось с «Мухерес Либрес» потом? Конечно, судьба этой организации тесно связана с судьбой всего испанского анархического движения. Её участницы были подвергнуты репрессиям или продолжили свою борьбу в эмиграции, однако их идеи, их опыт не погибли и будут жить ещё долго. Их главный урок: нельзя разрывать борьбу против различных форм угнетения; не может быть освобождения человечества без освобождения женщины; не может быть анархизма без феминизма.

P.S. Сегодня в различных странах существуют группы, называющие себя «Мухерес Либрес» в честь испанской организации 30-х годов.

Лора Акай («Наперекор». 1999. №9)

Примечания:

1.В ходе этих выступлений нередко экспроприировались в булочных и магазинах и распределялись среди населения продукты питания.

2.После 1919 г. ряды CNT начали стремительно расти, но с 1923 г. профсоюзу пришлось уйти в подполье. Его возрождение произошло только с начале 1930-х годов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости