«Либком 2011» – закулисье: Записки либертарного завхоза

Здесь речь пойдет о том, что происходило после 52 секунд рекламного видео-ролика «Либкома». В лагере было много отдельных положительных моментов, но анализировать нужно весь проект. Бессмысленно из года в год проводить мероприятия и не учиться на своих ошибках. Этот развернутый отчет об ошибках и недостатках, поэтому вам может показаться, что все мероприятие было полным провалом. Нет. Недостатки описываются с той целью, чтобы в следующий раз у нас все получилось еще лучше. У самих организаторов «Либкома 2011» не стояла задача кому-то что-то доказать, заинтересовать и завербовать, цель была достаточно банальной — получение навыков организации подобных мероприятий на основе анархических принципов.

«Либком 2011» сильно отличался от «Либкома 2010». Определение данного мероприятия трудно сформулировать: форум, фестиваль контркультуры, шабаш, спортивный слет или еще что-нибудь. Но автор остановится на варианте лагерь «Либком 2011». Такая форма проведения мероприятия демонстрирует наш уровень самоорганизации, и это главное. Не наш уровень дискуссий, а именно нашу социальную способность к самоорганизации.

Стоит понимать, что если мы не можем обустроить быт лагеря так, чтобы было время нам всем между собой дискутировать, то это и есть насущная проблема анархического движения. Мы можем спорить и дискутировать из года в год, но это не продвинет движение вперед. Формат лагерей необходим, чтобы мы учились между собой взаимодействовать и самоорганизовываться без разделения труда и функционерства.

Организовывая мероприятие без посторонней помощи (и финансовой тоже), можно оценить, на каком мы уровне самообеспечения. Это хороший пример, воплощающий «ортодоксальный» анархический принцип преимущества коллективной деятельности. Чем меньше зависим от «третьих лиц», а больше от своих желаний, тем больше свободы действиям и дискуссиям.

Спортивная часть, это была в новинку, но важной и необходимой. Все же одно дело дискуссии, но мы не сможем бить противника диссертациями. Так что объединение в лагере физической и умственной деятельности было важным в преодолении разделения труда. Только спортивная часть и дискуссии не должны идти параллельно. Также стоит, мне кажется, спортивные мероприятия проводить как соревновательные, а не тренировочные.

Слеты необходимы разных форматов и в разное время, чтобы налаживать взаимные контакты, обмениваться мнениями или просто подпитываться зарядом социальной борьбы от тех, кто не отчаивается изо дня в день сражаться. Конечно, можно ездить по городам и налаживать дружеские отношения, но намного рациональней съезжаться периодически в одном месте.

Достоинством мероприятия было то, что в организационный коллектив мог войти любой, чья деятельность не противоречит анархическим принципам. Любой мог оказать посильную помощь, даже приехать заранее и помогать в разворачивании лагеря, так как людей для подготовки катастрофически не хватало.

Были предоставлены большие возможности для самостоятельного регулирования дискуссий, участники сами определяли их продолжительность, в зависимости от интереса к теме. Самостоятельность некоторым людям не нравилась, ведь все предыдущие анархо-мероприятия до этого регулировались и контролировались организаторами от и до. В этот раз некоторые темы организаторам казались неприоритетными, но на деле получилось, что большинству людей именно они и были важны.

Недостатком является отношение к организаторам. Их воспринимали как менеджеров, которые должны удовлетворить потребности участников или ими управлять. Организаторы — это временный коллектив, задача которого создать все условия для функционирования мероприятия. То есть они обеспечивают безопасность, продукты питания, прочие расходный материал, но сам лагерь должен функционировать на основе самоорганизации участников. Человек должен помогать налаживать быт и стараться сделать его лучше там, где он считает необходимым или исправить причину дискомфорта.

Никому не мешали ставить палатки там, где была возвышенность и сухая земля, а не на низменности возле пруда. Никто не воспротивился бы, если бы обустроили нормально туалет, положили бревна, сделали настил. И так далее. Большинство вещей, которые считают за косяк организаторов, на деле просто результат безынициативности людей.

Но у организаторов, конечно, тоже были ошибки. Всем, кто проводит подобные мероприятия, нужно понимать – оно должно подготавливаться не менее полугода. Всё должно быть точно и определенно. И тут в действительности всем большие извинения за то, что заранее не был разведан альтернативный маршрут от железнодорожной станции до места назначения. Тут надо было честно говорить, сколько идти и сколько будет перевалов. Но то, что до лагеря альтернативный маршрут составил три часа — это не проблема, а спортивная часть. ;-) Зато после такого марш-броска у людей отбилось желание шляться в город за алкоголем или еще за чем, подрывая безопасность и подставляя лагерь под угрозу срыва, а ведь виноватыми были бы тогда организаторы.

Была проблема с подвозом продуктов питания и необходимых вещей. И тут очередные извинения перед теми, кто нес продукты на своих плечах. С автомобилями на выходные дни не получилось, так что альтернативный вариант можно было продумать с использованием велосипедов: два-три велосипедиста перевезли бы всё в несколько заходов, не вызвав подозрения у жителей. Была и нехватка некоторых вещей, например, тентов и топоров. Погода была благосклонна к анархическому мероприятию, тем самым все прошло благополучно.

Участие

Стоит понимать, что ниже речь пойдет не о конкретных людях, а о наших взаимоотношениях. И все же те, кто не принял участие, пропустили мероприятие года, а те, кто приехал, приобрели намного больше опыта и представлений о насущных проблемах самоорганизации. Продолжу критиковать.

Первое — безответственность участников. Анкеты собираются не ради любви к бюрократизму или пересчету, а для того, чтобы иметь конкретное преставление, какими финансами мы будем обладать и на скольких людей закупать продукты, и как организовать безопасное мероприятие и так далее. То есть нужно подходить ответственно. С другой стороны, если участник заполнил анкету и не смог приехать, мог бы за день-два предупредить организаторов. Продукты были закуплены на столько людей, сколько заполнили анкеты, в результате продуктов было больше, чем необходимо. Половина взносов была потрачена на еду. Если бы заранее уведомили о том, что не приедут, то организаторы могли бы приобрести пару тентов, а не столько еды.

Второе — отсутствие самоорганизации. Все оставалось в рамках «организаторы устроят дискуссию, покормят и спать уложат». Вот вам и маленькое зачаточное государство. Причина в том, что многие стремились переложить функционирование лагеря на организаторов. То есть они предоставили другим людям распоряжаться расписанием быта в лагере.

Как выше было написано, люди вполне могли благоустроить лагерь так, как им хотелось. Вообще в таких мероприятиях стоит отходить от принципа разделения труда. Пока кто-то рубит дрова, готовит еду, другие чешут пузо и обсуждают как плоха эксплуатация. Подходя и спрашивая, например, когда будет готова еда и, если не успевают приготовить по расписанию, стоит задавать вопрос: «Чем я могу помочь, чтобы ускорить процесс?»

Общее собрание нужно не для того, чтобы распределять обязанности, а для того, чтобы обозначить направления деятельности и проблемы. То есть отправляться на поиск сухих дров (а не гнилых, которые плохо горят и тем самым дольше готовится еда), пока одни ищут и таскают дрова, другие могут тут же рубить и пилить. Чтобы не создавать столпотворение, понимая, что на дровах много людей, принять участие в нарезании овощей для готовки, или например, строить туалет. Каждый принимает участие там, где считает необходимым, создавая удобный и комфортный быт. И вставая утром, мы должны сделать все возможное, чтобы после завтрака спокойно могли побеседовать, перед обедом все подготовить, чтобы потом подискутировать. Не нравится или что-то не устраивает – исправь и сделай сам так, как считаешь нужным.

