Классовая борьба в Индии и крестьянство

Текст написан индийской группой сторонников коммунизма рабочих советов (рётекоммунизма), «Мадждур Самачар», выступающей за самоорганизацию работников на основе системы самоуправляющихся советов — против бизнеса, против любых партий и всех профсоюзов. Группа активна в районе индийского промышленного центра Фаридабад.  Текст стал комментарием к событиям, связанным с выступлениями фермеров в Дели.

***

Победа Британской Ост-Индской компании в битве при Пласси в 1757 году может рассматриваться как начало передачи власти в государстве от феодальных элит к буржуазии и торжества рыночных интересов на индийском субконтиненте. Феодальное натуральное хозяйство, основанное на производстве потребительных стоимостей, с правом феодалов безвозмездно присваивать часть продукции, было заменено продажей и покупкой товаров на рынках.

С увеличением территорий, находящихся под управлением Компании, сельский ландшафт претерпел значительные изменения на субконтиненте. Следствием замены платежей в натуральной форме платежами в денежной форме было превращение крепостных в свободных крестьян. Использование личного и семейного труда для производства на рынок стало отличительной чертой крестьян, будь то сами землевладельцы или арендаторы землевладельцев.

Британская Ост-Индская компания выставила на аукцион сельскохозяйственные земли, на которые претендовали богатые люди в городах. В последнюю четверть девятнадцатого века британское правительство также предоставляло сельскохозяйственные земли в районах орошения каналов некоторым лицам в знак признательности за их заслуги перед империей.

• Для расширения рыночных отношений британская Ост-Индская компания приняла первый закон о приобретении земли на субконтиненте в 1824 году. Это законодательство подверглось пересмотру. После восстания 1857 года британское правительство, отстранив номинально царствовавшего Великого Могола, взяло бразды правления в свои руки. Окончательная версия закона о приобретении земли появилась в 1894 году. В 1947 году правительство Индии приняло этот закон в целом и применило его ко всей Индии. Закон о приобретении земли 1894 года остался неизменным до 2013 года.

• Самые ранние восстания против навязывания рыночных отношений вместо феодального натурального хозяйства, возглавляемые факирами и саньяси, были подавлены армией Британской Ост-Индской компании. Такие восстания разворачивались в разных частях субконтинента по мере того, как Компания завоевывала субконтинент.

Существенным изменением в глобальном сценарии производства продовольственного зерна и другой сельскохозяйственной продукции стало начало их экспорта из США в Европу в 1863. На индийском субконтиненте строительство каналов для орошения, начавшееся в последней четверти XIX века, оказало значительное влияние на крестьянское хозяйство. Вместе они значительно усилили эксплуатацию крестьян. На фоне социальных конфликтов происходила миграция крестьян с субконтинента в другие части мира.

• В первой четверти ХХ века фабричное производство развернулось в некоторых районах субконтинента. Развивались отношения товарного производства, основанного на наемном труде, становившиеся всё более значимыми по всей территории субконтинента. Представители этого нового способа производства начали представлять свои интересы как “требование национальной независимости”. Как и в других частях мира, растущее недовольство крестьян было направлено на “национальное освобождение/борьбу за независимость” и на [индийском] субконтиненте.

Октябрьская революция 1917 года в России, приведшая к образованию государственно-капиталистического Советского Союза, внесла значительный вклад в глобальное измерение крестьянского вопроса на субконтиненте. “Коммунистическая партия Индии”, образованная в 1920-х годах, стала представителем государственно-капиталистического Советского Союза. Сторонники СССР приобрели влияние среди крестьян в некоторых регионах субконтинента. До 1980-х годов “коммунистические партии” в Индии возглавляли значительное число крестьян в Пенджабе, Андхра-Прадеше, Бенгалии, Трипура, Бихаре.

Крестьяне были завербованы в армию Британской Ост-Индской компании. Позже крестьяне стали солдатами Британской индийской армии и полиции. После 1947 года крестьяне были заняты в индийской армии в значительном количестве (сейчас миллион и триста тысяч с лишним человек), в военизированных формированиях центрального правительства (сейчас миллион и двести тысяч с лишним), в вооруженных силах штатов, полицейских силах, флоте... Крестьяне также были заняты в других центральных и государственных службах. Цифры могут показаться впечатляющими, но эта занятость - всего лишь горсть соломы для голодного верблюда.

И в течение довольно долгого времени крестьяне избегали других видов наемного труда и держались за обработку небольших участков земли (от одной до семи акров) в деревнях. После 1947 года фабричное производство и захват государством общей земли в деревнях вынудили большое количество ремесленников покинуть деревни и заняться различными видами городской работы. К 1960-м годам, положение крестьян, зависящих только от земли, стало настолько плохим, что положение ремесленников, покинувших деревни в тяжелом положении, выглядело “хорошим”. Визиты бывших ремесленников в их деревни вызывали зависть у крестьян, которые раньше были начальниками этих людей. Это также выражалось в конфликтах, таких как убийство бывших ремесленников в деревне в Тамилнаде в 1968 году.

Недовольство крестьян также находит свое выражение в каждой крестьянской социальной группе, формирующей свою собственную “социалистическую” партию в Тамилнаде и других штатах в надежде повысить свой социальный статус.

• Отчаяние крестьян, связанное с их способом производства также привело к вооруженному восстанию маоистов в 1960-х годах. Это движение было безжалостно подавлено государством, фальшивые переговоры были одним из методов подавления.

Взгляните на Пенджаб: после того, как маоисты были разгромлены, отчаяние крестьян выразилось в движении за независимое государство сикхов - Халистан. С другой стороны, разгром движения Халистани предоставил некоторую передышку маоистам “массового движения". Среди тридцати с лишним крестьянских союзов, которые сейчас агитируют на границах Дели, большинство - самопровозглашенные маоисты.

• Скачки в развитии производительных сил - то, что началось в 1970-х годах с внедрения электроники в производственные процессы - изменили мир. Наемные работники вышли на первый план на социальной сцене во всем мире. Китай - это новая мастерская мира. Через десять лет после создания нового государства в Китае, Индия пошла по пути последнего. В настоящее время Индия занимает значительное место в мировом промышленном производстве. На субконтиненте так же Бангладеш пошла на быструю индустриализацию, но Пакистан отстал в этом.

Значение сельского хозяйства в экономике за последние тридцать лет в Индии значительно упало. Положение крестьянского хозяйства в этот период ухудшилось, но значительное число людей нашли место в деятельности, связанной с фабричным производством. Можно сказать, что аналогичная ситуация существует и в Бангладеш. А вот в Пакистане отчаяние крестьян в значительной степени выражается в вооруженной борьбе талибов и связанной с ней деятельности. В Индии вооруженная борьба маоистов и другие виды деятельности сократились до уровня незначительных раздражителей. Крестьянские социальные группы в настоящее время просят о резервировании рабочих мест и т. д.

Итоги всего этого могут быть подведены в работах, написанных в тюрьме ведущим теоретиком CPI (маоистский). Это шесть статей Кобада Ганди, опубликованных в журнале "The Mainstream" с августа 2012 по январь 2013 года под названием “Вопросы свободы и эмансипации людей”: “.... Коммунизм, похоже, больше не привлекает молодежь, как это было для нас в 1960-х и 1970-х годах” и “... к 1990-м годам большинство коммунистических/левых движений/организаций рухнули, а те немногие, что остались, существовали, сражаясь спиной к стене. Это суровая реальность даже сегодня – ситуация еще хуже, как никогда раньше!! Никогда за последние полтора столетия коммунистической мысли ситуация не была такой жалкой.”

Что касается левых в целом, то недавно мы писали : “Левые не имеют значения в Индии. Осколки их с 2014 года быстро стали частью партии Конгресса, которая сама находится в беспорядке.”

• В течение десяти лет наемные рабочие в целом и фабричные рабочие, в частности, в Бангладеш и Индии порождают радикальные разрывы. Деятельность радикального социального субъекта значительно расширяет возможности радикальных социальных преобразований. Да, мы живем в интересные времена.

Мадждур Самачар-Камунист Кранти, 27 января 2021 года.

Комментарии

Мне одному кажется, что последние два абзаца радикально противоречат друг другу? "Расширяет возможности социальных преобразований" или "никогда за последние полтора столетия коммунистической мысли ситуация не была такой жалкой"?

Про то, что текст выглядит слегка причесанным гугл транслейтом я уже молчу :)

Голосов пока нет

Вам одному. Кажется. То, что маоист называет "коммунизмом" - это же дерьмо с точки зрения авторов и моей. Большевистские модели. Совок. Тотальное государство. Не привлекают к себе внимания маоистские и большевистские идеи, вот и славно, вот и слава Шиве.

Рейтинг: 2 (1 голос )

Nevermore

Да я-то тоже так считаю. Но из текста совершенно непонятно, откуда появились "широкие возможности радикальных преобразований".

Голосов пока нет

А что, наскалитов задавили?

Голосов пока нет

Владимир Платоненко

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости