
Издательство Эгалите пишет:
«В русских и французских тюрьмах» появилась на прилавках британских книжных магазинов в 1887-м году, всего через год после освобождения Петра Кропоткина из застенка Клерво. Книга сразу же привлекла внимание российской тайной полиции. В период правления Александра II Кропоткин был одним из участников тюремной реформы, провалившейся из-за косности бюрократического аппарата. Князь-анархист обладал значительным количеством информации, компрометирующей имперское правительство, что при росте его популярности в Европе не могло не вызывать тревогу.
Еще на стадии написания агенты российской полиции пытались помешать Кропоткину завершить свой проект. Некоторые главы книги были закончены исследователем в Лионской тюрьме. Администрация тюрьмы следовала инструкциям, полученным от французского правительства, находившегося в плотном контакте с российским, и делала все, чтобы ни одно слово «писанное мною против русского правительства не выходило из французской тюрьмы». Благодаря помощи тюремного врача и его жены, тайно вынесшей рукопись во время очередного осмотра заключенного, одну из наиболее опасных глав удалось отправить в Лондон и опубликовать.
Когда книга была опубликована, агентам царской охранки было поручено тайно скупать том за томом, чтобы как можно скорее уничтожить тираж. Но достичь этого не удалось. В конце концов, часть аргументов Кропоткина в пользу декарцерации и заботы о заключенных легла в основу реформы французской тюремной системы. В Великобритании «В русских и французских тюрьмах» не переиздавалась вплоть до 1970-х годов.
Представители государства постоянно убеждают нас в необходимости существования возглавляемого ими механизма контроля и управления. Когда в области культуры, экономики и политики государство не выдерживает критики, защитники статус-кво стараются вызвать чувство тревоги одним вопросом, нацеленным на подрыв социального доверия: «А что вы будете делать с преступниками?»
Настала пора разрушить этот последний бастион этатизма — карцеральную парадигму, делящую мир на «нормальных» законопослушных граждан и тех, кто представляет для них опасность. Тюремно-промышленный комплекс никогда не был средством восстановления справедливости. Но был и остается зоной изоляции, подавления и эксплуатации, питающейся нарушителями нормы закона, принятого правительством, независимо от того, насколько справедлив тот или иной закон.
В 1887 году вышла книга, опередившая биополитический и дискурсивный анализ тюрем, предпринятый Мишелем Фуко. Ее написал Петр Кропоткин, выполнив глубокую рефлексию над своим опытом работы над тюремной реформой в России, годами заключения в русских и французских тюрьмах и многочисленными полевыми наблюдениями, сделанными им как социальным антропологом, побывавшим по ту и другую сторону решетки.
«В русских и французских тюрьмах» — больше, чем литературный памятник. Это живое и актуальное научное исследование, совмещающее в себе дискурс-анализ, историческую хронику, антропологическую деконструкцию ключевых экономических, культурных и биополитических концепций, лежащих в основе тюремной системы. Книга Кропоткина — первая ласточка той исследовательской дисциплины, которая в 21 веке была названа «анархистской криминологией» и нашла свое применение в движении за упразднение тюрем. Это мартиролог поколению 1870-х годов, однажды решившему пожертвовать многим и бросить вызов тюрьме народов. И близость с которым переживается сейчас особенно остро.
Мы подготовили новое, иллюстрированное и откомментированное, издание этой книги. Мы считаем, что сейчас как никогда важно возобновить начатый Кропоткиным разговор и поддержать зажженное ей пламя.
Для того, чтобы книга вышла как можно скорее, мы вновь обращаемся к вам, наши дорогие читатели и читательницы. Печать тиража с красивыми закладками для удобного чтения обойдется нам в 200 000 рублей (2545 долларов). Мы традиционно дарим благодарности в книге и печатные копии за донаты от 1к.
Тинькофф: 5536914142542525 (Андрей Г.)
TBC: GE08TB7314245064400004 (Oleksandra Pushna)
PayPal
Книжный бот для тех, кто задонатил и хочет сообщить об этом редакции Эгалите.
Добавить комментарий