Сайт беларусской группы Прамень опубликовал текст, присланный одной из читательниц, с критикой пранков учителей различными онлайн-персонами в условиях диктатуры.
15 декабря на своем канале художник, акционист и анархист Владик Бохан выложил запись и свое мнение о недавнем эксперименте, который он провел с учителями истории в Беларуси. Представившись идеологом из Минобразования, Влад собрал конференцию в зуме, куда были приглашены историки из различных районных школ. По словам самого художника, целей у него было две: проверить, готовы ли учителя принять абсурдные поправки в историю Беларуси (русскомирского и антизападного плана), если это покажется правильным идеологам, а также увидеть реакцию учителей на его откровенно вызывающее и унижающее их поведение.
Результаты эксперимента и выводы Влада вы можете прочитать в его канале, здесь я не буду на этом останавливаться. Поскольку Влад называет себя анархистом, я давно слежу и симпатизирую его творчеству и деятельности, но его «эксперименты над маленькими людьми» уже давно заставляют меня кринжевать. В этой заметке я хотела бы объяснить почему и усомниться в том, что анархистам стоит заниматься такими «акциями» или восхвалять их.
Это не первый пранк Владика с учителями: он уже делал несколько рассылок российским и беларусским учителям, в которых требовал от них делать абсурдные фотографии в поддержку войны и властей и прочее. Акции были призваны продемонстрировать, насколько готовы унижаться учителя, чтобы угодить «неведомому человеку сверху», а также как далеко они готовы зайти в промывании голов детям по указке идеологов.
Уже на тот момент я словила странное чувство отвращения, но не к учителям, а к самой задумке. Заметила я и то, что большинство (если не все) исполнителей «заданий» были женщинами.
Это как будто логично, ведь в системе образования преобладают женщины. Но анархист в этом месте задастся вопросом — почему? А потому, что школа — один из важнейших институтов системы социального воспроизводства, а в патриархальном мире этот труд обычно возлагается на женщин. Такой труд еще и оплачивается ниже прочих — и это вторая причина, по которой на него соглашаются почти исключительно женщины. Третий аспект, который важно заметить — это то, что за пределами крупных городов, работы по месту жительства практически нет, поэтому люди (и в частности, женщины) соглашаются работать за микроденьги в школах, больницах, на уборке улиц, в магазинах. Потерять конкретное рабочее место в этих условиях равноценно исключение из рабочего «рынка» навсегда или как минимум надолго в самом поселке.
Поэтому первая причина, по которой я кринжую — это то, что Владик в типично маскулинной роли начальника, ведя себя так же или даже хуже, в запугивающей и категоричной манере обращается к женщинам, социализированным выполнять этот труд по социальному воспроизводству, получать за это гроши и всю жизнь огребать от тех, кого репрезентирует Владик, зная, что если они откажутся это делать, то потеряют работу если не в тот же день, то очень быстро. Я не понимаю, как можно с этого смеяться и считать это «розыгрышем», потешаясь с тупости и низкой самооценки «объектов пранка».
Но отвращение к последней акции вызвало не только это, но и бросающаяся в глаза схожесть формата пранка с «покаянными» видео от силовиков и пропагандистов. Вероятно, это было сделано намеренно, потому что в объяснении Владик пишет, что идея у него появилась после истории, когда на семинаре по безопасности в Варшаве неожиданно появился кгбшник, довольный тем, как ловко он обвел вокруг пальца «беглых».
Когда мы видим покаянные видео, никому не приходит в голову смеяться с того, как люди публично отказываются от своих взглядов, принудительно сообщают о своей сексуальной ориентации, восхваляют ОМОН и беларусский режим, сдают своих «подельников». Если в некоторых случаях такие видео записываются под пытками и избиениями, то в других не нужны даже прямые угрозы — запуганные репрессивной реальностью люди сами рисуют в своей голове возможные риски и спасают себя. Наверняка у силовиков похожие цели, как у Владика: проверить, будут ли люди делать абсурдные вещи и какая будет их реакция на унижения.
Вы можете возразить, мол, Владик все же не представляется мусором и не находится в комнате с учителями, подняв над их головой дубинку. Нет, но нужно понимать, что существуют разные формы насилия, в том числе системное, которому подвергается каждый житель Беларуси. Во многом системное насилие проявляется посредством экономического давления. Если ты понимаешь, что за буквально любой неудобный ответ начальнику последует увольнение, над тобой и дубинку не нужно поднимать. Именно из страха быть уволенными в 2020-м не вышли многие работники предприятий. Экономическая тревожность и страх перед нестабильностью — не пустой звук для многих людей в Беларуси. И это уже давно пора бы понять активным участникам протеста, ведь многие социологические исследования свидетельствуют о том, что протест был главным образом представлен средним классом.
Не понимать, как работает капитализм и экономическое угнетение — как минимум странно для анархиста.
Более того, не стоит думать, что запах репрессий ощущают только те, кто непосредственно под угрозой задержания. Их чувствуют все, о них если не говорит, то думает каждый. Даже лояльные учителя в школах, которые понимают, что если несогласие ранее могло закончиться просто потерей работы, то теперь оно может закончиться тюрьмой. Поэтому молчание учителей на видео Владика — это максимальная форма самозащиты, которую они могут себе позволить.
И к этому должны быть максимально чувствительны мы, те, кто уехал и не сталкивается напрямую с ежедневным ужасом. У нас тут свои ужасы и мигрантские проблемы, но это не идет ни в какое сравнение с жизнью в Беларуси.
Для меня этот звонок сродни тому, чтобы позвонить в тюрьму политзаключенным, представившись ГУБОПовцем, и предложить рассказать, как они себя чувствуют, а еще записать на камеру, как они шьют форму мусорам и военным и посмеяться с того, что они одевают своих угнетателей. Это как собрать на звонке квир-людей и сокрушаться, что они даже не могут публично признать свою сексуальную ориентацию. Странные — ведь гетеронормативность их угнетает каждый день!
У каждого в Беларуси есть свой полицейский с дубинкой: для оппозиции — это ГУБОП, для учителей — идеолог и директор, для детей — учитель и родители.
Еще одно возможное возражение состоит в том, что, мол, поделом этим учителям, они и в избирательных комиссиях участвовали, и детей готовы учить русскому миру и вообще всему — эти люди напрямую ответственны за репродукцию угнетения.
Это так. Но есть большая разница между теми, кто делал бы это с радостью и по собственной инициативе, и теми, кто делает это из-под палки, или потому что когда-то был воспитан такими же учителями — делай, что говорят, и не высовывайся. Не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что даже если бы большинство комиссий записали настоящие цифры в протоколах, Лукашенко бы не украл голоса и не подавил бы протест с такой же жестокостью.
Владик не звонит Азаренку или Бондаревой, он звонит людям на самом низу пирамиды, которые не имеют никакой власти.
Что нам доказывает этот звонок? Что люди в Беларуси запуганные до чертиков и готовы на любые унижения? Что власть и структурное насилие расчеловечивает людей? Это было понятно и без звонка. Это как пытаться доказать, что люди любят дышать и заниматься сексом.
Задача анархиста — не шеймить людей, которые потеряли себя в системе, находятся в страхе и не осознают угнетения, а поддерживать их на пути к эмансипации — и точно не через дополнительное унижение или доведение их угнетения до абсурда. Задача анархиста — думать о том, почему происходит то, что происходит, и в процессе политического анализа определять реальных функционеров власти и бить по ним. Потому что бить по тем, кого они угнетают — это делать за них их же работу. На выходе получаем еще более униженное и готовое на все существо.
Добавить комментарий