Инициатива была, но на очень низком уровне, и чаще всего ее проявляли те, кто уже имел опыт участия в подобных лагерях. И все же очень разочаровывает, что иногда приходилось призывать к помощи в контексте: «Нужно помыть котлы, а то останемся без обеда», «не будет дров, не будет ужина» и так далее.

Третье — пренебрежение культурой безопасности. Многие спрашивали, а зачем это нужно, кто за нами будет следить. Предполагалось, что семинар, который проводили товарищи из Белоруссии, это прояснит, но увы, не все поняли связь между семинаром и безопасностью, которую организовали в лагере. Сейчас за вами не следят, а когда будут следить, уже будет поздно, именно поэтому организаторы прививают культуру безопасности заранее. Возникла проблема с тем, зачем выключать телефон или вытаскивать батарею из него. Дело не в том, лишне или не лишне, может ли выключенный телефон сигнал подавать или только без аккумулятора он не работоспособен. По хорошему необходимо было, чтобы все оставили свои мобильники дома, в лесу они вам ни к чему, но так как это не было выполнено, то вытащить батарею не составит труда. Нужно понимать, вопрос состоял не в том, какой вред и опасность наносят технологии, а в общепринятой культуре безопасности. Если вам наплевать на свою безопасность, то другим нет, и извольте не подставлять товарищей. Четвертое – «зона деградации» необходима. То есть место где, предполагалось, будут вечером распивать алкогольные напитки. Из-за не хватки рук по обустройству лагеря, она не была реализована так, как планировалась, вдали от палаток, где люди спят. Зона демонстрирует, кто из нас кто. В лагере не был введен сухой закон, для того чтобы каждый участник мог себя проявит,ь и мы могли вполне оценит друг друга. Да и два часа езды от Москвы, три часа ходьбы до лагеря – кто захочет ехать туда пить, курить и куролесить?

Воспроизводство

Данный текст не ставит целью принизить анархическое мероприятие, или участников, или организаторов. Стоит понимать, что уровень дискуссий, которые из года в год проводят анархисты, не влияет на развитие анархического сообщества. Общество — это и есть функционирования людей в быту. Социально мы плохо способны взаимодействовать на принципах самоорганизации и коллективности. Мы продолжаем в своем быту и в своих мероприятиях воспроизводить общественные изъяны. Только тогда, когда анархисты смогут съехаться и временно, на определенной территории создать в анархическое сообщество, анархическое движение стартанет вперед. А так мы можем продолжать размышлять, дискутировать и спорить, но этим можно заниматься и 10, и 20, и 50 лет безрезультатно.

Что стоит сделать, чтобы такое не повторилось. Участникам разных регионов стоит проводить свои «лагеря анархии» в 10, 20 или 30 человек, звать на встречи активистов с соседних регионов. Это необходимо, чтобы каждый участник понимал, как функционирует лагерь. Ведь если 10-20 человек не могут самоорганизоваться, то что говорить когда их соберется 115?

Разгильдяйство — это не поведение свободного человека, а людей, которые привыкли жить под кнутом хозяина. Реализовывать коллективную эффективность в своем быту. Ведь если мы будем скидываться, чтобы провести данное мероприятие, или товарищи помогут отправить на слет друга, то это наглядный пример людям того, как можно жить без государства и банка. Да и мы становимся менее уязвимыми. Ведь когда мы обеспечиваем себя сами, то тяжело нами манипулировать. Так что меньше грантов, больше взаимопомощи. И главное всегда задавайтесь вопросом: «Что вы можете сделать, чтобы жизнь стала лучше?!»

Надеюсь, увидимся в лагере «Анархия 2012» и совместно забьем первый гвоздь анархии. А проведение его зависит от вас и нашей общей готовности.

Один из организаторов, участников и тусовщиков не то шабаша, не то форума «Либком 2011»

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости