19-22 августа в окрестностях Уфы состоялся пятый съезд «Автономного Действия». Организаторы - Уфимская группа АД - подготовили съезд почти безукоризненно, выбрав укромное место недалеко от железнодорожной платформы со звучным названием «1601-й километр».
И встреча приезжающих делегатов, и подготовка лагеря были устроены на таком высоко конспиративном уровне, что, в отличие от прошлогоднего съезда в Плесе, спецслужбы ни разу не потревожили анархистов своим вниманием. Немного действовал на нервы дождь: он по десять раз в день начинался и прекращался, заставляя делегатов то бежать под навес, то вновь рассаживаться вокруг костра. Атмосфера на съезде царила замечательная: одновременно неформальная и деловая. Ни пьяных дебошей, ни «бюрократических» крайностей, ни острых конфликтов не было. Было чудесное ощущение дружеского взаимопонимания, единодушия и солидарности. И еще одна важная и отрадная черта этого съезда: впервые реально заработали императивные мандаты, о необходимости которых так долго говорили анархисты.
Примерно тридцать человек из семи разных городов приняли участие в принятии решений при помощи этого механизма прямой демократии. Это свидетельствует об ощутимом качественном росте нашей либертарной организации. Мечта основателей АД становится явью. Из хаотического конгломерата разношерстных тусовок АД превращается в организацию. Внутренним вопросам жизни АД была посвящена большая часть заседаний съезда. В заседаниях участвовали около двадцати представителей групп из Иркутска, Уфы, Москвы, Нижнего Новгорода, Минска, Иваново, а также индивидуальные участники из Тюмени, Перми, Екатеринбурга, Ижевска, Кирова и около десятка гостей из Уфы, Екатеринбурга, Гая, Ижевска, Москвы и США.
На съезде были заслушаны подробные доклады о ситуации в местных организациях «Автономного Действия». К наиболее распространенным направлениям работы групп относятся антимилитаристские и антифашистские проекты, распространение журнала «Автоном» и других анархических изданий, просветительская деятельность – лектории и дискуссионные клубы (Москва, Н.Новгород, Иркутск), участие в студенческих (Ижевск, Тюмень, Уфа) и социальных протестах (Иркутск, Москва, Н.Новгород). Участники АД продолжают поддерживать деятельность «Черного Креста» и развивают проект «Антиджоб» (борьба с эксплуатацией на рабочих местах, «черный список» работодателей), принимают участие в экологических кампаниях (в Отрадном Самарской области, Тюмени и Иркутске). В Иваново местная организация АД находится под сильнейшим давлением со стороны милиции и ФСБ, разгоняющих даже согласованные демонстрации, но продолжает свою деятельность. (В том числе, в сентябре этого года началась экологическая кампания против строительства завода по производству ДСП в г.Шуе.) Собственные издательские проекты существуют в Н.Новгороде (газета «Ситуация») и Иркутске («Активист»). Повсеместно анархисты отмечают 1 мая и другие знаменательные даты – демонстрациями, концертами и фестивалями.
В «Автономное Действие» были приняты новые группы - Минск, Ангарск и Донецк – и четверо индивидуальных участников. Прием еще семи групп решили отложить из-за недостатка информации. Было отвергнуто предложение о создании АД-Беларусь, поскольку наша организация представляет собой федерацию городских групп, а не федерацию регионов, что не исключает, а предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие групп АД, действующих в одном регионе или в соседних регионах. Было принято постановление об исключении групп и лиц, которые фактически не участвуют в деятельности федерации. Был составлен список таковых и определен срок в два месяца, в течение которого участники должны заявить о своем желании более активно действовать в дальнейшем. Участники съезда единодушно согласились с тем, что не нужно коллекционировать «мертвые души», что мы не являемся федерацией активистов, стремящихся к массовости любой ценой. Лучше какое-то время поработать совместно с нашими единомышленниками и понять серьезность их намерений, чем плодить эфемерные или сомнительные группы, в реальности бездействующие или не либертарные по сути, порождающие инерцию и конфликты в организации. Впервые в истории АД из федерации был исключен участник из Челябинска – за халатность и пренебрежение правилами безопасности.
После этого мы перешли к обсуждению издательских проектов федерации. Было принято решение регулярно обсуждать сайт www.avtonom.org на съездах и конференциях, и избрана редколлегия. Участники съезда высказали свои пожелания (часто – взаимоисключающие) в адрес журнала «Автоном». Горячая дискуссия развернулась вокруг газеты «Ситуация», которая вызывала последнее время многочисленные нарекания. Многие делегаты съезда требовали лишить «Ситуацию» статуса издания «Автономного Действия», но возобладала другая позиция: расширить коллектив редакции, включив в нее еще четырех человек из разных групп АД.
Однозначным консенсусом съезд принял постановление, запрещающее «самоприем» в АД групп и индивидов (последнее время участились случаи, когда люди начинают действовать от имени АД, даже не поставив в известность других участников федерации), и, менее единодушно, - постановление о процедуре принятия новых членов. Утвержден примерный список вопросов, на которые нужно ответить желающим вступить в АД. Большие споры вызвало предложение разрешить Координационному Совету (КС) принимать в АД новые группы. Сторонники этой позиции аргументировали ее важностью численного роста организации, который не может реализоваться, если прием групп – согласно Оргпринципам – происходит только раз в год – на съезде. Противники считали, что подобное решение превратит КС из информационно-координационного в управляющий орган с властными полномочиями и приведет к усилению бюрократизации в АД, к делению на «профессиональных революционеров» и управляемых «партийцев». Предложение не прошло, но, в качестве компромисса, съезд разрешил конференциям АД тоже принимать новые группы и дал КС полномочия исключать группы за грубое нарушение Оргпринципов или Манифеста. Был обсужден вопрос о символике АД. В качестве символов были приняты черная кошка со звездой и буквы АД. Появились разногласия по поводу формы проведения следующего съезда: одни считали необходимым проведение съезда на качественно ином уровне (в помещении, с обязательным участием представителей всех групп и множеством гостей), другие выступали за традиционную форму съезда - в лесу, в палаточном лагере. В результате, вопрос о месте и сроках проведения следующего съезда передан на усмотрение ближайшей конференции.
К сожалению, мы почти не успели поговорить о взаимодействии между группами, теоретических вопросах и политической ситуации в Беларуси, России и на Украине. 2,5 дня съезда и так были слишком насыщены событиями. После официального окончания съезда состоялся «праздник солидарности» и обсуждение некоторых теоретических текстов, предложенных краснодарскими товарищами.
Полина Елисеева