3 февраля в 10.30 в суде Первомайского района Минска начался процесс по делу «минских антифашистов». Драка, которая легла в основу уголовного дела, произошла полтора года назад. Потерпевшие не писали заявлений на обидчиков. Но дело дошло до суда. Если вина фигурантов будет доказана, им грозят внушительные сроки — до 13 лет лишения свободы.
Еще до начала процесса стало понятно, что дело — громкое. У здания суда была выставлена усиленная охрана. Инспекторы ГАИ не пропускали машины на парковку. На входе милиционеры в штатском снимали всех посетителей на видео. Дальше желающих присутствовать на процессе тщательно осмотрели, а нескольких человек заставили раздеться и снять майки с надписями «Рэвалюцыя свядомасці». Вопросы возникли и по «украинской символике», которую некоторые принесли с собой. Но забирать ее не стали. Отметим, что по уголовным делам, связанным с жестокими убийствами, такие меры предосторожности правоохранители не предпринимают.
По делу антифашистов обвиняемыми проходят шесть человек. Главным фигурантом является Илья Воловик, фанат футбольного клуба «Партизан» и антифашист по своим взглядам. По версии обвинения, он был руководителем шести незарегистрированных организаций, которые призывали к насилию и посягали на права граждан (ч.2 ст. 193 УК). Вот некоторые названия «организаций»: «Хеўра», «Першая кроў», «Red Hanters», «New school band».
По сути, это фанатские группы в соцсетях, но правоохранители настаивают, что Воловик, используя общение по интернету, организовывал чуть ли не отряды бойцов, которые должны были сражаться с идеологическими противниками (ч. 4 ст. 14 к ч. 3 ст. 339 УК). Противниками были фанаты футбольных клубов «Торпедо» и «Динамо-Минск».
Рядом с Воловиком в клетке сидит Вадим Бойко, который в материалах дела фигурирует как дерзкий хулиган (ч.3 ст. 339 УК). По данным правозащитников, у Бойко врожденная гемангиома (доброкачественная опухоль). За время нахождения в СИЗО его состояние ухудшилось, в ближайшее время ему должны провести операцию — параллельно будет проходить судебное разбирательство.
Также под стражей находятся Артем Кравченко и Андрей Чертович. Первого обвиняют не только в хулиганстве, но и в хранении и распространении наркотиков (ч.3 ст. 339, ч.1 и ч. 3 ст. 328 УК). Второго — только в распространении, но ему грозит до 13 лет лишения свободы (по ч.3 ст. 328 УК).
На свободе находятся Дмитрий Цеханович и Филипп Иванов. Первый на момент вменяемых преступлений был несовершеннолетним, сейчас работает грузчиком в магазине. Иванов окончил медуниверситет и работает интерном в больнице.
Итак, драка, которая легла в основу уголовного дела, произошла в июне 2014 года. По данным правоохранителей, фанаты «Партизана» на машинах блокировали движение троллейбуса, в котором ехали их противники — фанаты ФК «Торпедо». После этого инициаторы конфликта забежали в троллейбус, выбили в нем стекла, повредили салон, распылили слезоточивый газ и напали на торпедовцев. В суде звучало более пяти фамилий потерпевших. Ущерб оценили всего в 29 рублей — это стоимость разбитого окна и порванной куртки одного из потерпевших.
Сразу после драки было задержано предположительно 10 участников инцидента. Через некоторое время всех их отпустили домой, так как не смогли доказать их причастность к инциденту.
Однако в 2015 году за дело берутся оперативники ГУБОП, известные как ярые борцы с экстремизмом, особенно в фанатской среде.
В феврале 2016 года правоохранители задерживают Кравченко и Чертовича за наркотики. По данным правозащитников, те дают показания и по драке, которая произошла в июне 2014-го. После этого оперативники проводят обыски в квартирах антифашистов. И в апреле 2016 года задерживают Бойко и Воловика, позже Цехановича и Иванова.
Потерпевшие на первое заседание не явились. По данным сторонников антифашистов, один из потерпевших из числа фанатов «Торпедо» сейчас отбывает наказание за незаконный оборот наркотиков. Так что в суд его доставит конвой. Среди свидетелей также проходят люди, задержанные за наркотики.
Допрашивать обвиняемых начнут 6 февраля. Сегодня Воловик и Бойко заявили, что признают вину частично, согласны на ч.2 ст. 339 УК (хулиганство, совершенное группой лиц — арест до шести месяцев или лишение свободы до 3 лет). Такая же позиция у Иванова. Он, правда, не уточнил, с чем в обвинении не согласен. Кравченко и Чертович признают вину только в хранении наркотиков (ч. 1 ст. 328 УК — ограничение или лишение свободы до пяти лет). Дмитрий Цеханович — единственный, кто полностью признает себя виновным (по ч.2 ст. 339 УК).
День второй
Суд над минскими антифашистами продолжился 6 февраля. Были заслушаны показания Дмитрия Цехановича и Филиппа Иванова.
Дмитрий Цеханович сообщил, что был фанатом клуба «Партизан» (ранее — МТЗ-РИПО). Про группировку «Першакроў», которая также объединяла любителей этого клуба, знал из Интернета, в ее состав не входил. Эта группировка фигурирует в обвинении как одна из тех, которые участвовали в драке фанатов. Касательно своего членства в этой группировке Дмитрий сказал, что «заявление не писал». Также ему известны группировки фанатов «New School Band», «Хеўра», «Hard Blow», «Red White Hunters», «МПРЦ», но как они появились, не знает. До 29 июня 2014 года он не принимал участие в фанатских драках. В тот день из интернета он узнал про сбор в Парке Челюскинцев с целью найти фанатов «Торпедо» и избить. Дмитрий сказал, что все фанаты дерутся, и это нормально. Он отметил, что пришел по своей воле и никому не подчинялся. Из других обвиняемых знал только Илью Воловика, с которым они изредка общались.
На 5 автомобилсях они доехали до остановки «Нестерова» и увидели там фанатов «Торпедо». Побежали в их сторону, но те удрали. Драки не получилось. Тогда подсудимые и другие фанаты «Партизана» вернулись в свои машины и поехали искать фанатов «Торпедо» по району.
Воловику позвонили и сказали, что видели торпедовцев в троллейбусе №3. Они обогнали автобус, остановились на остановке и дождались его. Сам Дмитрий ехал в центре фанатской колонны и не знает, кто отдавал приказ следовать за этим автобусом. Далее на остановке «Зимняя» они вышли из машин, Кравченко отцепил от проводов штанги троллейбуса.Бойко разбил стекло в троллейбусе, двери открылись и сам Цеханович распылил туда газ из баллончика. Потом все отбежали от троллейбуса, сели в машины и уехали.
Еще по дороге домой он рассказал друзьям, что сожалеет, что распылил газ. Друзья также негативно откликнулись об этом поступке. Баллончик из-под газа он выбросил через месяц.
Цеханович так пояснил мотивы своего участия в случившемся: «Я не осознавал риска своих действия, не думал, что это может привести к общественно-опасным действий
Где он купил газ и как он назывался, Цеханович не помнил. Из атрибутики группировки «Першакроў» у него дома были только 20 наклеек, которые раньше раздавали всем подряд. Дмитрий опроверг сведения обвинения, что он якобы угрожал пассажирам троллейбуса — фанатам «Торпедо».
Цеханович не подтвердил, что у подсудимых было какое-то особо отношение к фанатам «Торпедо». Но отметил, что те часто выкрикивали оскорбительные кричалки, в том числе нецензурные. Также некоторые носили майки с фашистскими знаками.
Деньги, которые иногда собирали на стадионе, предназначались не для фанатской группы, а для футбольного клуба на оплату поля для игры.
В целом, Цеханович отказывался от части показаний, данные на стадии следствия, что злило прокурора.
Филипп Иванов сказал, что знает только по слухам, что фанаты «Партизана» разделяют антифашистские взгляды. В чем это проявляется, он не смог пояснить. Про себя добавил, что сам не является антифашистом.
Роль Воловика согласно другим подсудимым
Цеханович сказал, что ему не известно о том, что Воловик якобы является лидером вышеуказанных фанатских группировок. Он не видел, чтобы 29 июня 2014 года кто-то на остановке «Универсам» избивал фанатор «Торпедо». Тем не менее в показаниях на следствии, он утверждал, что этим занимался Вадим Бойко. Также он говорил, что Илья Воловик обычно организовал акции фанатов «Партизана». В суде он этого не подтвердил. Касательно других расхождений в показаниях, он попросил считать правильными показания в суде, потому что раньше еще не был готов к раскаянию.
Также он сказал, что на допросах в СК он чаще всего слышал имя Ильи Воловика, о нем расспрашивали больше всего.
Также он сказал, что Илья Воловик не держал в руке камня, когда бил стекло, и что также распылил газ в троллейбусе — якобы он об этом сказал сам после драки.
Филипп Иванов входил в неформальную фанатскую группу New School Band с 2008 по 2010 год. Это также была группа фанатов «Партизана», но из других группировок он более-менее знал только Воловика и Бойко. Филипп посещал футбольные игры, однажды в лесу под Степянкой наблюдал за тренировочным боем, но потом уехал на учебу в Витебск и отошел от дел группы до 2014 года.
29 июня 2014 года ему предложили поучаствовать в спарринге с фанатами «Торпедо» — так ему представили будущую драку — поэтому он согласился поехать с друзьями на машине. На остановке между ними и фанатами «Торпедо» произошла драка, в частности, на него напал неизвестный парень и ударил ногой в живот, они начали драться. Драку Иванов описал так:
«Мы были в меньшинстве, их было человек 20. Тут подъехала машина с нашими фанатами и фанаты «Торпедо» стали убегать». Они сели в машину, и какой-то Илья звонил и сообщал, что фанаты «Торпедо» едут в троллейбусе.
Он видел, как его друзья окружили троллейбус, слышал, как разбили стекло, видел, как фанаты «Торпедо» разбегались из троллейбуса. После этого он ушел с места происшествия и добрался домой на общественном транспорте.
Большинство фанатов «Партизана» во время нападения были в масках, у него на голове был капюшон. Иванов согласился, что совершал хулиганство, когда дрался с фанатом «Торпедо» на улице, но не согласился, что это делалось по мотиву вражды к другой социальной группе, как считает следствие.
День третий
7 февраля в 10.30 должен был продолжиться процесс над минскими антифашистами. Однако судья объявил, что процесс откладывается на неопределенное время из-за состояния здоровья обвиняемого Кравченко, у него якобы поднялась температура. Мы будем следить за развитием событий.
О поддержке обвиняемых по делу минских антифашистов
Многие из вас, должно быть, активно следят за делом минских антифашистов, которое так или иначе затронуло более десятка активистов антифашистского движения. Суд по этому делу начнется 3 февраля в 10:00 в Доме правосудия (ул. Семашко, 33), и мы хотели бы прояснить свое отношение к происходящему.
Во-первых, к концу следствия стало известно, что Илье Воловику, в дополнение к хулиганству, вменяется статья по организации незарегистрированного объединения, которая использовалась за всю историю РБ всего несколько раз. Это говорит о том, что уровень репрессий против антифашистов выходит далеко за пределы местного РУВД, а курируют дело явно на самом высоком уровне.
Данная статья в будущем может использоваться против любого анархиста или антифашиста, с помощью подтасовки необходимых фактов, которые впоследствии будут использоваться в суде в качестве доказательств. При этом обойтись можно будет и без каких-либо статей, связанных с насилием. Закрывать смогут просто за факт наличия круга единомышленников, которые занимаются чем-то вместе. Поэтому следите за тем, какая информация уходит в сеть! Это становится еще актуальнее, учитывая, что для некоторых людей в порядке вещей сливать информацию друг о друге в социальных сетях, которую могут прочитать силовики.
Во-вторых, к сожалению, к нам поступила информация о том, что большинство обвиняемых по этому делу дают показания против остальных фигурантов уголовного дела. На фоне остальных чуть более выгодно в этом плане выделяется Вадим Бойко. Такое положение вынуждает нас заявить о том, что из всех задержанных поддержку на данный момент мы оказываем только ему, так как действия остальных антифашистов в деле влекут последствия не только для них самих, но и для окружающих. Именно поэтому на нашем сайте вы не найдете новостей про других людей, проходящих по этому делу. Тем не менее, мы будем следить за процессом, и вполне возможно, что наше мнение изменится, если появятся новые факты.
По материалам АЧК - Беларусь.
Добавить комментарий