О теории и практике сопротивления «Большой Восьмерке». Разработка BuKo

Целая волна встреч по координации и планированию кампании, планированию лагерей и акций уже происходит. Больше года остается до встречи «Группы восьми» в Хайлигендамме на севере Германии, но неправительственные организации, координационные сети и группы леворадикального спектра уже начали свои действия на тему «Большой восьмерки». Эта тема, проходя сквозь все течения левого движения в Германии, несомненно, дает огромный потенциал для мобилизации. (1)

Очевидно большое желание протестовать и организоваться. Содержательные дискуссии и акции вокруг встречи «Большой восьмерки» могли бы, как это произошло в Сиэттле в 1999 г., в Генуе в 2001 г. и в других местах, стать динамичным «моментом кристаллизации» освободительных и прогрессивных движений.

Таким образом, у нас есть большие возможности, но также возникает и ряд вопросов:

- Как можно критиковать саммит восьми, не повторяя не совсем верную точку зрения о борьбе «плохой восьмерки против остального мира»? – такая перспектива сужает взгляды и уводит из поля зрения глобальные отношения и системный характер власти и господства, охватывающий всех людей.

- Как можно протестовать, не вписываясь в пиар-инсценировку саммита или даже - не усиливая ее?

- Как можно использовать предстоящую мобилизацию активистов для того, чтобы создать вместо одноразового и точечного усилия постоянные дееспособные структуры?

- Как мы можем в ходе этой мобилизации и показывать возможные альтернативы, и продвигать их реализацию?

Этот текст является промежуточным итогом дискуссии, идущей сейчас в рабочей группе по мировой экономике (ASWW) немецкой интернационалистской сети БУКО. Мы хотим внести свой вклад в выработку обоснованной критики «Большой восьмерки» как части и выражения глобальных властных взаимоотношений. Нам также важно, чтобы этот протест имел перспективу и после событий в Хайлигендамме, где намечен саммит Б8 в 2007 году, причем как в плане содержательной составляющей дискуссии, так и в плане развития активистских структур.

Ситуация сегодня

«Неолиберальный проект» приближается к кризису своей легитимности. (2) Обещание счастья и благополучия для всех, если только конкуренция и силы рынка смогут действовать неограниченно, каждый день посрамляется. Согласно неолиберальной теории, какие-то крохи дойдут до самых низов, только в том случае, если будет достаточным экономический рост. Однако даже эти крохи – в терминологии влавластей «трикл даун» (капля вниз) – имеют привкус эксплуатации и нищеты, войны и милитаризации, разрушения окружающей среды, расизма и патриархата, массовых увольнений при сохранении сверхприбылей предприятий, повышенного риска в случае заболевания или в старости как последствия "реформ" системы социального страхования.

Неолиберально-имперская модель сопровождается лозунгами о необходимости терпения и выдержки, ростом принуждения и насилия, а также открытым цинизмом. «Невидимая рука рынка» все чаще нуждается в кулаке государства и силовых структур. (3)

Все больше людей говорят «Ya basta!» («Хватит!») такой модели. Критика либеральной демократии (4) и капиталистического мирового рынка, критика репрессивного ответа со стороны стоящих у власти, критика растущей маргинализации все большего числа людей распространяется и растет. Поиск альтернатив давно начался - у нас в Германии он пока еще не очень динамичен, но в других странах мы это ясно видим. Этот поиск не единообразен, а противоречив и сложен.

В нынешнюю эпоху, в которую экономические кризисы случаются все чаще и оказываются все менее предвидимыми и поддающимися учету, власти ощущают угрозу своим интересам. Поэтому в истэблишменте стремятся к новой направленности неолиберально-имперского проекта, чтобы сделать глобальный капитализм более эффективным и возобновить его легитимность.

При этом, хотя легитимность этого проекта и уменьшается, пока (еще) не наступил его кризис, но продолжает доминировать политика государств, причем не только в капиталистических метрополиях. С существующим положением вещей чаще всего мирятся, хоть и ропщут, а еще и активно участвуют в его создании. Доверие к политическим и экономическим руководителям еще не в корне подорвано. В Германии критика существующего строя проявляется менее организовано и прогрессивно, а скорее расплывчато и в духе стремления к авторитарному социальному государству. В худшем случае она приобретает праворадикальный облик. «В этом смысле мы сталкиваемся с разрывом между экстремальным ускорением перемен с одной стороны, и слабо развитыми началами социального движения» (Martin Dieckmann, ak 498).

В этом контексте надо рассматривать встречи лидеров правительств политически и экономически самых мощных стран, а также протесты против них. Здесь столкнутся друг с другом кардинально различные представления о формировании общественного строя. Ясно показать эти различия, ослабить доминирующую точку зрения и усилить прогрессивные перспективы - это будет одной из целей протестов.

Что делать? Делегитимация Б8 и далее

Во-первых, центральной целью интернационалистских левых, по нашему мнению, должна быть только делегитимация Б8. Во-вторых, мы предлагаем, чтобы в рамках подготовки встречи Б8 в Германии разные прогрессивные течения со своими различными вопросами начали общаться, обмениваться мнениями и искать подходы к проблемам, которые могут вызвать понимание у широкой общественности. В-третьих, наш протест не должен ограничиваться только содержательным анализом, а также должен предоставить возможности развития и воплощения в жизнь альтернатив. В-четвертых, мы должны будем реагировать на стратегии правительств и доминирующих СМИ, которые часто стараются делить протесты на «хорошие» и «плохие» и таким образом вызывать разделение протестного движения.

Делегитимировать

Б8 не легитимна по двум причинам. Во-первых, если посмотреть на последствия проводимой ею политики, которые являются катастрофическими для многих людей, во-вторых, если сравнить группы людей, участвующих в принятии решений Б8 и людей, которых они касаются, станет очевидно их несовпадение. Б8 не выполняет даже свои собственные стандарты либеральной демократии (8). Восемь правительств сами уполномочили себя принимать решения, символические и материальные последствия которых сказываются во всем мире. Конечно, главы правительств Б8 в рамках своих национальных государств владеют формальной легитимностью. Но фактически они действуют в рамках властных взаимоотношений, где только те общественные интересы могут воплощаться в действие, которые соответствуют доминирующими определениям того, что вообще является проблемой. (9)

Более того, в случае Путина даже формально-демократическая легитимация стоит под вопросом. А в так называемых западных демократиях политическая власть все больше избавляется от либерально-демократических декораций, приобретает авторитарные черты и таким образом создает самой себе проблему легитимности по собственным стандартам.

Нелегитимность или призыв к делигитимации могут быть сильными лозунгами. Это доказывают, в частности, формы конфликта и мобилизации во время кризиса в Аргентине. Лозунг «Que se vayan todos!» («Пусть они все убираются вон!») олицетворил стратегию делегитимации, т.е. он выразил ее в простом и понятном требовании, которое сумело оказать мобилизирующее действие.

Делегитимация включает в себя три принципиальных элемента: во-первых, она отказывает правительствам в праве принятия решений в такой форме и такого содержания, как это происходит, потому что те, кто должен съесть эту кашу, не участвовал в ее приготовлении (первый элемент: «У вас нет права!»). Во-вторых, она указывает ясно на то, что социальные возможности организовать жизнь вне принуждения к бессмысленному труду существуют, но не реализуются, а целенаправленно отрицаются (элемент второй: «Всем всего хватает!») (10) В-третьих, она указывает на уже практикуемые либо выработанные альтернативы самоопределяемой и солидарной совместной жизни и заявляет о возможности их общей реализации (элемент третий: «Мы сможем это лучше!»).

Вызов состоит в том, что эта критика не только должна касаться Б8, но должна быть применена к социальным конфликтам в разных сферах и контекстах и в них показать радикально демократические альтернативы. Не только Б8 как одно из проявлений глобальной системы власти должна потерять свою легитимность, а все формы и определения политики, принятия решений и социальных структур, которые лежат в ее основе. Попытки изменений к лучшему обязательно должны выступить против капиталистического и патриархального государства и международных политических учреждений, против преобладающих представлений о политике и якобы естественных взаимоотношениях, а также против тех иерархий, которые тянутся сквозь общества в отношении происхождения, пола, класса и общепринятых представлений о том, что является «нормальным».

