Чемпионат мира по футболу в ЮАР в 2010 и Сочи-2014: континенты разные - проблемы те же. Интервью с анархо-коммунистичекой организацией "Zabalata"

Что лучше - апартеид или неолиберализм? Лучше - революция и борьба. Представляем вам интервью с южно-африканской организацией анархистов - «Забалаза» (ZACF, http://www.zabalaza.net). Отвечает на вопросы секретарь ZACF - Майкл Шмидт.
 - В 1996г.  лидер  Африканского Национального Конгресса (ANC ) Нельсон  Мандела выиграл президентские выборы и стал полноправным  главой государства, режим апартеида был окончательно отменен. За прошедшие более чем 10 лет изменилась ли жизнь трудящихся ЮАР к лучшему?

- C 1999 по 2002гг. силами нашей организации в деловом центре Йоханнесбурга действовала  библиотека-музей для рабочих, одно из немногих независимых автономных пространств для дискуссии, образования и организационной работы рабочего движения в Южной Африке. Музей  воссоздавал быт рабочих начала 20-30гг. 20-го века, рабочие приходившие на заседания иногда были удивлены тем, что видели в музее и говорили: «не понимаем, почему это - музей, у нас мало что изменилось -  мы все еще живем в таких же условиях, так же спим по 30-40 человек в комнате в домах при шахтах…».
 Победа Манделы на выборах президента ЮАР – это одна из ступеней транзита страны в буржуазную демократию. Были демонтирована система апартеида, отменены позорные законы «о смешанных браках» и др., но в тоже  время  положение большинства населения страны до сих пор бедственное. В некотором смысле фигура Манделы и его образ героя, подобного Ганди, сыграли и плохую роль:  лидер АНК стал проводить неолиберальную политику. Эти же реформы, проводимые в 70-80-е прежними властями, вызывали народное сопротивление, сейчас же они спокойно претворяются в жизнь. Появилась «черная буржуазия» - слой черных удачливых авантюристов и дельцов. Более важно то, что победа АНК и Манделы фактически спасла правую неолиберальную диктатуру в ЮАР от неминуемого краха. По некоторым данным, еще в 80-х гг., лидеры АНК вели секретные переговоры с диктатурой.  
 Положение трудящихся мало изменилось в лучшую сторону: реальная заработная плата черного рабочего класса была неизменной между 1910 и 1960, а после  экономического спада в 1973, мы наблюдаем лишь постоянное удручающее падение в нищету. Южная Африка не испытывала на себе все ужасы деиндустриализации и хаоса, через которые прошла Россия после развала СССР.  Но всё же неолиберальная политика и в нашей стране дает о себе знать: положение рабочих всё сильнее ухудшается, постоянно растет процент негарантированных «гибких» трудовых отношений (срочные контракты и др.), безработица доходит до 6-7 млн. (более 10%), многие голодают. Прежде радикальные рабочие союзы (COSATU и др.), бывшие в 80-е в авангарде борьбы с диктатурой белого меньшинства, теперь идут по пути классового примирения, соглашаясь практически на всё, что желают капиталисты  и власть в лице АНК.
 Очаги рабочего сопротивления теперь можно обнаружить лишь  вне больших профсоюзных организаций. Сейчас одним из наиболее прогрессивных и радикальных рабочих союзов в ЮАР является Всеобщий индустриальный союз рабочих (Giwusa), который состоит из многих бывших участников профсоюза рабочих  химической промышленности (CWIU). Наша организация взаимодействует с этим рабочим союзом, часть наших активистов участвуют в издании газеты профсоюза.

- Многие борцы с апартеидом  сейчас поддерживают или входят в политическую элиту ЮАР, проводящую неолиберальную антисоциальную политику. Почему так произошло, ваше мнение?  

- Для этих бывших борцов с апартеидом высокооплачиваемые должности в правительстве или частном секторе – это некая «награда» за годы  борьбы, ссылок, тюрем и репрессий.  Мы считаем, что доктрина АНК ЮАР /Компартии ЮАР о  «национальной демократической революции»,  которая по большому счету  являлась доктриной развития черного среднего класса и черной буржуазии в ЮАР, не могла привести ни к чему иному, как к переходу в представительную демократию и капитализм. Все свелось к тому, что бывшие радикалы встали у руля страны и «перебежали» в неолиберальный капитализм. То есть,  это не предательство своих принципов о «национальной демократической революции», а наоборот их полноценное воплощение.

- На постсоветском пространстве нацистский террор продолжает оставаться одной из самых серьезных проблем. Действуют ли открыто  сейчас в ЮАР расистские, неофашистские движения, боретесь ли вы с ними?

- Режим апартеида, существовавший в ЮАР большую часть 20-го века, был непосредственно связан с местными нацистскими и националистическими движениями и силами. В ЮАР с 1972г. активно действовало, не встречая какого-либо сопротивления со стороны государства, возможно наиболее многочисленное неофашистское движение в мире – движение Сопротивления Африканеров (AWB). Доктриной южноафриканского неофашизма был «христианский национализм» - смесь нацистских и расистских постулатов на религиозной основе кальвинизма.
 Вследствие крушения апартеида неофашизм в ЮАР сейчас находиться в кризисе. Численность организаций падает, но все же они все еще представляют серьезную реальную угрозу для рабочих и общественных активистов, действующих в пригородах и сельской местности. За последние несколько лет  неонацисты совершили несколько убийств и несколько десятков нападений на активистов и жителей сельских сообществ.  
 Также  мне кажется важным  упомянуть, про фактически полуфашистские действия реакционных праворадикальных течений  в АНК, особенно про Молодежную Лигу АНК. В нескольких районах страны различные общественные силы испытывают давление и угрозу со стороны вооруженных отрядов Молодежной Лиги, часто действующей под прикрытием полиции. Несколько проектов нашей федерации в ряде мест также  были уничтожены вооруженными громилами Молодежной Лиги АНК. По-моему мнению, сейчас наибольшая опасность для радикальных социальных движений исходит именно от этих вооруженных отрядов.  Напомню, еще во времена борьбы с апартеидом силы АНК проводили  массовые убийства активистов конкурирующих черных политических движений (Azapo, PAC, IFP), так что действия Молодежной Лиги это продолжение старой политики по уничтожению конкурирующих политических тенденций.

- Одну из ведущих ролей в борьбе против системы государственного расизма в ЮАР играли организации трудящихся. Можно даже сказать, что ЮАР была тогда  символом радикального рабочего сопротивления, организовывались массовые боевые профсоюзы. Участвовали ли анархисты в этой  работе?

- В 80-х, к сожалению, не было организованного движения анархистов в ЮАР. Но все же в 1985г. некоторое число  анархистов и синдикалистов участвовали в организации наиболее массового и радикального профсоюза ЮАР в 80-е годы 20 века – Конгресса Южно-Африканских профсоюзов (Cosatu). Этот профсоюз сыграл важную роль в борьбе против полуфашистской  диктатуры белого меньшинства.  В начальный период развития этой профорганизации либертарно-синдикалистское течение имело достаточно серьезный вес и конкурировало с АНК и компартией ЮАР (SACP). Но через несколько лет синдикалистское течение в Cosatu было разрушено конкурирующими структурами – АНК и компартией ЮАР во многом действовавших заодно.

- В 90-е, оказавшись у власти, АНК и компартия ЮАР лишь подрывали и ослабляли радикальные профсоюзные организации. В рамках Cosatu наиболее боевые пролетарские союзы: профсоюз рабочих химической промышленности (CWIU) и Союз транспортных рабочих, были объединены  с несколькими другими реформистки настроенными профсоюзами под руководством компартии ЮАР, для того чтобы деморализовать и ослабить радикальных рабочие организации.  Сейчас стараниями властей и компартии Cosatu из главного очага пролетарского сопротивления превратился в традиционный профсоюз, практически всегда идущий на компромисс  с капиталистами.

- Расскажите о вашей организации,  о названии,  истоках и нынешней ситуации. Официально об образовании  «ZACF»  вы объявили лишь пару лет назад, но фактически существуете как организация около 10 лет, с чем связан такой долгий подготовительный период? Какие наиболее актуальные для вас направления  борьбы. Ваши успехи?
 
- «Zabalaza» - название нашей организации - означает «борьба» на двух наиболее распространенных языках нашей страны: зулу и кхоса. Мы определяем себя как движение анархо-коммунистов и видим необходимость в двойной организации: наличии конкретно анархистских организаций и более широких пролетарских движений, способствующих организации народных масс.

- После продолжительного молчания голос анархистских движений вновь стал слышен в ЮАР в конце 80-х гг. 20в. Именно в это время действовало «Анархистское революционное движение Южной Африки» (Anarchist revolution movement SA), состоящее из представителей нескольких рас и активно боровшееся против апартеида, фашистов и воинской повинности. После отмены запрета на деятельность политических организаций в 1992г. организовались «Движение сопротивления анархистов» (Йоханнесбург) и Федерации анархистов Дурбана (DAF). В 1995г. обе организации объединились в Федерацию рабочей солидарности (WSF).  Отделения новой организации появились в трех крупнейших промышленных центрах ЮАР -  в Йоханнесбурге, Дурбане и Кейптауне, и  имели серьезное влияние среди рабочих масс  этих городов. Силами федерации появились медиа-коллектив «Бикиша» (BMC) и типография «Zabalaza», выпускающая  до сих пор различную анархистскую литературу от листовок и журналов до полновесных книг.
 В 1999г. новые власти для борьбы с независимым рабочим движение  приняли закон, наложивший запрет на  политическую работу в профсоюзах, после этого активисты федерации, не имея возможности дальше работать в профсоюзной среде, сосредоточились на  развитии типографии «Zabalaza» и автономной рабочей библиотеке–музее. Большими тиражами издавались анархистские манифесты по различным общественным проблемам, журналы, книги.
 Следующим важным этапом для нас стали протесты против Международной конференции по устойчивому развитию, прошедшие в 2002г в Йоханнесбурге. Во время протестов к нам присоединились пролетарские анархистские коллективы из Суэто и Умлази (рабочие поселки — пригороды Йоханнесбурга и Дурбана). В 2003г. после годичной дискуссии анархистские коллективы Йоханнесбурга, Дурбана, Суэто, Умлази, а также медиа-коллектив «Bikisha» и типография «Zabalaza» образовали Анархо-коммунистическую федерацию «Zabalaza». В последующее время  в Свазиленде (королевство в границах ЮАР) появилась секция федерации, а также была установлена связь с анархистским движением сопротивления в Зимбабве.
 В 2007 г. из-за некоторых внутренних трудностей федерация была перестроена в Анархо-коммунистический фронт «Zabalaza» (ZACF) - унитарную организацию  вместо федерации коллективов. Сейчас наша организация активно занимается работой над международным многоязычным анархистским интенет-порталом новостей и анализа - www.anarkismo.net , развитием ориентированного на жителей ЮАР портала www.zabalaza.net, типографией «Zabalaza», проводим кампании по защите заключенных (Черный Крест-ЮАР) и против ксенофобии, участвуем в экологическом и жилищном движениях. Также мы издаем журнал с одноименным названием - «Zabalaza».

- Ваша организация  одна из немногих современных анархистских организаций стоящих на позициях «Организационной Платформы Махно-Аршинова». С чем это связано?

- Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что наша организация рассматривает Платформу как некое вдохновение и вызов, а не как нечто вроде Библии анархистского движения. Когда текст Организационной Платформы Всеобщего Союза Анархистов был написан (1926г.), он представлял лишь материал для дискуссии, но не план,  как восприняли этот документ противники Платформы (Волин, Себастьян Фор и др.)
 К сожалению, в последующие несколько лет после публикации Платформы во время дискуссии, часть анархистского движения, критиковавшая Платформу, излишне перешла «на личности», при этом совершенно забыв, что во многом Платформа и её главные идеи - что анархисты должны быть хорошо организованны в массовые движения, действовать согласованно на международном уровне, для того чтобы добиться успеха - были просто повторением слов Михаила Бакунина, сказанных за несколько десятилетий до этого…

- С образования Федерации Солидарности Рабочих в 1995, мы идентифицируем себя как сторонников Платформы. На сегодняшний день мы участвуем в работе международного анархо-коммунистического движения, которое вдохновляется Платформой «Махно-Аршинова» и объединяет 17 организаций и групп в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, Азии и Австралии. Силами наших организаций действует - www.anarkismo.net -  международный Интернет-портал анархистских новостей и анализа.

- По-вашему мнению, в чем своеобразие анархистского движения в Африке?

- Своеобразие анархизма в Африке связано, с тем, что мы действуем в достаточно тяжелых условиях, и у нас нет достаточно массовых движений. В  большинстве стран продолжают существовать полудиктаторские режимы. Население находится в тяжелейшем положении: голод, эпидемии, нищета - это постоянные  спутники жизни трудящихся Африки. Конкретно в Южной Африке мы делаем большой акцент в нашей повседневной борьбе  на пропаганде радикального расового равенства и организации бедных сообществ нашей страны. Но этим, я думаю, мало отличаемся от любых иных пролетарских анархистских движений.
 Наш континент является трудным местом для любой политической и организационной работы. Периодически  социальные движения  подвергаются репрессиям и разгрому. В 90-е были уничтожены или подверглись репрессиям: Движение анархистов за гражданские права (PALIR)  в Сенегале, секция Индустриальных рабочих мира (IWW) в Сьерра-Леоне - объединявшая более 3000 рабочих алмазных месторождений -  была разбита гражданской войной, многие активисты погибли, часть эмигрировала в Гану. В двухтысячные годы репрессии обрушились на анархистов Свазиленда, Замбии.
 Но все-таки наше движение пытается работать и  в таких непростых условиях. Важным для нас стал прошедший в  2007 г. в Париже конгресс анархо-синдикалистских организаций Африки. Национальная конфедерация труда Франции (CNT-France) организовала очень представительный конгресс с участием множества синдикалистских организаций в основном из бывших колоний Франции: Алжира (Snapap), Туниса (CGTT), Гвинеи (CNTG, CEK, SLEG), Берега Слоновой кости (CGT-CI), Джибути (UDT), Конго (LO), Мали (Cocidirail, Sytrail), Бенина (FNEB, UNSTB, AIPR), Буркина-Фасо (UGEB, CGT-B, AEBF) и Мадагаскара (Fisemare).  Во многом впервые африканские анархисты могли встретиться вместе и обсудить широкий круг вопросов по организации совместной борьбы на континенте. Силами НКТ-Франция издается журнал «Африка без цепей»  полностью ориентированный на проблемы нашего континента.

- Немного о современности. Очередной экономический кризис мировой капиталистической системы захлестнул планету. Как сказался кризис на жизни трудящихся ЮАР? Как, по-вашему, мнению, в чем причина современных экономических проблем и кризисов?

- Южная Африка является частью мировой капиталистической системы, и как любая её часть мы испытываем влияние современного экономического кризиса. Банковская система испытывает серьезнейшие трудности, происходят масштабные увольнения и сокращение зарплат в  горнодобывающей и обрабатывающей отраслях промышленности страны. Многие сотни тысяч рабочих потеряли свою работу, дома, уверенность в своем будущем.
 Из-за экономического  кризиса мы опасаемся дальнейшего усиления влияния националистических сил в нашей стране, причем наиболее серьезная угроза исходит от так называемой «черной буржуазии» и политических групп связанных с ней. Мы опасаемся усиления влияния политических агентов «черной буржуазии» среди рабочего класса и бедноты, как этот произошло в Германии с немецким рабочих классом во время глобального экономического кризиса 1929-1940гг., когда националистически настроенная буржуазия привела к власти нацистский режим Гитлера.
 
- В 2010 г. В ЮАР пройдет чемпионат мира по футболу. Как вы к этому относитесь? Не приводит ли строительство большого числа спортивных объектов к  сокращению бюджетных ассигнований на социальную сферу?

- Победа ЮАР в борьбе за проведение кубка мира по футболу 2010г., также как и в любой другой стране, была обставлена как огромное достижение государства на международном уровне. На протяжении последних лет только об этом и слышно, что вот будет кубок мира  и тд…  Власти используют этот «футбольный праздник», чтобы себя еще раз легитимизировать в глазах населения, показать как много «хорошей» работы они делают, и отвести  взор населения от насущных проблем страны – повальной бедности и эксплуатации трудящихся.  Собственно, я думаю, подобное происходит и в России по поводу Олимпиады Сочи-2014. Как и любое другое масштабное событие, оно имеет целью усилить положение  правящего  класса и одурачить рабочий класс и бедных.
 Для проведения кубка мира будут построены или реконструированы стадионы в крупнейших городах страны. На эти цели планируется потратить  около 16-20 млрд. рэндов. В городах, где пройдут матчи, пройдет реконструкция жилищного сектора, для привлечения туристов  государство модернизирует систему общественного транспорта: поезда и железнодорожную сеть, аэропорты, автобусное сообщение. Но как уже говорилось, в основном это касается 10-15 городов, где будут проходить матчи чемпионата.
 Создание новых рабочих мест в строительной отрасли и железнодорожном секторе, о чем также постоянно говорят власти страны, конечно, это хорошо для населения. Но с другой стороны неизвестно, что произойдет с новыми рабочими местами после проведения кубка мира по футболу. Учитывая тенденцию последнего времени  - несмотря на 5% ежегодный экономический рост в ЮАР за последние 10 лет были уничтожены более миллиона рабочих мест – скорее всего большинство рабочих мест также будет закрыто.
 В городах, где пройдут матчи, возможны выселения бедняков для «облагораживания» пространства. В ряде мест уже происходили попытки выселять районы бедняков и сквоттеров, так, например, в Кейптауне городской совет пытался выселить сквоттеров из аэропорта, чтобы они не портили «пейзаж» для туристов.
 Другая немаловажная проблема в том, что проведение любых подобных чемпионатов используется  властями и капиталом для дальнейшего разделения трудящихся по национальному признаку и отвлечения внимания от социальных проблем:  яд национализма и конформизма, таким образом, проникает в рабочий класс. Это очень грустно, учитывая, что футбол самый популярный вид спорта среди рабочих и бедноты в Южной Африке.
 Не забывая о том, что предстоящий кубок мира 2010г. – это проект правящего класса, мы должны сделать его праздником не только для богатых и туристов, но и обычных трудящихся нашей страны. Мы будем требовать, чтобы власти улучшали положение рабочего класса и бедных, созданные под подготовку чемпионата  рабочие места были сохранены, транспортная инфраструктура была ориентирована на удовлетворение нужд рабочих и обездоленных, чтобы цены на билеты были низкими и доступными для всей массы трудящихся ЮАР. Мы будем бороться против выселений бедняков и сквоттеров из мест их проживания, и противостоять распространению национализма и конформизма во время футбольных чемпионата.

- Благодарим за ответы!

Спрашивал и перевел на русский - О.С.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

2 месяца назад
3
Антти Раутиайнен

Вскоре после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года Путин обозначил цели своей войны – к ним относятся неприсоединение Украины к НАТО, смена правительства, сильное ограничение обороны Украины, захват территории (с международным признанием) и снятие западных санкций. Послушать на Spotify...

3 месяца назад
8

Свободные новости