Честно говоря, когда я туда шел, я и не ожидал большого количества участников, особенно помня последний «День Воли», да и все остальные оппозиционные мероприятия. Однако, «назвался груздем – полезай в кузовок», на ЧШ приходить нам просто жизненно необходимо, это единственный день в году, когда мы можем высказать свои политические взгляды и не убегать после этого сразу от мусоров.
Тщательно
Не будет также лишним сказать, что к этому ЧШ мы готовились очень тщательно. Короче говоря, ни к одному из предыдущих шляхов мы не готовились так активно, а оппозиция – так нулево. И это хорошо, что, не имея поддержки «извне», мы уже можем потягаться с ними в плане выпуска агитпродукции и привлечения людей в свои ряды. Собственно, придя на сам ЧШ, мы быстренько развернули черно-зеленые и черно-красные флаги на древках разной длины. Флагов было в сумме больше 20, так что смотрелось очень красиво. Став с растяжками и флагами, мы простояли так около часа, слушая, как бацает самба бэнд, и изредка заряжая.
Речи «официальных партийцев» со ступенек Академии наук мы практически не слушали. Нормально говорил там только один какой-то ликвидатор, он же затронул проблему АЭС. Как только мы появились и вплоть до самого конца шествия, на нас постоянно было направлено больше десяти камер. Конечно, большинство из них – гэбэшные шакалы. Я узнал как минимум одну особо борзую личность с прошлого ЧШ, который стоял и жевал жвачку с особо наглым видом. Палили нас нещадно. Хотя, собственно, что они хотели этим добиться? 90% наших людей были в масках. Из присутствующих на митинге организаций, в принципе, все как обычно: МФ-ОГП-«Маладая Беларусь»-БНФ. БУНТа я не заметил, наверное, у них сейчас существует только литовское отделение. Отдельной кучкой в 15-20 человек стоял «Правый альянс» - печальные лохи. Через полчаса после начала митинга, они свалили.
Положительно
В плане нашей организации хочется выделить два позитивнейших момента в
Постояв еще немного, мы спустились в переход. Это, я скажу, был один из самых эффектных моментов шествия. Полутьма. Эхо. Замкнутое пространство. Все это создало довольно магнетическую атмосферу. Гэбэшники со своими камерами и рациями бегали вокруг нас как ошпаренные. Мы спустились в переход, впереди несли баннер «Мы против ядерного реактора». Впереди идет самба бэнд и выстукивает ритм. Вся колонна хлопает в этот ритм. Было очень завораживающе. Перейдя на Октябрь, мы еще около 40 минут стояли там, ожидая, собственно, что будет дальше. Часть оппов пошла в направлении площади Якуба Коласа, но встретив через 50 метров от Октября ОМОН (как видно на фото, было около трех рядов), развернулась.
На «Октябре» у нас, собственно, произошла большая часть всякого угара. Гэбэшник, пытавшийся выведать, куда мы идем, второй гэбэшник, который спрашивал: «Кто у вас главный? Мы хотим его отвести в сторону и поговорить». Тетка, которая бегала с фотиком и просила ее сфоткать на фоне черно-красного флага, выкрикивая при этом «Анархия – мать порядка!». Ну и все такое.
Частично
В итоге, после долгих шатаний, мы приняли решение идти пока по Хмельницкого, а там будет видно. Выстроились на Хмельницкого, как обычно, в окружении гэбья. Тут вперед нас бегом побежали оппы во главе с Северинцем, поставив свою растяжку впереди нас. На Хмельницкого, можно сказать, была самая организованная часть шествия. Ввиду того, что улица прямая, мы смогли более-менее ровно построиться, частично осуществили сцепку. Через некоторое время решили обогнать оппозиционеров – было непонятно, чего они ждали. Наша попытка частично удалась и вылилась в лютую истерику св. Пабло Северинца, который орал, что впереди будет идти чернобыльская икона, а мы типа лохи. В ответ на это он был много и громко обложен х*ми, что выглядело очень потешно.
Дойдя до улицы Якуба Коласа, мы увидели цепочку ОМОНа со стороны центра. Потом к ней добавилась еще одна - со стороны Сурганова, в итоге, мы оказались почти что окружены. Некоторое время еще постояли, позаряжали всякого разного в адрес ОМОНа, после чего передали привет через мегафон студентам, которые палили нас из окон: пусть нам завидуют: мы здесь, а они – там. Кроме того, наш товарищ толкнул короткую и пламенную речь о том, что нам не нужны подачки власти в виде благодушного разрешения ходить на Бангалор, и что мы прошли столько, сколько посчитали нужным. Опять же, даже когда мы собрали атрибутику и двинулись на остановку, нас неусыпно пасли комитетчики. Была вероятность винтежа и провокаций (например, пи*дилок), поэтому мы старались держаться вместе и быть внимательными.
Но, видимо, на этот раз им не дали приказа.
«Чернобыльским шляхом» мы в этот день не ограничились. 40 человек удалось без палева собрать возле универмага «Беларусь», мы стояли с растяжкой и флагами, раздавали листовки, барабанили. Через пять минут пришлось уходить, так как за нами уже выехали. Жаль, конечно, что так недолго, но зато независимо и свободно.
Адекватно
Что можно сказать о развитии нашей политической жизни, оппозиции и Черном блоке на сегодняшний день? Вывод первый и самый главный: «Чернобыльский шлях», как и все оппозиционные шествия, умер. В этот раз на нем было, объективно, около 700-800 человек. Это полный провал для оппозиции, но не для нас, так как нас было даже немного больше, чем на прошлом ЧШ. Они – политические импотенты, которые ни на что сейчас не способны. В условиях «либерализации», когда налаживается товарооборот с Европой, а лозунги оппозиции остались теми же, что и 10 лет назад, они обречены на провал. Вывод второй: нам пора начинать от них дистанцироваться, если мы не хотим, чтобы они уволокли нас за собой в свою политическую могилу.
Обращаюсь к наиболее адекватным и вменяемым представителям оппозиционной молодежи: идите к нам! Сейчас – наше время! Мы единственные, кто последовательно и четко критикует строительство АЭС, отмену социальных гарантий, бюрократизм и ментовский беспредел – наиболее заметные язвы нашего общества. С ними – пойдете на дно. С нами – пробьете дорогу в будущее, которое вместе будем строить по своему усмотрению! Так что, баннер «Альтернатива ЕСТЬ», который был у нас на шляхе, можно трактовать еще и по-другому: альтернатива унылым митингам и партийным лидерам безусловно есть!
Микола А.