Обострять и делать видимым

Прогрессивные силы могут использовать подготовку к встрече Б8 для того, чтобы разные общественные и политические течения больше ссылались друг на друга и искали совместных подходов к действию: группы, занимающиеся социально-политическими проблемами и инициативы безработных, профсоюзные левые, феминистки, организации самих мигрантов и мигранток, антирасистские и антифашистские группы, экологическое движение, учащиеся, движение против войны и движение за иную глобализацию.

Разные формы борьбы в разных сферах имеют свои различные логики: сопротивление против репрессивной политики в отношении миграции строится по-другому, нежели выстраивание контр-власти на заводах, политика против фашистских структур отличается от протестов против пакета законов «Харц 4» и т.д. (11) Мобилизация против встречи Б8 в Хайлигендамме потребует открытого подхода к различиям и противоречиям, она может стать экспериментом по совместному сосредоточению усилий на определенных темах.

Возможный широкий консенсус мог бы включать в себя следующее:

- Мы требуем роспуска группы восьми, а не ее расширения путем включения каких-то других стран

- Мы отказываемся от диалога с правительствами, координирующими в рамках Б8 их глобально доминирующие интересы. Таким образом, мы не подвергаемся опасности придать этому явлению дополнительной легитимности через «конструктивную критику». (12)

- Мы видим, что многие люди в метрополиях (развитых странах) либо пассивны и покорно смирились с существующим строем, либо даже активно его поддерживают - поэтому простое разделение на «нас здесь внизу, их там наверху» неверно отражает ситуацию. Нам нужны убеждающие аргументы, и мы должны открыто реагировать на заинтересованных новых людей, а также СМИ. Задача состоит в том, чтобы формулировать радикальные критику и требования, и одновременно выйти за рамки круга тех, кто уже итак в них убежден.

- Наша критика оправдана, даже если у нас нет целостной контр-модели. У нас ее нет, и мы ее даже не хотим. Иной мир нельзя планировать и осуществлять авторитарным путем, он должен возникать как совместный процесс учебы, через обмен опытом и при участии всех.

- Также протесты должны включить в себя поддержку невидимых, лишенных голоса и маргинальных людей здесь и во всем мире - с тем, чтобы их увидели и услышали, и чтобы их критика и их альтернативы могли быть сформулированы. Это значит, что некоторые темы должны систематически подниматься и преподноситься общественности: например, миграция и жизненная ситуация тех людей, которые приезжают из других стран в Западную Европу, ситуация тех, кто живет за пределами «нормального общества», «без голоса и лица», а также условия жизни в так называемых периферийных обществах. (13) Эти темы должны быть увязаны с политикой в рамках Б8, с долгами бедных стран и конкуренцией на мировых рынках, но также и со здешними образами и обычаями производства и потребления.

- В конце концов, возможно, удастся найти такие лозунги, в которых будут выражаться линии противостояния, актуальные на сегодняшний момент, и темы, через которые они получают совместную перспективу. Приобретенный сапатистами лозунг «Ya basta!» («Хватит!») или лозунг «Иной мир возможен» выполняют эту функцию.

Альтернативы, воплощенные в жизнь

Глобальный протест не должен ограничиваться содержательной критикой, но должен быть творческим процессом. Речь идет о «спрашивающем (вопрошающем) движении вперед» («pregutando caminamos», как говорят сапатисты) в сторону тактики сопротивления в повседневной жизни, создания и реализации альтернатив в своей собственной жизни. Мобилизация против Б8 должна быть частью различных форм практического социального протеста во всей его противоречивости.

Осознание этих противоречий через критический анализ собственного движения, также как сознательная реализация альтернативных форм организации общественных институтов и собственной жизни, может открывать пути выхода из противоречий. Этот процесс должен с самого начала перешагнуть тематические, общественные, национальные границы. Движение «Диссент» может служить примером: Перед саммитом 2005 года в Шотландии удалось организовать мобилизацию во всей Европе, направленность и структуры которой сейчас могут служить основой мобилизации против саммитов в России и Германии.

Предотвратить разделение

Мы должны быть готовы к трем возможным сценариям. Во-первых, власти будут пытаться делегитимировать протест. Руководители государств представляют себя как морально просвещенных, реалистичных политиков и объявляют нас фантазерами.

Во-вторых, как показывает опыт предыдущих протестов, будут попытки разделить движение. При проведении саммитов прошлых лет уже пытались замалчивать критические голоса путем стратегией поглощения (завладения). Такие события как «Live Aid» (фестиваль под социальными лозунгами) и кампания «Make poverty history» («Сделайте нищету прошлым»), которые сопровождали саммит Б8 в шотландском местечке Глениглс, успешно канализировали протест и представляли Б8 как легитимного адресата требований «более справедливой глобализации». «Критиков глобализации, готовых к диалогу» выслушивают, либо даже дают им открытый форум, где они могут озвучивать свои просьбы – как, например, на глобальном экономическом саммите в Давосе. Официальные лица издевательски называли этот форум «сценарием детского сада». Других протестующих дискредитируют как «готовых к применению насилия». Насколько успешно будет проходить мобилизация против саммита 2007 года, будет зависеть в том числе и от того, насколько нам удастся не реагировать на такие попытки разделения движения и инициаторов разборок внутри него, но усилить и радикализировать всю провозглашаемую нами критику.

В-третьих, существует вероятность, что против протестов или, по крайней мере, определенных форм протестов будут приняты репрессивные меры. Поэтому важно, чтобы уже сегодня готовились кампании против такого рода репрессий, а также чтобы мы перетянули население на свою сторону.

Чтобы противодействовать стратегиям власти, нам нужны конструктивные дискуссии. Поскольку такие дискуссии требуют времени, мы не должны, как это часто случается у нас, «левых» (14), под давлением срочности действия отказаться от прояснения позиций и конструктивных споров. Наоборот, мы должны их использовать, чтобы осознавать динамику протеста, чтобы таким образом его лучше понять и быть готовыми к действию.

Взгляд вперед

Успех протестов, с одной стороны, будет зависеть от того, насколько удастся, не только в плане дискуссий, но также в отношении создания структур, пойти дальше, чем это было до саммита. В прошлом было приобретено много опыта. Мы должны критично и конструктивно опираться на этот опыт - вместо «изобретения велосипеда» заново для каждого такого случая. Нашей целью должны быть создание долгосрочных и логичных структур, которые могут связать локальные задачи с глобальными сражениями, координировать и усиливать социальный протест. Но это также означает не надеяться на один «большой шаг вперед», но рассматривать эту мобилизацию как открытый процесс, в рамках которого уже сейчас могут реализоваться альтернативы.

Мобилизация против саммитов Б8 уже многого достигла: опыт показывает, что тогда, когда существующий строй критикуют аргументировано и творчески и, таким образом, делегитимируют его; т.е. когда разные акции и мероприятия против саммита получают широкий отклик; когда радикально прогрессивные перспективы, т.е. антиимперские и критические по отношению к капитализму, антирасистские, феминистские и радикально-экологические позиции в рамках и за рамками движения протеста усиливаются; когда правые не успели довести свою «критику» до людей; когда больше людей набираются готовности противодействовать в своей ежедневной жизни шаблонам экономического либерализма и репрессий; когда солидарные формы политического, социального, культурного и экономического взаимодействия усиливаются и заново развиваются; в конце концов, когда прогрессивные левые силы становятся сильнее и тем более критично, но солидарно взаимодействуют, признают различные взгляды и опыт, тогда мы сможем построить справедливый и свободный, мирный и устойчивый строй общества.

Группа «ASWW» (Рабочая группа по мировой экономике немецкой интернационалистской сети «БуКо»)

Этим текстом группа «ASWW» приглашает к дискуссии. Вы можете писать нам на электронный адрес: asww@buko.info.

Дополнительную информацию см. на www.buko.info.

Перевод и редактура: alice & http://ru.indymedia.org

Примечания

1. Термины «левые» и «правые» применяются в Германии и России не совсем однозначно. В этом тексте под левыми имеются в виду все политические течения, нацеленные на более справедливый социальный строй, осуществление принципиального равенства между всеми людьми, несмотря на их этническую либо национальную принадлежность, пол, веру, и т.д. Среди левых существуют безусловно большие различия в стратегиях, как этих целей можно добиться. Под «правыми» позициями текст подразумевает всякие проявления национализма, расизма, сексизма и веры в социальное неравенство, более широко – все проявления идеологий, оправдывающих дискриминацию и неравенство между людьми - Прим. переводчиков.

