Чтобы понять, почему национализм во всех его разновидностях всегда и везде означает обман трудящихся, следует подробно рассмотреть два соперничающих направления: национализм имперский и национализм оборонительный, изоляционистский. Сейчас в рядах русского националистического движения нацдемы-изоляционисты выясняют отношения с красно-коричневыми имперцами. Нацдемы утверждают, что имперцы принесли интересы русской нации в жертву многонациональной империи, русско-азиатской орде. Имперцы же обвиняют нацдемов в работе на западных империалистов.
Рассмотрим два этих направления подробней. И в том и в другом случае эксплуататоры используют националистическую идеологию, чтобы держать трудящихся в повиновении. Разница в том, что имперцы стремятся подкупить простолюдинов, поделившись с ними награбленным в колониях и соблазнив имперским блеском, а изоляционисты предпочитают запугивать народ утратой национальной независимости и национальной культуры.
Ни те, ни другие не способны сдержать своих обещаний. Понятно, что невозможно вести завоевательные войны, когда у тебя в тылу существует угроза восстания. Когда римские патриции приступили к завоеванию Италии, им пришлось пойти на уступки плебеям. В результате все римские граждане смогли ощутить себя единым народом господ. Но одно дело создать империю, а другое дело – удержать. И тогда в ряды имперской элиты начинают активно вливаться всевозможные князьки из покоренных провинций. Формируется новый «народ господ» и новые плебеи. Затем наступает время, когда имперским властям не хватает денег, чтобы одновременно подкупать туземных князьков и снабжать «хлебом и зрелищами» жителей метрополии. Бывшие представители гордого народа правителей мира могут направить свое недовольство на якобы объедающих их нацменов («хватит кормить Кавказ!»), а могут совместно с угнетенными массами всей империи выступить против общих эксплуататоров. В любом случае это означает начало распада империи.
Для изоляционистов высшей ценностью является сохранение национальной самобытности. Эксплуататоры, использующие в своих целях изоляционистскую риторику, напоминают деспотичную мамашу, которая пытается удержать возле себя дочь, внушив ей, что все вокруг желают малютке зла. При этом подлинной изоляционистской ценностью является даже не национальная независимость, а сохранение в неизменности национальной культуры. Развитие культуры для изоляционистов – опасная роскошь, ибо народ может в результате усомниться во власть имущих и попасть под влияние чужеземных развратителей. Опасны как культурные, так и отсталые соседи. Изоляционисты поразительным образом не верят в силу и привлекательность собственной культуры.
Чтобы сохранить столь выгодную для них самобытность, изоляционисты готовы даже пожертвовать национальной независимостью, если, конечно, новые хозяева гарантируют ее неприкосновенность. Не случайно наиболее радикальные из современных русских националистов- антиимперцев восхищаются генералом Власовым.
Шведский драматург Генрик Ибсен в стихотворной драме «Пер Гюнт» изобразил подобных националистов в облике самодовольного народа троллей. Тролли, например, гордятся тем, что потребляют исключительно отечественные продукты:
К чести будь сказано нашей, у нас
Все своего производства;
Все, что мы носим, сработано здесь,
В скалах родных; из долины
Банты лишь те, что у нас на хвостах.
Король троллей так формулирует национальную идею своего народа:
Там, под сияющим сводом,
Учат: "Самим будь собой, человек!"
В Рондских же скалах иначе:
"Тролль, будь доволен собою самим!"
Разумеется, в разные исторические эпохи имперский и антиимперский национализм могут выглядеть по-разному. Так, современные националисты-антиимперцы предпочитают пугать Родину-дочь ((с) Е.С. Холмогоров) дикими кавказскими насильниками, а не западными совратителями. Запад в их картине мира поражен язвой мультикультурализма и вскоре может быть завоеван мировым Халифатом.
Нам не следует ни поддаваться на имперский соблазн, ни слушать запугивания изоляционистов. Слова «пролетарский интернационализм» ныне изрядно забыты. Но сейчас настала пора вспомнить о них. В условиях современного глобального миропорядка лишь солидарность трудящихся всех стран и всех народов способна бросить вызов мировому народу господ.
Добавить комментарий