Иерархии и анархизм

Исаак Штейнберг

Иногда спрашивают: "Верно ли, что для анархистов равенство - это полный отказ от иерархии? Как это возможно?". Как писали представители коллектива американского журнала "Анархия": "Мы не ставим своей целью борьбу за абсолютное равенство, и те, кто стремится к абсолюту, являются диктаторами в будущих царствах террора, подобно Робеспьеру. Но мы верим в возможность существования общества, качественно отличающегося от нашего, где доминируют неиерархические отношения".

Иерархии там тоже будут, но они будут играть значительно меньшую роль. Один из руководителей и теоретиков 200-тысячной партии левых эсеров (ПЛСР), , считал, что даже в самом свободном обществе, основанном на принципах равенства и самоуправления, будут сохраняться элементы иерархии. Они связаны с ситуациями специалист\работник, врач\пациент, преподаватель\студент, отцы\дети.

Задача не в том, чтобы достичь абсолютного равенства, а в том, чтобы путем постоянного "перемешивания" общества помешать "кристаллизации иерархий", т.е. помешать собиранию твердых стабильных общественных иерархий вокруг таких отношений. Например - прямое (самоуправное) действие (во всяком случае, в рамках, которые допускались ПЛСР), по мнению революционера Штейнберга и его товарищей, обеспечивало участие рядовых работников в русской революции без вышестоящего одобрения государственных ведомств большевиков. После революции участие в прямой демократии всех, включая молодежь, а не только старшего поколения, уменьшает значение противоречий между отцами и детьми (что особенно важно в обществах, где сохранилась сельская община или крепкая патриархальная семья). Рост образования большинства трудящихся и превращение их в высококвалифицированных смягчает или устраняет возможности господства специалистов. Переход к менее авторитарным методам в педагогике (как, например, в ) и студенческое самоуправление препятствуют появлению иерархий по месту учебы.

Разумеется, люди разные. Всегда будут существовать более и менее образованные, более и менее энергичные, более и менее талантливые. В каких-то формах иерархии неизбежны. Штейнберг, как и те, анархисты, о которых шла речь выше, не верил в абсолютное равенство. Он лишь считал возможным создание Федеративной Самоуправляющейся Республики Советов, общества, в котором производственные и территориальные коллективы принимают на своих собраниях важнейшие решения, поручая текущую политику выборным руководителям, которых они могут отозвать в любой момент. Осуществляя свой постоянный контроль над обществом, эти собрания будут препятствовать укреплению иерархий руководителей, даже если эти руководители будут более образованными и более энергичными, чем прочие люди.

***

Точка зрения журнала "Анархия" и лидера ПЛСР Исаака Штейнберга - это лишь мнение. Возможно, кто-то с ним не согласится. Ведь любая точка зрения в свободном коллективе может быть подвергнута критике. Это тоже важно для того, чтобы помешать кристаллизации иерархий.

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости