Дмитрий Бученков: За что арестовали нового фигуранта «болотного дела»

6 мая 2012 года — дата, которая стала переломным моментом в истории российского протестного движения и в жизни многих российских политических активистов. Выплеск народного гнева, грянувший на очередном «Марше миллионов», проходившем в этот день на Болотной площади, стал самым массовым за всю историю новейшей России. Сотни протестующих вступили в рукопашную драку с ОМОНом, который максимально жёстко стал проводить задержания митингующих. Под раздачу полицейских дубинок попадали все подряд. Тогда правоохранительным органам удалось задержать около 400 человек, но из самих полицейских так никто и не понёс наказания за превышение полномочий. После произошедших событий власти стали закручивать гайки и ужесточать законодательство: один за одним стали появляться задержанные, посыпались реальные приговоры и сроки — так начало тянуться «болотное дело», самое резонансное и масштабное политическое дело в России последних лет.

К работе по «болотному делу» были подтянуты около 200 следователей, в качестве свидетелей были допрошены более тысячи человек (большинство из которых сотрудники правоохранительных органов), а к уголовной ответственности было привлечено более 30 человек. Фигурантами дела стали десятки политических активистов, самых разных убеждений: от националистов и либералов до анархистов. Аресты продолжаются до сих пор, спустя три с половиной года после злополучных событий. Задержание нового фигуранта «болотного дела» произошло буквально на минувшей неделе. Им стал анархист, кандидат политических наук и доцент Дмитрий Бученков.

Дмитрия Бученкова задержали 2 декабря после обыска, который прошёл в квартире его девушки. По её словам, в этот день у них должна была состояться помолвка. Обыск продолжался несколько часов, после чего Бученков из свидетеля превратился в обвиняемого, а его самого увезли в неизвестном направлении на допрос, после чего родные потеряли с ним связь. На допросе провели очную ставку с сотрудником ОМОНа, который сразу же опознал в Бученкове человека, который якобы оказывал ему в тот день сопротивление — несмотря на то что прошло три с половиной года и сотрудник полиции был в шлеме. Одновременно прошли обыски в квартире родителей Дмитрия в Нижнем Новгороде. А 3 декабря Басманный суд Москвы суд уже определил ему меру пресечения в виде ареста на два месяца. О том, что арест анархиста был действительно связан с «болотным делом», Басманный суд официально подтвердил лишь 4 декабря. Бученкову инкриминируют участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК) и применение не опасного для жизни насилия к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК) — стандартные для «болотного дела» обвинения.

После суда адвокат Бученкова Светлана Сидоркина несколько дней не могла найти Дмитрия. В поисках своего подзащитного она исколесила все московские СИЗО. Только после вмешательства Общественной наблюдательной комиссии Бученков был найден — он находился изоляторе временного содержания на Петровке. Адвокат к нему попала лишь 7 декабря. «Это удивительно и нарушает права человека, поскольку в ИВС нет режима питания, как в СИЗО, — есть только сухой паёк — пишет в своём блоге на портале «Грани.ру» Светлана Сидоркина. — Я считаю, что создание таких бюрократических помех при вхождении адвоката в дело — грубое нарушение прав на защиту и прав адвоката. Это может стать очень опасной повсеместной практикой. Ведь если бы я вступила в дело даже после первых следственных действий — на этапе избрания меры пресечения, — мы смогли бы что-то сделать… За это время мы могли бы собрать показания свидетелей, подтверждающих, что его не было на Болотной 6 мая, привести их в суд. Я считаю, что факта его некоторого внешнего сходства с подозреваемым недостаточно для ареста. И мы могли бы поставить под серьёзное сомнение материалы, представленные следствием в суд. Суд должен был дать возможность защите представить свои аргументы».

Сам анархист своей вины не признаёт и уверен, что он арестован за свои политические убеждения и активную гражданскую позицию: Бученков называет себя анархо-коммунистом, он принимал участие во множестве протестных акциях и знаком лично с другим осуждённым по «болотному делу», известным антифашистом и политическим активистом Алексеем Гаскаровым, который входил Координационный совет оппозиции. Алексей Гаскаров также являлся неудобной фигурой для следствия. Его уже пытались привлечь к уголовной ответственности за акцию по защите Химкинского леса, но уголовное преследование Гаскарова вызвало огромный международный резонанс — в ходе Международных дней единых действий в поддержку «Химкинских заложников» в сентябре 2010 года состоялись 30 акций в 27 городах в 12 странах мира. В итоге вина Гаскарова не была доказана, а он сам оправдан.

Сам же Гаскаров не уехал из страны, как некоторые фигуранты «химкинского дела», а продолжил заниматься оппозиционной деятельностью. 6 мая на Болотной площади Гаскаров пытался оттащить людей от избивающих их бойцов ОМОНа, при этом он сам достаточно сильно пострадал от действий полиции. Гаскарова осудили на три года и шесть месяцев колонии общего режима якобы за избиение сотрудника полиции. Бученкова также обвиняют в избиении полицейских: следователь показывал ему видеозаписи с митинга, где человек, одетый во все чёрное, пытается пнуть полицейского и перевернуть биотуалет. На видеозаписи не видно лица, но по мнению следствия этот человек и есть Дмитрий Бученков.

Анархист вообще отрицает своё присутствие в этот день в Москве, это же утверждают его девушка, родители и товарищи. В этот день он был у родителей в Нижнем Новгороде и в Москву вернулся лишь поздно вечером 6 мая. Участники анархического движения, лично знакомые с Бученковым, отзываются о нём как о спокойном, уравновешенном человеке. «Дмитрий Бученков — человек крайне уравновешенный, до флегматичности, и предположить, что он мог при каких-то столкновениях руками и ногами махать — очень трудно. Фантастически трудно», — пишет в своём ЖЖ Влад Тупикин, один из старейших участников российского анархического движения.

«Я познакомился с Дмитрием Бученковым в 2005 году. Если не раньше. И с тех пор наше общение имело разную интенсивность, но не прекращалось. Дмитрий — очень спокойный и уравновешенный человек. Его выдержке можно позавидовать. Вся его деятельность имела общественный характер. Он часто забивал на себя или личные дела ради участия в мероприятиях в поддержку общества, политических заключённых, медиков, учителей и пенсионеров… Я очень удивлён, что Дмитрий арестован по Болотке, так как его там не было, как и меня. Мы как-то раз это обсуждали, как раз в самый разгар задержаний, и даже немножко шутковали, что если бы были там, то нас бы тоже подвергли репрессиям», — рассказал нам соратник Бученкова по анархическому движению, общественный активист и музыкант Владимир Понимающий.

Дмитрий Бученков является давним участником российского анархического движения: с 1998 года он активно участвует в различных акциях протеста, проводит различные просветительские мероприятия, состоял в организации «Автономное действие», писал для анархического журнала «Автоном», а также активно участвовал в экологическом движении, например в акциях радикальных экологов «Хранители радуги». Дмитрий — профессиональный политолог, кандидат политических наук, защитил диссертацию по теме «Феномен анархизма в политической жизни России в конце XX века» и является автором изданной в 2009 году книги «Анархисты в России в конце XX века». У него уже не раз возникали проблемы с Центром «Э» из-за общественной деятельности и политических взглядов. До переезда в Москву Бученков был доцентом кафедры философии, проживал в Нижнем Новгороде, где также подвергался нападкам со стороны агентов по борьбе с экстремизмом. После переезда в Москву он стал уже активно сотрудничать с «Автономным действием» — подавал заявки на проведение мероприятий, на своё имя регистрировал помещения, организовывал различные конференции и съезды. В общем, можно сказать, что был официальным лицом организации — вся его общественная деятельность была максимально чистой.

Одним из его последних проектов стал ProjectV — социальное пространство для популяризации вегетарианских и анархических идей. В этом клубе проходили лекции, панк-концерты, постоянно работали кухня и бар. «Идея создания социального пространства витала в воздухе, все об этом говорили, и вот в одну из наших встреч мы решили, что будем совместно заниматься созданием социально-культурного пространства. Дима принимал очень активное участие как в бытовых делах, так и в проведении мероприятий. Его силами проводились тренировки по боксу и просветительские мероприятия», — рассказывает Владимир.

Но клуб пришлось закрыть из-за того, что администрация промзоны, где базировался ProjectV, отказалась продлевать договор аренды. До этого на Бученкова было совершенно нападение неизвестными — его сильно избили. Товарищи выдвигали мнение о том, что это акция устрашения от «эшников»: Бученков не был заметной фигурой антифашистского движения, неонацисты про него просто не знали, а нападение произошло после ареста видного участника антифашистского и анархического движения Алексея Сутуги. Фамилии Сутуги и Бученкова всплывали в мистическом репортаже LifeNews о русских левых и правых активистах на Майдане. Сутугу во время допроса «эшники» активно расспрашивали про киевские события и всячески угрожали. В итоге дело против Сутуги было возбуждено по факту за драку с неонацистами, никак не связанную с украинскими событиями.

В последнее время Дмитрий Бученков был главным редактором газеты «Московская электричка». «Газета „Московская электричка“ необычна. Мы жанровая сатирическая газета. Это значит, что наши материалы пишутся от имени вымышленных персонажей. Эти персонажи — социальные типажи со своими взглядами, эмоциями, проблемами. Эти персонажи — мы с вами. Наша газета не только для пассажиров московских электричек. Наша газета — для всех!» — пишет о себе на своей публичной страничке во «ВКонтакте» издание. По словам девушки Бученкова, которая отвечала за иллюстрации в газете, цель «Московской электрички» — в юмористическом ключе объяснять происходящие в стране политические события людям, которые полжизни проводят в электричке и едут с работы и на работу. Там высмеивались разные внешнеполитические события, коррупция и другие горячие темы на злобу дня. Тираж газеты составлял около 30–50 тысяч экземпляров, она бесплатно раздавалась пассажирам, а существовала за счёт частных объявлений. Газета официально зарегистрирована в Роскомнадзоре, вышло всего четыре номера, экстремистских текстов она содержать никак не могла.

Пока не совсем ясно, как будет развиваться это дело, никаких точных прогнозов не может дать и адвокат Бученкова. А пока российские анархисты готовятся к единым действиям в поддержку политзаключённых анархистов и антифашистов.

Источник

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

3 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости