"Футбол - это не только спорт, но и оружие революции" (Че Гевара). Думаю, что некоторые псевдообразованные люди презирают футбол. Часть так называемых левых "интеллектуалов" значительно путаются в собственных стереотипах, пытаясь понять атмосферу увлекательного мира футбола.
Футбол однако имеет совершенно другую историю, чем многие себе представляют...
История, которая показывает распространенный коллективный и повстанческий характер, связанный с бедными слоями и рабочим классом, сопротивлением и подрывной мыслью, выраженной даже сегодня в доступной форме.
История футбола тесно связана с политикой, различными сообществами и их постоянной борьбой. Рабочие железнодорожники создали в 19 веке Манчестер Ньютон Хит, предшественника Манчестер Юнайтед. Здесь в Греции в 1891 году в Патрах анархистами был основан клуб Панахаики с красно-черными цветами (прим. - создание клуба Панахаики анархистами является довольно спорным).
Даже если вам кажется это удивительным, настоящее и правильное направление спорту в первые годы его существования дали ему анархисты и рабочие-социалисты.
Давайте посмотрим историю футбола с самого начала...
Устойчиво как вид спорта футбол закрепился в Англии 19 века среди рабочего класса, который был обеспокоен и объединялся в борьбе за уменьшение рабочего времени. Позже английские торговые суда служили проводником не прекращающейся волны иммиграции в каждый уголок мира, особенно в порты Латинской Америки, которая в то время была источником сырья для Соединенного королевства. Тысячи европейских иммигрантов отправились туда в период Первой мировой войны, оставив позади бедность, войну, социальную изоляцию и преследования. Первой футбольной командой стал уругвайский Пеньяроль в 1891 году. Позже в Буэнос-Айресе итальянские социалисты основали знаменитый клуб Бока Хуниорс. В тоже время железнодорожники Аргентины, чье объединение имело логотип с серпом и молотом, создали клуб Феррокарриль Оэсте. Тогда же испанские анархисты, которые эмигрировали в Буэнос-Айрес в 1910 году создали клуб Чакарита с красно-черными цветами. В этот период в промышленном районе итальянские и испанские социалисты основали Индепендьенте, окрашенный в красный цвет.
Гражданская война в Испании длилась долго, многие футбольные матчи в Южной Америке проводились для финансовой помощи испанцам. В период диктатур в Латинской Америке у команд стали появляться фанатские группы, так проявлялась их оппозиционность к проамериканским кровожадным хунтам и насмешки в песнях и лозунгах над военным, а после матчей возникали чрезвычайно жестокие инциденты.
В 1967 году произошло убийство Эрнесто Че Гевары, насилие и массовые беспорядки вспыхнули в Буэнос-Айресе. Несколько матчей были остановлены армией и полицией, а фанаты Индепендьенте, Феррокарриль Оэсте, Бока Хуниорс и Чакарита кричали на трибунах "Че! Че!". В последующий период игроки и болельщики посредством символических действий на стадионе показывали свою солидарность с семьями пропавшими без вести и убитыми военными режимами. В дальнейшем итальянский Интер будет предлагать помощь сапатистскому автономному сообществу и сыграть с командой известного субкоманданте Маркоса. В тоже время немецкий Санкт-Паули сможет привлечь политизированные молодежные субкультуры (антифа, анархисты и левые). Санкт-Паули организовали программу помощи Кубе и нашли средства для обеспечения школ в стране чистой водой. В Италии есть также Ливорно, фанаты которого на протяжении всех матчей размахивают красными флагами. Кроме того в городе Ливорно была основана Итальянская коммунистическая партия.
После быстрого распространения по всему миру футбол стал коммерческим и интегрировался в капиталистическую систему как инструмент глобального рынка, но одна вещь не менялась и не изменится в его сущности как вида спорта: классовая принадлежность его любителей.
Футбол продолжает принадлежать трущобам и портам. Трибуны из простых людей будут продолжат кричать, когда мяч достигает своей цели, свистеть и выплескивать лозунги против копов, репрессий , органов правопорядка, средств слежения. "Есть что-то очень интересное в этом, параллельный социальный импульс, процесс брожения в этом потенциально повстанческом рассаднике" писал в своем дневнике норвежский анархист M. Sorripes. Кроме того, отношения между футбольными и повстанческими процессами всегда были многообразны и глобально оказывали основное влияние на угнетенный властью народ.
Организация этого вида спорта довольно проста: нужны мяч и коллектив 22 человека. Если учитывать это футбол по всему миру в полной мере был, есть и будет популярным видом спорта, многие миллионы долларов или евро были вложены в организацию официальных чемпионатов и кубков. Кроме тех, кто активно участвуя мечтает о победе на трибунах (а затем продолжает жить игрой за пределами стадиона) превосходят и будут превосходить тех, кто преклоняется у телевизора игрокам, которые нашли возможность получить высокооплачиваемый контракт. Футбол является "активной площадкой переговоров между жалкими индивидуалистскими требованиями и построением либертарного общества" как справедливо замечает канадский борец за свободу и философ Phus Ratt. Это "примирение индивидуальных проявлений через безусловное достижение коллективной победы. Абсолютная идеализация самостоятельной и дисциплинированной организации" - отмечает в письме к Эмме Гольдман ее лучший друг F. Heiram. И это верно, в футболе влияние коллектива помогает смягчить конфликтующие стороны. Игроки принимают участие в матче в той степени, чтобы индивидуальная инициатива и коллективные усилия слились в одно целое. Только в этом случае происходит преодолеваются эти два фактора. И это сочетание показывает путь преодоления социальной реальности. В своем эссе "Фантазия и история" анархистка турецкого происхождения и писатель Sakalv Lyoazak пытаясь проанализировать более подробно сущность спорта пишет: "В воображении футбол напоминает работу анархистской и либертарно структурированной, но очень хорошо организованной музыкальной группы". И эта простая истина заключается не в содержании коллективности, а в ее форме. Также точно коллектив, несмотря на не всегда положительное содержание, дает подъем индивидуализма и отрицание власти. При это футбол является, как отмечает анархофеминистка-интернационалистка Инэле "выражением бунта в любой момент и это мгновение может серьезно угрожать самой природе авторитарной власти". Правда это не вызывает ничего другого, кроме появления все более угнетаемого желания к коллективным действия. Футбол дарить атмосферу свободы, независимости и справедливости, в отличии от повседневного мира хаоса, репрессий, несправедливости и эксплуатации.
Вот почему ни одна другая среда не может так очаровывать свободную человеческую натуру...
А если часть "интеллигенции" продолжает утверждать, что футбол является "основой насилия и упускает классовые противоречия в пользу капитала и боссов", очевидно они не учитывают ничего, кроме атактических лозунгов услышанных с трибун. Не видят всеобщей экзальтации и ограничиваются только критикой такого насилия.
Футбол очаровывает людей, глубоко очаровывает революционной и творческой стороной, а не фактическим насилием. Вот почему люди отличаются от пласта интеллигенции.
За "проблемой" футбола скрывается красота совместных действий, истинного общения людей...
Статья фаната Омонии на форуме http://www.revleft.com
Добавить комментарий