Свобода по-сапатистски: запуск маленькой школы

"Единственное, что необходимо для того чтобы поступить в маленькую школу - это желание слушать и доброе сердце." - Comunicado VOTÁN II. 

С 12 по 16 августа сапатисты открыли двери своих караколей, общин и сердец для 1630 учеников, поступивших в первый класс "эскуэлиты (маленькой школы): свобода по-сапатистски".

В эскуэлите нет обычных классных комнат, строгого расписания и учителей, передающих знания. Вместо этого школа основана на полном погружении в обучение при помощи ежедневных задач по созданию автономии. Здесь учат, как перемолоть зерно, прополоть лук, собрать дрова и постирать одежду в реке.

Все ученики эскуэлиты прошли через CIDECI, автономный образовательный центр на острове Сан-Кристобаль. Оттуда каждого ученика отправили в один из пяти караколей: Реалидад, Овентик, Морелия, Роберто Барриос и Гарруча, являющиеся центрами "Juntas de Buen Gobierno”, что, с натяжкой, можно перевести как Хунты Хорошего Правительства. 

Незадолго до этого, караколи праздновали десятилетие своего существования с большим представительством в каждом регионе. Эскуэлитам в этом праздновании исторической годовщины уделили особое место и отметили не только их открытие, но и значение, которое они оказали на создание автономного правительства.

Меня отправили в Роберто Бариос, расположенный на севере Чьяпаса недалеко от Паленке, развалин города Майя. После долгой поездки по косогорам и джунглям Чьяпаса к 10 часам вечера мы наконец-то прибыли на место. Мы надеялись, что нас, в лучшем случае, встретят несколько сапатистов и вместе мы отужинаем маисовыми лепешками с бобами. Но встретить нас собрались сотни сапатистов в своих фирменных балаклавах и красных банданах с узором "огурцы", которые говорили "Да здравствуют ученики и учителя эскуэлиты!" Все вместе мы спели гимн сапатистов и отведали вкуснейшего рагу. Многие ученики, в том числе и я, впервые получили возможность стоять плечом к плечу с повстанцами, вдохновлявшими нас на протяжении почти двух десятилетий. 



Отдохнув с дороги, все собрались вместе, чтобы узнать больше о процессах автономии. Каждому ученику дали скромное рекомендованное пожертвование в 100 песо ($8.50) и пакет с книгами и DVD. Книги назывались Автономное Правительство 1 и 2, Автономное Сопротивление и Участие Женщин в Автономном Правительстве.

Как и большинство проектов в жизни сапатистов, эти книги составляли коллективно из рассказов членов сообществ пяти регионов, каждый из которых управляется своим Караколем. Учителя, помогавшие составлять эти книги, ознакомили нас с их содержанием, пояснив работу трех уровней сапатистского правительства на местном, муниципальном и зональном уровне. Представителей правительства выбирают из всех сапатистских муниципальных округов сроком на три года. В хунте хорошего правительства чувствуется сильное желание гендерного равенства, хотя сапатисты и признают, что борьба в этом районе ещё продолжается и большинство представителей - мужчины.

В Роберто Барриос учитель, выступавший перед учениками заявил: "Законы плохого правительства здесь не действуют, они не могут проникнуть в наши общины. Наши правительства - это наша мечта. Их работа служит не нескольким людям, а тысячам."

Далее учитель объяснил, что у системы их правительства есть даже своя банковская и судебная система. И рассказал, как однажды поймали "поллеро", торговца мигрантами из Центральной Америки, проходившего через сапатистские общины на север. Его не посадили в тюрьму; вместо этого он работал пол года плотником вместе с сапатистами. Через пол года работы бывший торговец мигрантами отблагодарил сапатистов, сказав:" Это было не наказание, а большая помощь, так как я овладел ремеслом, которым могу пользоваться и впредь."

Свой банк сапатисты организовали так, чтобы, когда компаньеро или компаньера заболевает, они могли бы взять денег на медицинские расходы и выплатить их под очень низкий процент, а в случае смерти, семья не обязана возвращать деньги.

Хотя со сцены Караколя давали урок в официальном стиле, настоящие учителя эскуэлиты - это Вотаны. Каждый студент был прикреплен с своему Вотану или наставнику, который помогал на протяжении всего процесса обучения и переводил с цоцильского, тохолабальского, чольского и языка целтал на испанский.

Хотел бы отметить, что большинство Вотанов были моложе 25 лет, что означает, что родились они или выросли уже после восстания 94-го. "Другой мир", который мы мечтаем построить - это единственный мир, который они знают. Они дышат и живут автономией, проникшись духом коллективной организации, применяя данное им в сапатистских школах образование.

Каждый ученик жил в семьях из разных сапатистских сообществ в сопровождении своего Вотана. Некоторые общины, как многие бы сказали, были "утопичными" с солнечной энергией, компостными туалетами, большими сельскохозяйственными кооперативами и хорошо сконструированными домами. До одних сообществ можно было добраться по большой автомобильной дороге, а до других приходилось 4 часа идти через джунгли и переправляться через реки и там не было ни электричества ни водопровода, а только небольшие речки. Какие-то общины были исключительно сапатистскими, а в каких-то жили сапатисты и "партидисты", так они называют людей из гражданского общества, которые верят в систему политических партий и вооруженные формирования.

Грязная дорога до нашей общины, Команданте Авель , расположенной в муниципалитете Дигнидад (Достоинство), позволяла преодолевать лишь 1 км в час. Но в итоге она привела нас в цветущую зеленую долину с холмами, усеянными кукурузой. При входе в поселение мы прошли мясной кооператив, где все члены общины работают на земле и по очереди следят за коровами. За полем, где пасутся коровы, находится младшая школа, в которой все дети общины приобретают основные навыки и узнают о сапатистских принципах автономии.

Команданте Авель - это уникальная сапатистская община, живущая под постоянной угрозой нападения вооруженной группы с ироничным названием "Мир и Справедливость".

Хотя большинство учеников оставались со своими семьями, мы, 20 учеников, с Вотанами жили в одном здании в целях безопасности. Мобильная связь в этом районе не работает, но у сапатистов есть внутренняя система радиосвязи для непредвиденных ситуаций. 



Утро перед отправлением в поля. Мы пропололи луковое поле, собрали урожай юкки, сахарного тростника и кукурузы и набрали мандаринов и грейпфрутов. Мой Вотан Розарио объясняет мне:" вот так проходят наши дни, мы просыпаемся и идем в поле в поисках пропитания, чтобы собрать еды для семьи на день." К слову о "свежем", "местном", "сезонном" и "органическом" - у сапатистов есть это все и без специальных терминов. Еду в дровяной печи готовят из того, что собрали в этот же день с полей. Маисовые лепешки готовят каждый день. Сначала собирают кукурузу, очищают её от шелухи, перебирают зерна, вручную перемалывают, замешивают тесто и раскатывают.

На следующий день ученики, наставники и все члены общины отправились на поле, чтобы наточить мачете и вырубить бурьян. Очистить коровье поле вручную - непосильная задача для нескольких человек, но, когда рук много, работа спорится, а сапатистский дух сотрудничества помогает справиться даже с такими трудностями.

Фернандо, присоединившийся к нам из соседней сапатистского общины, в котором действует медовый кооператив, пояснил: "Наше сопротивление капиталистической системе основано на кооперативных проектах. Мы не просим помощи у государства. Эти кооперативы работают ради нашего освобождения и ради людей всего мира."

Эскуэлита стала реальностью только благодаря силе коллектива и плодам их совместного труда. К тому же никакой элитный фонд, НПО, баскское правительство или итальянская группа солидарности школу не финансировали. Все средства на запуск этого грандиозного проекта от всего сердца пожертвовали товарищи из кооперативов, которые собрали деньги на бензин более чем для 100 транспортных средств и еду, чтобы наполнить желудки участников.

За эти несколько дней бок о бок с сапатистами нам удалось получить некоторое представление о реалиях их жизни. По пути в наше сообщество мы остановились на военном КПП, подобные находятся на всей границе штата Чьяпас, и хотя нам задали только стандартные вопросы и продержали 15 минут, мы смогли узнать, каково жить повстанцам в очень милитаризованной зоне.

После запуска эскуэлиты Революционный Подпольный Комитет, командующий Сапатистской Армией Национального Освобождения, выпустил официальное сообщение, разоблачающее военные самолеты, летающие над территорией: "Вероятно, в услугу своим хозяевам мексиканские солдаты шпионят для правительства США или же непосредственно Северо-Американские самолеты шпионят напрямую. А может быть солдаты хотят увидеть, чему учат в сапатистских сообществах, на которые они так часто нападали, но не смогли уничтожить."

Затем мы посетили всеобщее собрание, где на родном чольском языке нам поведали историю общины. В официальном сообщении Субкоманданте Маркос объяснил, почему мы можем понять послание общины только через нашего Вотана.

" У вас безусловно останутся сомнения, правильно ли перевели ваш вопрос и получили ли вы тот ответ, который дал учитель. Но разве не это испытывает представитель коренного населения, когда в государственном суде ему предоставляют переводчика?"

Лидеры общины Команданте Авель рассказали о том, как 6 сентября 2012 года до зубов вооруженные военные приземлились на кукурузных полях и прогнали сапатистов. Одна женщина вспомнила, как им вместе с детьми на руках пришлось укрываться на ближайших косогорах. Вытеснив сапатистов с полей, которые они возделывали годами, военные лишили их доступа к урожаю и оставили детей без еды.

Красивейшая река течет рядом с общиной, но сапатисты не могут к ней подойти, вместо этого им приходится стирать одежду, мыть посуду и кукурузу в мутной воде небольшого озера или в ручье. Во время празднования последнего вечера в общине, для которого кооператив специально убил корову, мы обратили внимание на соседний холм, где военные водрузили ярко красный флаг. В последний раз, когда военные установили один флаг, за ним последовало ещё два и, как только появился третий, они напали на общину.

Хоть нам и помогали наши Вотаны, семьи и книги, некоторые вопросы все же остались и по возвращении в караколь мы задали их сапатистским старожилам. Ответы, в основном, состояли из сапатистских терминов и имен и не распространялись на более глубокие темы. Один ученик сделал мне замечание, "как можно критиковать их в их собственном доме", а другие удивлялись, "почему они не отвечают, случаются ли в общинах разводы и расставания или что будет, если сапатист захочет получить дополнительное образование вне общины."

Сапатисты уверили нас, что мы сами не смогли бы стать сапатистами и жить в их общинах, но, вероятно, большинство учеников и не собирались. Некоторых людей усердный ежедневный труд лишил иллюзий по поводу романтики жизни в сапатистской общине.

Но сапатисты никогда и не просили нас принять их образ жизни. А просили они стоять вместе с ними в их борьбе и "бороться там, где находишься и строить свои автономии, где можешь."

Источник

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости