Бундесрат - государственный законодательный орган, состоящий из членов правительств, представляющих 16 земель Германии, одобрил 6 июля создание в стране единого перечня опасных неонацистов, передает Reuters. Таким образом, представители федеральных земель поддержали предложение министра внутренних дел Ханса-Петера Фридриха, сделанное после раскрытия ультраправой террористической группировки «Национал-социалистическое подполье» (NSU)[1]. Перепись неонацистов проведут по примеру уже существующего федерального списка вызывающих подозрения исламистов. В новый реестр должны войти данные о правых экстремистах и их связях, полученные полицией и спецслужбами на местном и федеральном уровнях. Как утверждает глава службы защиты конституции Хайнц Фромм, уходящий в отставку с августа, в реестр попадут приблизительно десять тысяч человек. В списке должны быть отражены также музыканты, играющие ультраправую музыку. Кроме того, предполагается, что в реестр будут внесены данные о владении оружием в среде неонацистов.
Ханс-Петер Фридрих высказал предложение о переписи неонацистов в связи с многочисленными ошибками в расследовании дела NSU. Группировка существовала в Германии с 1998 года и была раскрыта только в 2011 году. За это время она успела совершить десять убийств, несколько терактов и 14 ограблений банков. Отсутствие взаимодействия между полицией и спецслужбами на разных уровнях способствовало тому, что преступникам удавалось скрываться почти 13 лет. Власти надеются, что создание единого списка поможет расследованию подобных преступлений.
Напомним, в ноябре 2011 года в ФРГ раскрыта банда неонацистов, которые с конца 1990-х годов совершили по меньшей мере десять убийств, 14 ограблений и несколько терактов.
В основном, их жертвами становились турецкие иммигранты. Предположительно, группировку организовала в 1998 году Беата Цшепе (Beate Zschaepe), которой на тот момент было всего 23 года. Сейчас она находится под арестом. Двое ее сообщников покончили с собой, чтобы не сдаваться полиции. Еще одного подозреваемого удалось задержать.
36-летняя Беата Цшепе известна также как "поджигательница из Цвиккау". Она подозревается в организации и участии в террористической группировке "Национал-социалистическое подполье" (NSU), а также в поджоге. По просьбе федеральной прокуратуры судья Верховного суда ФРГ, который проводит предварительное следствие, выдал ордер на ее арест в воскресенье, 13 ноября. Об этом говорится в сообщении на сайте федеральной прокуратуры.
По данным гособвинения, Беата Цшепе вместе с Уве Мундлосом (Uwe Mundlos) и Уве Бенхардтом (Uwe Boehnhardt) организовала в 1998 году в Йене правоэкстремистскую группировку NSU. В 2007 году к ним присоединился Хольгер Г. (Holger G.), дело в отношении которого рассматривается отдельно. Задачей NSU была целенаправленная ликвидация иммигрантов.
Прокуратура приписывает им серию убийств турецких иммигрантов, которые традиционно работают в Германии торговцами дёнерами, за что дело получило в прессе название "Дёнерные убийства". В период с 2000 по 2006 годы члены группировки убили восьмерых немецких турков и одного грека в Нюрнберге, Гамбурге, Мюнхене, Ростоке, Дортмунде и Касселе. В 2007 году NSU, предположительно, организовала покушение на двух полицейских в Хайльбронне, одна из которых, Мишель Кизеветтер (Michele Kiesewetter), скончалась от полученных ранений.
Трио из Йены
36-летняя Беата Цшепе родилась в Йене. Безработная. Разорвала отношения с родителями. Сделала неонацистский вариант игры в монополию, в котором тюрьма была заменена концлагерем. 38-летний Уве Мундлос родился в Йене. Отец был профессором. В 2005 году его родители сообщили в полицию об исчезновении сына. Водил красный Ford Escort с номером J-AH 41, где AH - инициалы Адольфа Гитлера.
34-летний Уве Бенхардт был безработным. Был экспертом по оружию. В 1997 году его приговорили к двум годам и трем месяцам тюрьмы, в том числе за то, что он повесил на автомобильном мосту в Йене куклу со звездой Давида и надписью "Осторожно! Бомба".
Уве Мундлос и Уве Бенхардт были найдены 4 ноября 2011 года мертвыми в пригороде Айзенаха. В тот же день Беата Цшепе пыталась поджечь дом в Цвиккау, в котором они все вместе жили, чтобы избавиться от доказательств преступлений. Следствие предполагает, что она принимала непосредственное участие в убийствах и покушениях, совершенных NSU. С 9 ноября Беата находится под стражей.
Что касается самоубийства ее сообщников, то в прессе выдвигаются различные версии. По одной из них, Мундлос и Бенхардт попались во время неудачного ограбления банка. Они спрятались в машине в пригороде Айзенаха, но, услышав полицейские сирены и поняв, что им уже не удастся сбежать, в панике застрелились. По другой версии, внутри группировки были сильные разногласия. Не исключено и то, что самоубийство было рассчитано на публичный эффект. 13 ноября стало известно, что видеозаписи с признаниями в убийствах и других преступлениях попали в министерство внутренних дел Баварии и к партии "Левых" Саксонии-Анхальта
При обыске в квартире, где жили члены NSU, был найден пистолет, из которого были убиты иммигранты. Кроме того, на сайте прокуратуры утверждается, что нашлись и доказательства того, что преступления совершались из расовой ненависти.
Между тем 13 ноября в Ганновере был задержан 37-летний Хольгер Г. Он поддерживал тесные контакты с другими участниками NSU с конца 1990-х годов. В 2007 году он предоставил им свои водительские права, а в июле 2011 года отдал свой загранпаспорт. Кроме того, он неоднократно брал в аренду для NSU жилые фургоны. Один из таких фургонов использовался при покушении на полицейских в Хайльбронне, сообщает прокуратура. В нем нашли служебное оружие полицейских. Следователи выясняют, принимал ли Хольгер Г. непосредственное участие в акциях банды.
Признательное видео
Среди обломков обгоревшего дома в Цвиккау была найдена пленка, на которой Мундлос и Бенхардт рассказывают о совершенных преступлениях, воспринимая их едва ли не как подвиги. В ролике они называют себя "Национал-социалистическим подпольем", главным правилом которого является лозунг "Меньше слов, больше дела".
В видеоролике они берут на себя ответственность за взрыв бомбы, начиненной гвоздями, в Кельне в 2004 году. Бомба была взорвана на улице, населенной в основном турецкими иммигрантами. Тогда пострадали 22 человека. Сейчас следователи расследуют причастность группировки к взрывам в Берлине в марте 2002 года на еврейском кладбище, Дюссельдорфе на станции метро в 2000 году и Заарбрюкене в марте 1999 года на выставке, посвященной немецким военным во время Второй мировой войны. Кроме того, полиция подозревает, что группировка может иметь отношение к убийству продавца дёнеров в Дёбельне (Doebeln), которое произошло в начале ноября.
Также известно, что банда совершила 14 ограблений банков. По версии обвинения, Мундлос и Бенхардт одевались в парики, бейсболки, закрывали лица платками, вооружались и, угрожая охранникам, выносили крупные суммы. С места преступления они сбегали на велосипедах и ехали к жилому фургону, в котором их, судя по всему, за рулем ждала Беата Цшепе.
Правительство Германии уже решило поднять другие похожие убийства и преступления, которые были совершены с конца 1990-х годов и остались нераскрытыми. Не исключено, что количество преступлений NSU увеличится, сообщает Reuters. Беата Цшепе, по некоторым данным, готова пойти на сделку со следствием и дать показания по делу NSU, если ей будет гарантировано смягчение приговора.
В таком случае она может отделаться десятью годами лишения свободы. Пресса не исключает, что суд согласится на сделку, так как она может рассказать об остальных преступлениях банды и раскрыть других причастных к ним людей. Следователи уверены, что членов группы было больше, чем четыре человека, иначе они не смогли бы организовать такое количество преступлений.
Недоглядели
Все трое главных участников NSU еще в 1990-х годах входили в праворадикальную группировку "Тюрингское общество защиты родины", которая также совершала теракты. В частности, ее члены взорвали бомбу в чемодане с нарисованной на нем свастикой перед театром в Йене. В 1998 году следователи провели обыск в гараже Беаты Цшепе в Йене. Там они нашли четыре самодельные бомбы, тротил, огнестрельное оружие и неонацистские материалы. После обыска все трое скрылись и ушли в подполье. В 2003 году уголовное дело на них было приостановлено. К тому времени банда перебралась из Тюрингии в Саксонию, где обосновалась под вымышленными именами.
В 1990-х годах с Цшепе и ее сообщниками работал осведомитель тюрингской Службы защиты конституции Тино Брандт (Tino Brandt). Через него секретные службы пытались завербовать новых людей в среде правоэкстремистов. В 2001 году он был раскрыт.
Официально утверждается, что Служба по защите конституции не знала, где находятся члены группировки после 1998 года. Однако, по данным прессы, Беата Цшепе поддерживала контакты с осведомителями ведомства еще долгое время.
Не исключено, что именно эти связи помогли ей и ее сообщникам скрыться. При обыске в полусожженной квартире в Цвиккау были найдены документы, которые могут свидетельствовать о том, что банду покрывал кто-то из Службы защиты конституции (немецкий аналог ФСБ). Там были обнаружены "легальные нелегальные паспорта" - документы, которые обычно выдают тайным осведомителям, работающим на разведку, пояснил представитель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Хан-Петер Уль (Hans-Peter Uhl).
Добавить комментарий