В Южной Африке шахтеры продолжают сопротивление, несмотря на соглашение, подписанное официозным профсоюзом NUM (Национальный профсоюз горняков) и администрацией компании "Лонмин", в понедельник на работу вышли 6%, а во вторник – 3% рабочих шахты Марикана. Стачка распространяется на другие шахты и предприятия. Скандирующие шахтеры, вооруженные мачете, битами и копьями, шли в понедельник маршем от одного разреза южноафриканской шахты компании "Лонмин" к другому, стремясь не пустить на работу тех немногих работников, которые пытались вернуться на работу после 4 недель забастовки. На одном из пунктов их 10-километрового маршрута один из бастующих ударил бичом человека, потребовавшего от них вернуться на работу. Тот пустился в бегство по лесистой местности, и десятки людей с мачете и битами погнались за ним. Спасли его только полицейские, впустившие убегавшего в свою машину.
Между тем, рабочие волнения распространяются по стране. Идет дикая стачка более 10 тысяч рабочих, остановивших работу западной секции золотодобывающей шахты KDC, принадлежащей компании "Голд филдс интернэшнл". (...) Забастовка началась в воскресенье ночью. Представители администрации встретились с бастующими, которые потребовали удалить профсоюзных шоп-стюардов из NUM и повысить зарплату до 12,5 тысяч рэндов.
Раннее в течение недели бастовали 12 тысяч рабочих восточной секции KDC, добиваясь удаления шоп-стюардов из NUM; их стачка завершилась 3 сентября.
На второй платиновой шахте Имплатс еще 15 тысяч рабочих требуют повышения зарплаты, но, по словам представителя Йохана Терона, пока продолжают работать.
По заявлению компании "Лонмин", лишь 6% из 28 тысяч шахтеров Мариканы вышли на работу в понедельник. Автобусы, развозящие шахтеров, отправились за ними, чтобы отвезти на работу, но им пришлось возвратиться пустыми. Сотни поющих и скандирующих шахтеров обходили один за другим разрезы Мариканы, выкрикивая антиправительственные лозунги и возлагавшие вину за полицейские убийства на президента ЮАР Джекоба Зуму. За ними наблюдали полицейские, вооруженные специальным снаряжением: одни на броневиках, другие – пешие.
Когда бастующие приблизились к разрезу Хосси, полиция стала эскортировать процессию автобусов и машин со штрейкбрехерами и грузовики со взрывчаткой. Бастующие пригрозили убить любого шахтера или менеджера, которые нарушат их призыв прекратить любые работы до тех пор, пока их месячная зарплата не будет повышена до 12,5 тысяч рэндов.
Фирма "Лонмин" надеялась, что на работу вернутся гораздо больше шахтеров после того, как на прошлой недели она подписала соглашение с тремя крупными профсоюзами. Но договоренность была отвергнута отколовшимся профсоюзом и бастующими, которые не состоят в профсоюзах. (...) Шахтеры заявляют, что они полны решимости не возвращаться на работу, пока их требования по зарплате не будут удовлетворены. (...) По утверждению NUM, бастующие в Марикане еще в воскресенье ходили по окрестностям и угрожали всем, кто захочет выйти на работу.
Переговоры между менеджерами шахты, профсоюзами и представителями бастующих, не желающих, чтобы их представлял любой профсоюз, были отложены на 24 часа, поскольку представители забастовщиков заявили, что не знали о встрече, сообщила представитель "Лонмин" Сью Вей. По ее словам, переговоры для разработки рамочного соглашения о зарплате, возможно, продлятся несколько дней. Однако Гидеон дю Плесси, генеральный секретарь профсоюза "Солидарность", объединяющего в основном белокожих шахтеров, сообщил, что бастующие разослали заявление, в котором подтвердили, что их позиция остается неизменной, и они не выйдут на работу, пока "Лонмин" не примет требования о повышении зарплаты.
В конце прошлой недели были похоронены последние из рабочих, убитых полицией в Марикане 16 августа. Похороны одного из них состоялись в Лесото, трех других – в ЮАР. "Дэйли диспетч" цитирует родственников, рассказавших, что один из умерших, Тембелаке Мати, был ранен и скрывался, опасаясь ареста, если придет в больницу для лечения. (...)
Министр труда ЮАР Милдред Олифант, выступая в парламенте, потребовала, чтобы рабочие Мариканы вернулись на работу. Она заявила, что шахтеры должны соблюдать подписанное соглашение. Однако ей пришлось признать, что рабочие отказываются это сделать.
В заявлении, распространенном во вторник, "Лонмин" сообщила, что на работу вышли всего 3% рабочих. "Лонмин осуждает продолжающееся запугивание и угрозы жизни и собственности. Никакой бизнес не может функционировать в обстановке, при которой на повестке дня находятся угрозы и запугивание. Продолжающиеся попытки меньшинства сохранить шахту закрытой путем угрозы насилия в настоящее время реально и серьезно угрожает рабочим местам", – пригрозила зарегистрированная в Лондоне компания.
Официальный профсоюз в роли штрейкбрехера
Компания "Лонмин" и официозный Национальный союз горняков (NUM) подписали соглашение с целью положить конец продолжающейся вот уже почти 4 недели забастовке на платиновой шахте "Марикана". Однако ключевые участники стачки отказались принять участие в урегулировании, подрывая попытки правительства добиться прекращения выступления, в ходе которого погибли уже 44 шахтера. "Мирное соглашение" было подписано несколькими профсоюзами и менеджментом "Лонмин". Подписавшие договорились положить конец насилию; шахтеры должны вернуться на работу в понедельник. По заявлению "Лонмин", как только производство возобновится, компания приступит к обсуждению требований рабочих о повышении зарплаты до 12,5 тысяч рэндов (1486 долларов) в месяц, что, по словам бастующих, в три раза превышает их нынешний заработок.
Однако представители участников "дикой" забастовки и Ассоциация профсоюза шахтеров и строителей (AMCU) не подписали соглашение. AMCU не объяснила мотивы отказа, заявив, что обсуждает вопрос в пятницу. Она объявляет себя новым голосом рабочих, независимым от политических групп и администрации компаний, что служит отражением критики со стороны рабочих в адрес официозного Национального союза горняков, который подписал соглашение в четверг.
Забастовка на Марикане началась 10 августа, когда 3000 бурильщиков бросили работу, потребовав повышения зарплаты. В течение нескольких дней в столкновениях между рабочими погибли 10 человек. Последующие массовые протесты закончились гибелью 34 человек, когда полиция открыла огонь по собравшейся толпе.
На этой неделе рабочие заявляли, что не намерены возвращаться на работу до тех пор, пока "Лонмин" не даст согласия на повышение зарплаты. (...) Фирма заявила в четверг, что по-прежнему "надеется" на то, что AMCU и представители бастующих подпишут соглашение и присоединятся к переговорам о зарплате. Эти переговоры должны стать дополнением к текущему двухлетнему соглашению о зарплате, срок которого истекает в 2013 году. (...)
В четверг, в день подписания соглашения, на шахту в Марикане вышли всего 2% рабочих. Сообщалось о широком запугивании тех, кто собирался пойти на работу. Производство на шахте третьего мирового производителя платины было по-прежнему остановлено. Наблюдатели считают, что события в Марикане свидетельствуют об изменении динамики в рабочем движении Южной Африки. Марикана - это "знак предупреждения... возможно, это бомба, которая начинает взрываться", - заявил Звелинзима Вави, генеральный секретарь крупнейшей профсоюзной федерации страны COSATU.
Тем временем, забастовки распространились на другие платиновые и золотодобывающие шахты. Холдинг "Импала Платинум" сообщил, что рабочие предъявили ему новые требования о повышения зарплаты сверх соглашения, заключенного после забастовки в феврале.
Добавить комментарий