2. Группа ASWW строит свой анализ на работах последователей Антонио Грамши, недогматического идеолога итальянских коммунистов 1920 годов, и использует весьма специфичную терминологию. В этом понимании «неолиберальный проект» - это совокупность идеологического и практического продвижения неолиберализма, т.е. идеи полной экономической рыночной либерализации и гарантии государством этого экономического строя (при этом отнюдь не исключая политически авторитарных или репрессивных режимов). При этом речь идет не только о практическом осуществлении его принципов (снижение социальных гарантий, ослабление коллективной защиты людей, регулирование экономики исключительно через рыночные механизмы, либерализация внешней и внутренней торговли, создание таких структур как ВТО для контроля либерального рыночного регламента), но также об убеждении людей в том, что такой строй - нормальный и естественный (завоевать легитимность, строить гегемонию, - см. прим. 5). «Неолиберальный проект» - это не деяние, не плод какого-либо заговора, но политико-идеологическое течение, представители которого достаточно целенаправленно, в течение многих десятилетий, добивались общественного признания и влиятельных позиций (как это делают любые политические и общественные движения). Его успех тесно связан с процессами развития капиталистической экономики, которые такую политику сделали привлекательной для влиятельных групп капитала. - Прим. переводчиков.

3. «Невидимая рука рынка» по теории Адама Смита, главного либерального теоретика XVIII-XIX веков, координирует экономическую деятельность независимых друг от друга, а также от центра, субъектов экономики - прим. переводчиков.

4. В этом тексте либеральной демократии противопоставляется не авторитарная или централистская модель принятия решений, но радикальная, базовая демократия. - Прим. переводчиков.

5. "Гегемония" в понимании Грамши - это комбинация согласия и принуждения для того, чтобы люди смирились с существующим строем. Все политические движения стремятся к завоеванию гегемонии своих взглядов. - Прим. переводчиков.

6. Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 24 развитых страны мира. - Прим. переводчиков.

7. Говоря упрощенно, имеется в виду, что Б8 делает вид, что она заинтересована в решении неких "общих проблем", при этом умалчивая о различии в интересах разных людей при решении этих вопросов. Ведь эти проблемы стоят очень по-разному для разных людей и разных слоев населения, и по сути не должны и не могут решаться каким-либо "начальством". - Прим. переводчиков.

8. В странах большой восьмерки проживают чуть больше 1 миллиарда людей при населении мира больше 6 миллиардов. - Прим. переводчиков.

9. Имеется в виду, что некоторые проблемы там совсем не обсуждаются, потому что доминирующие течения не воспринимают их как проблемы. - Прим. переводчиков.

10. Это примечание надо понимать в отношении дискуссий о реформах системы пособий по безработице в Германии в 2005 г.: в ситуации, когда не хватает пяти миллионов рабочих мест, людей, отказывающихся от выполнения бессмысленных низкооплачиваемых квази-работ, наказывают лишением пособия. Подразумевается, что это чистые меры для контроля населения и принуждения людей работать на предприятиях по более низким ставкам. - Прим. переводчиков.

11. Название немецкой реформы системы пособий по безработице, ухудшающей положение безработных и социально необеспеченных категорий населения и начавшей действовать в 2005 г., см. примечание 10. - Прим. переводчиков.

12. Имеется в виду, если мы обсуждаем с этой группой их конкретные действия, то мы уже признаем ее право действовать от имени всех и признаем ее полномочия. Так как этих полномочий у них нет, то и нет смысла с ними обсуждать, что им делать. - Прим. переводчиков.

13. Этот термин предпочитают термину «неразвитые страны», потому что последний подразумевает логичный путь развития в сторону «развитых» стран. Однако если мы понимаем, что проблемы периферийных стран вызваны глобальной системой (в которой в разном положении находятся «центральные, метропольные» страны и « периферийные»), то их путь развития не может и не должен повторить путь метрополий. - Прим. переводчиков.

14. Имеются в виду левые группы и инициативы, не ориентированные на партийные структуры или другие долгосрочные организации с жесткой структурой, а гибко переформирующиеся в связи с актуальными темами и вызовами. - Прим. переводчиков.

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости