В центре дизайна Artplay открылась выставка «Музей голландского протеста». Выставка посвящена протестному искусству Голландии 60–90-х годов и современности. На ней представлены в основном фото- и видеосъемки акций групп 1960-х и 1980-х годов и несколько работ современных голландских художников. Архив акций сквоттеров, анархистов и феминисток объединил Ян Гевер в своем видео «Этот город был нашим».
Чаще всего в нем появляются акции группы «Прово». Она была образована в 1965 году активистом Робертом Яспером Гротвельдом, основной ее целью было бороться ненасильственными методами с отсутствием жилья у молодых людей, плохой экологией и давлением на низшие слои общества со стороны государства. Известность «Прово» принесла акция по борьбе за доступное жилье, которую они устроили во время свадьбы принцессы Беатрикс и Клауса фон Амсберга Голландских с последующей коронацией. Во время свадьбы активисты закидали самодельными бомбами процессию с криками «Нет жилья — нет коронации!». Видео делится на две части: с одной стороны, новая королева клянется верно служить своему народу, а с другой — часть этого народа дерется с полицией.
Кроме видео деятельность анархистской группы фиксировал и журнал, издаваемый активистами (его перевели с голландского специально для выставки). «Начиная с 25 января 1967 года искусство — это исключительно предоставление информации эффективным способом»,— гласит надпись на одной из страниц журнала, и это, наверное, можно считать общим манифестом всех представленных на выставке голландских художников-анархистов. Сквот с телевизорами, показывающими передачи нелегальных телеканалов 80-х годов, восстановленный группой «Рабкор», как раз соответствует концепции группы «Прово». Посетители выставки могли уютно улечься на матрасе среди телевизоров и посмотреть видео с концертов и акций.
Еще одна организация, представленная на выставке — «Безумная мина» конца 60–70-х годов,— как будто специально пытается соответствовать всем стереотипам общества о феминистках. На черно-белых фотографиях одной из участниц группы Евы Беснио женщины сжигают лифчики, ходят с плакатами «Женщина решает. Хозяйка в собственном животе», пристают к мужчинам таким же образом, каким мужчины обычно пристают к женщинам, и всячески выступают против патриархальной морали. К феминистскому искусству обращается еще одна современная художница — Мелани Бонайо. Ее работа «Генитальная паника», на которой изображены люди с оголенным и раскрашенными краской гениталиями, отсылает к одноименной фотографии художницы-феминистки Валли Экспорт, на которой она демонстрирует раскрашенные интимные места.
В сравнении с активистами 60–80-х годов, которые боролись за весьма определенные вещи — права женщин, чистый воздух, доступное жилье, современные художники борются с более глобальными проблемами. Дарко Фритц в видео «Инструменты навигации для мигранта» расставляет по всему городу плакаты, которые должны были помочь мигрантам ориентироваться в городе, но оригинальным способом. Например, значок «дом» стоит на пустой лужайке. Константин Дюллант размышляет о давлении больших корпораций на людей на примере Google. Художник считает, что даже условия пользовательского соглашения подчиняют человека воле Большого Брата. В его видео на фоне строки поиска, изгибающейся то вверх, то вниз, приятным и немного гипнотизирующим женским голосом зачитываются условия пользовательского соглашения.
Александра Шестакова
Добавить комментарий