Roter Stern — больше чем футбол!

Логотип Roter Stern

Я обнаруживаю себя в списанном полицейском вэне с футбольными фанатами, панк-роком и политическими дискуссиями о грядущих выборах в Австрии. Нам с подругой не хватило мест в фанатском автобусе, но ребята согласились нас подвезти на бывшей коповозке. Мы едем через городки и деревеньки Саксонии в Шильдау, где назначена игра Roter Stern и TSV 1862 Schildau. Мы пьём пиво и показываем из окна факи нацистам, собравшимся на матч.

Если вы увлекаетесь футболом (что точно не про меня) и бывали в Лейпциге, то вы не могли не заметить людей в черно-красно-белом мерче, особенно в воскресенье. В Гамбурге ты постоянно натыкаешься на череп и кости St. Pauli, а здесь - на щит с красной звездой Roter Stern. Собственно, в переводе с немецкого Roter Stern и означает “Красная Звезда”.  

Про St.Pauli уже много чего написано и снято, а вот про “Красную Звезду” найти что-то не на немецком крайне трудно, а на русском и вовсе невозможно. В отличие от “пиратов”, ребята из Лейпцига не играют на больших стадионах и не собирают тысячи болельщиков на трибунах. Но они - пример успешного сочетания спорта и активизма. И у них есть чему поучиться!

Roter Stern — это целое спортивное объединение. Клуб был основан в 1999 году, как говорит Википедия, “двадцатью отважными, альтернативными, левыми молодыми людьми”, и базируется в южных районах Лейпцига Конневитц и Дёлиц. Все начиналось с маленькой футбольной команды, а теперь “Красная Звезда” - это клуб с наибольшим количеством активных игроков в Лейпциге. В структуру объединения входят шесть мужских команд, одна женская и целых семнадцать команд для детей разного возраста - мальчиков и девочек. И это все только футбол. Еще у Roter Stern есть команды по баскетболу, гандболу, волейболу и роллер-дерби. Кроме того, в подразделениях клуба занимаются гимнастикой, шахматами, триатлоном, крокетом, настольным теннисом, скалолазанием, бадминтоном, дартсом, бегом и смешанным велоспортом.

Но для меня главное, конечно, не то, что клуб насчитывает более 1200 членов и 16 подразделений, и не то, что оно добивается некоторого спортивного успеха. Куда важнее для меня, что они сами позиционируют себя как “культурно-политический спортивный проект, разрывающийся между нормальным футболом и леворадикальной политикой”

Roter Stern и их друзья

Вот как описана концепция сообщества на сайте Roter Stern:

«Дискуссия, спор и медиация разных мнений, ценностей и норм для нас очень важны. Тем не менее, есть некоторые базовые ценности, на которых мы стоим твердо. Нам всё равно, откуда человек приехал, какие у него религиозные убеждения, какая сексуальная ориентация и социальный статус. Более того, мы выступаем против расизма, сексизма или гомофобии в спорте и во всём обществе. Мы стремимся создать атмосферу открытости внутри клуба и за его пределами. Поэтому мы участвуем в инициативах, далеко выходящих за рамки футбола...».

В немецкой футбольной системе 11 лиг. Roter Stern начинали с самого низа и на четвертый год существования были уже в восьмой. Сейчас команда находится в лиге № 7 — это лига округа. Националистическая партия AfD (Alternative für Deutschland) на последних выборах получила больше всего процентов именно в Саксонии, и “Красной Звезде” зачастую приходится играть в городах, полных нацистов. Даже команды-соперники нередко состоят из нацистов. Поэтому жизнь фанатов лейпцигского клуба полна угара.

Вот и Шильдау это одно из таких саксонских местечек, где полным-полно нацистов. “Красная Звезда” играет с местной командой. На домашних играх в Лейпциге полицейских не бывает, но сейчас вокруг нашего “полицейского” авто полно настоящих копов в шлемах и полной броне. На мне же - шорты и майка, я совершенно не знаю чего ждать и просто наслаждаюсь солнечным днем. В ходе тщательного досмотра у меня отбирают пластиковую бутылку с водой. Жидкости на стадион нельзя. Хорошо, что ланч-бокс с веганскими бутербродами сотрудников правопорядка совершенно не интересует и благополучно остается со мной. Хорошо, потому что фанаты Roter Stern бойкотируют местную еду и пиво.

Кроме моей бутылки, на стадион запрещено проносить антифашистский стафф и даже барабаны. Болельщики “Красной Звезды” хотели, чтобы команда перед началом матча с Шильдау появилась на поле в футболках с надписью “Наци - вон со стадионов”. Но полиция и футбольная ассоциация запретили, посчитав, что это спровоцирует фанатов соперника. Клуб вообще постоянно обвиняют в смешивании футбола и политики. Неужели чиновники о чем-то догадываются?

Футболист Roter Stern в футболке "Наци вон со стадионов"

Над стадионом разносится зажигательное “Alerta! Alerta! Antifascista!”. Нацисты в другом углу напрягаются в попытке нас перекричать. Кто-то из наших все-таки протащил через полицейский кордон антифа-баннер - мы вывешиваем его ближе к концу игры. Служба безопасности стадиона срывает его, но мы не позволяем его забрать. Оппоненты безусловно разъярены, но ничего не могут поделать - их команда продула 0:4, игроки “Красной Звезды” выходят на поле в тех самых антифашистских футболках. Шильдау мы покидаем в хорошем расположении духа под аккомпанемент бутылок и камней, летящих в нашу автоколонну.

Напротив фанатов в Шильдау

Roter Stern намеренно политизирует все мероприятия, в которых принимает участие. В любой ситуации ребята продвигают антирасистскую, антигомофобную и антисексистскую повестку в массы. Например, во время одной домашней игры капитан “Красной Звезды” бегал по полю с капитанской радужной повязкой. А в сентябре объединение устраивало открытый антифашистский велозабег.

Roter Stern антирасисты не только на словах, но и на деле. Для преодоления изоляции беженцев они организовали место, где каждый может свободно играть в футбол в непринужденной обстановке. Проект назвали «Zocktreff». Когда участников к инициативе стало много, команду решили включить в структуру объединения. Идея заключается в том, чтобы не отгораживать мигрантов в отдельном загоне, а втягивать их в комьюнити. Поэтому команда № 4 никогда не была командой специально для беженцев, хотя беженцы в ней и преобладают.

Йенс-Которого-Все-Знают.

Если спросить у кого-нибудь здесь “Где Йенс?”, никто не будет уточнять, какой именно Йенс. Его все знают. Я могу узнать его с закрытыми глазами только по его смеху. Когда Йенс приходит в бар Tante Rosi, где все свои, ему сразу приносят пиво определенного сорта. Он пишет мне “Как насчет одного пива у Майка?”, но я-то знаю, что пива будет как минимум три. Последние несколько лет он - один из представителей пресс-службы Roter Stern Leipzig (RSL). Кроме того, Йенс играет в мужской футбольной команде старшего возраста, и считается там одним из самых молодых игроков (в свои 36). Кроме того, он - один из основателей подразделения по игре в дартс. Я решила расспросить его про “Красную Звезду” и людей в ней.

- Расскажи свою историю. Как ты вступил в Roter Stern? Почему Roter Stern? И что заставляет тебя там оставаться?

Я присоединился к Roter Stern Leipzig в 2007 году. Всю свою жизнь я играю в футбол. С детства до 23 лет я играл за обычный восточно-немецкий футбольный клуб. Но вместе с моей политической социализацией в левой сцене я стал понимать, что здесь, в Восточной Германии, невозможно играть в футбол без расистов и фашистов в клубах. Затем я узнал про Roter Stern. Мы публично заявляем: «Мы - антифашистский футбольный клуб в восточной Германии». Так что это часть моей политической активности. Теперь мы большой футбольный клуб, и нас слышат.

- Вначале это был небольшой проект, как ты думаешь, в чем секрет успеха Roter Stern? Если ты, конечно, считаешь, что это история успеха.

Roter Stern всегда имел отношение к DIY и панк-року. С самого начала было много людей, которые не просто играли в футбол, но были частью левой сцены в Лейпциге, организовывали культурные мероприятия, ходили на демонстрации, поддерживали политические кампании и т. д. Это «больше, чем футбол» - поэтому это наш девиз. В начале 1999 года было 20 человек. Когда я присоединился к Roter Stern в 2007 году, было уже 150. В это время некоторые активисты RSL основали молодежные и детские команды. Roter Stern также стал интересен людям с детьми. Так, медленно, мы переросли из панковского футбольного клуба в клуб для самых разных людей разных убеждений и занятий.Теперь, в 2017 году, у нас 1.200 членов, и их количество все еще растет.

Мы стремимся, чтобы всё сначала обсуждалось на пленуме (общее собрание членов клуба - прим. пер.). Кроме пленума есть несколько рабочих групп,самостоятельно принимающих решения, а также достаточно автономии в нескольких спортивных подразделениях. И также мы наняли на работу четверых гринкиперов (специалистов по газонам) и администратора.

В 2017 году мы получили третью спортивную площадку от администрации города. Она расположена на Тайхштрассе — так мы её и называем. В этом бывшем спортивном клубе практически ничего нет, место довольно запущенное. Но снова работает дух DIY - много людей помогают нам, стараются что-то улучшить, готовят VoKü* и все такое.
(VolxKuche/VolxKüche(VoKü) - в левой альтернативной сцене, регулярное приготовление коллективом, обычно веган, еды, которая продаётся по себестоимости или даже ниже)

Люди в Roter Stern часто чувствуют себя так, будто мы делаем шаг вперед, а затем два шага назад. Но когда мы оглядываемся, то я думаю, что это больше похоже на два шага вперед и один шаг назад.

- Какие виды спорта популярны в клубе кроме футбола?

В последние годы было создано несколько новых подразделений. В основном это популярный спорт вроде гандбола, волейбола, баскетбола, велоспорта и настольного тенниса.

Летом Riot Rocketz начали свой сезон в третьем дивизионе Роллер-дерби. Роллер-дерби - это полноконтактный спорт на роликовых коньках, происходящий из движения Riot-Grrrl, так что это спорт, в который играют женщины. Здесь есть феминистский посыл. Riot Rocketz раньше  играли за другой клуб в Лейпциге и лишь недавно присоединились к Roter Stern. На их первом матче было около 300 человек, зал был полностью забит поклонниками Роллер-дерби. Надеюсь, команда будет пользоваться успехом!

В то же время была создана группа F*empowerment со своим собственным пленумом - и началось много дискуссий по поводу феминизма и сексизма в Roter Stern Leipzig. Причем не все из них были инициированы группой F*empowerment, и не все из них были эмансипирующими, я бы так сказал. Еще один шаг вперед и, возможно, еще один шаг назад. Но будущее за такими проектами, поэтому я считаю это двумя шагами вперед.

Но самой популярной дисциплиной должна быть секция дартс, конечно.

- Расскажи-ка пару историй - самый прикольный и самый страшный случай с Roter Stern?

В 2009 году, в первый год, когда наша первая мужская футбольная команда играла в окружной лиге, в маленьком городе Брандис, мы столкнулись с пятью десятками фашистов, мечтавших нас уничтожить. Они были организованы и подготовлены, у них были деревянные и металлические биты. В отделении местной полиции находились двое пожилых полицейских, которые вообще не могли справиться с ситуацией. Большая удача, что игрокам и нашим фанатам удалось отбиться, избежав серьезных травм. Но когда фашисты уходили, они бросили стеклянную бутылку через забор, и один из наших поклонников потерял зрение на один глаз. Эта жестокая атака стала шоком. Для каждого, кто был там, и для всех остальных. В течение нескольких месяцев мы говорили только об этом.

Нападение в Брандис

Этот случай многое изменил. С того дня и по сей день наши матчи на выезде охраняются большим количеством полицейских. Это привлекло общественный интерес. Так как кто-то сделал хорошие фотографии, общественная дискуссия шла не о хулиганстве или конфронтации между молодежью, а о фашистском насилии. И нам пришлось иметь дело со СМИ.

Нападение в Брандис

По-моему, это был конец нашей беззаботности. В некотором смысле я скучаю по временам в панк-рок стиле, когда мы приезжали на игру уже пьяными и не заботились ни о чем.

14 июня 2008 года наша первая мужская команда играла в финале городского кубка. Нашим противником была вторая команда Lokomotive Leipzig. Lok - одна из больших команд в Лейпциге, долгая история которой тянется из ГДР. С конца 80-х Lok'ом заинтересовались нацисты и футбольные хулиганы. Roter Stern привлёк фанатов Chemie Leipzig, другого крупного клуба в Лейпциге, у которого в конце 90-х годов появилась небольшая левая фан-тусовка. Матч между Chemie и Lok всегда был самым важным для обоих клубов. Так оно было и для нас. Около 1000 человек пришли посмотреть на кубок.И мы вели трансляцию кубка для местной городской радиостанции. Это был особый день для всех, кто связан с Roter Stern Leipzig.

Lok забил первым, но мы сравняли счет. Основное время закончилось вничью. В дополнительное время мы смогли забить, а Lok - нет. Последние пятнадцать минут были захватывающими, увлекательными, волнующими, и в конце матча... Я не знаю, как это описать лучше: это было похоже на публичный коллективный оргазм. Плачущие, глупые, растрепанные люди повсюду, хаотично бегут во всех направлениях, сидят, лежат. Они все безумно были счастливы. Сумасшедший момент. А позже была спонтанная вечеринка в Конневице, в пабах, в Fischladen — это наше место сбора членов клуба и гостей, но прежде всего на улице. Мы захватили весь район на ту ночь. Незабываемо.

- Какие у вас планы на будущее? Первая лига? Какие мероприятия вы планируете?

Мы любители. Мы не хотим платить игрокам за футбол. 7-ой дивизион, где играет наша первая мужская команда, кажется самой высокой лигой, которую мы можем достичь. Наша команда должна быть только в том дивизионе, где никто не зарабатывает деньги на футболе.

Сейчас у нас есть девять взрослых футбольных команд и 17 детских и юношеских команд. Поэтому наша основная задача - улучшать и поддерживать инфраструктуру для них. Это уже много. Но на этом все не заканчивается, конечно. Важно, как мы обращаемся со всеми нашими участниками, как находим решения, обсуждаем важные вопросы и при этом остаемся открытыми для нового.

Я не могу назвать все мероприятия. Много всего. Тайхштрассе. Наши поклонники много делают, поддерживают, проявляют солидарность, связываются и объединяются с другими группами, участвуя в политической деятельности. И у нас много юбилеев в ближайшие два года: 10 лет победы в кубке в 2018 году. А в 2019 году Roter Stern Leipzig исполнится 20 лет, но также и 10 лет случаю в Брандис. Должно быть, это самое подходящее время для того, чтобы осознать, чего мы достигли, может быть понять, что такое Roter Stern сегодня, и собрать идеи на будущее. И закатить большую вечеринку!

- Roter Stern для тебя - это прежде всего спорт или политика?

Я не думаю, что спорт и политику можно отделить друг от друга. Спорт, футбол - это часть общества. Вы можете попытаться притвориться, что это не так. И каждый раз люди говорят: «Оставьте политику вне спорта» и это уже политика. Это наш камень преткновения. Из-за этого нам приходится сталкиваться со всеми инстанциями и деятелями в области спорта и администрациями, мы сами стали участниками гражданского общества. Всё стало сложнее, но наш главный лозунг не изменился: «Love Football / Hate Fascism» («Любим футбол — ненавидим фашизм»).

Попасть на игры “Красной Звезды” не сложно, вход стоит совсем недорого, а годовой абонемент на все игры - порядка 30 евро. На домашнем стадионе всегда есть алкогольная и безалкогольная выпивка, веганская и невеганская еда, дистро и сбор пожертвований. Недавно скидывались на шины капитану команды, которые порезали правые фанаты команды оппонента.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости