The New York Times подводит итоги уходящего года и вспоминает его самые важные события. Решение Европейского суда о неотъемлемости права человека на «цифровое забвение» сподвигло Джулиана Ассанжа написать колонку о том, что наша тревога о защите приватности бессмысленна до тех пор, пока интернет сам по себе является инструментом тоталитарной власти.
В своей колонке Ассанж обращается к эссе Джорджа Оруэлла 1945 года «Ты и атомная бомба», в котором предсказывается, что появление мощного и сложного в производстве супер-оружия должно полностью изменить геополитическую ситуацию на планете. Две или три наиболее богатые и развитые державы будут поддерживать во всем мире состояние «холодной войны» (Оруэлл первым вводит этот термин), при этом договорившись между собой никогда не прибегать к крайним мерам.
Состояние «мира, в котором нет мира» позволит им запугивать и угнетать собственное население, чье положение окажется еще более безнадежным, чем раньше. Но у обычных людей появится шанс для борьбы с государственной машиной, если в их руках окажется эффективное, «дешевое и простое» оружие. «Сложное оружие делает сильного еще сильнее, в то время как простое — если на него невозможно ответить — дает когти слабым».
Ссылаясь на Оруэлла, Ассанж проводит параллель с тоталитарной природой интернета и средствами борьбы за свободу в цифровом обществе. В данный момент мы сосредоточены на защите приватности пользователей, но Ассанж уверен, что проблема безопасности лежит намного глубже. В ответ на громкие скандалы, связанные с программами по слежке за гражданами, активисты требуют остановить злоупотребления, наказать виновных и переписать несколько законов, но, на самом деле, это ничего не изменит. Интернет изначально создавался заточенным под слежку, в этом были заинтересованны правительства и серьезные бизнес-структуры. На пути развития интернета возникала возможность свернуть с намеченного пути, но эта возможность каждый раз игнорировалась.
В отличие от государственных агентств, которые прослушивают международные линии связи, такие интернет-гиганты как Google или Facebook собирают данные о миллиардах людей, предлагая им взамен «бесплатные сервисы». Подобная бизнес-модель — промышленное уничтожение приватности, считает Ассанж.
В отличие от государственных агентств, которые прослушивают международные линии связи, такие интернет-гиганты как Google или Facebook собирают данные о миллиардах людей, предлагая им взамен «бесплатные сервисы».
Но мы не должны отворачиваться от интернета. Когда люди основали первые города, это позволило им объединяться в большие группы и быстро обмениваться идеями. Нечто подобное происходит и в нашу эпоху. Интернет позволил людям намного эффективнее общаться, приходить к консенсусу, заниматься самообразованием и координировать усилия для борьбы с узурпировавшими власть силами. Поэтому мы должны бороться за интернет.
И для этого у нас есть простое и демократическое оружие, о котором мечтал Оруэлл — криптография, математический метод, находящийся в основе биткоина и наиболее безопасных программ для коммуникации. Производство криптографии почти ничего не стоит — нужное программное обеспечение может быть написано на домашнем компьютере, его легко копировать и часто невозможно взломать.
Закат эпохи ядерного вооружения послужил окончанием холодной войны. Теперь логика многообразия в основе интернета — ключ к пониманию приближающейся войны за интеллектуальный центр нашей цивилизации, считает Ассанж.
Полностью прочитать колонку Джулиана Ассанжа о борьбе за свободу в цифровом обществе можно на сайте The New York Times.
Добавить комментарий