Индия

Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу: Как (не) возникли города

Как не устают напоминать нам два Дэвида (Грэбер и Венгроу), древняя история намного увлекательнее и разнообразнее, чем мы привыкли считать. Из их новой книги «Начало всего: новая история человечества» мы уже узнали о трёх базовых свободах наших предков, «относительно-абсолютной» власти монархов, процветании в так называемые периоды «хаоса/упадка», досуге и достатке древних охотников и собирателей.

Сексизм в обществе

Мы публикуем текст лекции, прочитанной во время встречи брянского фемклуба "Сестринская взаимопомощь" 14 мая. Подробнее о фемклубе можно прочитать в его группе В Контакте. Напоминаем, что мы не рекомендуем пользоваться этой соцсетью ввиду ее небезопасности - читать ее можно и без аккаунта.

В Брянске прошла лекция об истории движения «Food not bombs»

8 апреля в Брянске прошла открытая лекция, посвященная истории движения «Еда вместо бомб». На ней также был рассказ из первых уст о опыте подобных акций, проводившихся в Брянске ранее.

Собиратель ересей: ключевые идеи анархиста Хаким Бея от пиратских утопий до поэтического терроризма

В своём огнеподобном эссе журналист Роман Королёв рассказывает, чем был так примечателен Хаким Бей – американский мыслитель, оказавший влияние не только на анархистское движение, но и на всю интеллектуальную культуру современности. Хаким Бей верил, что стены государства немонолитны — в них есть трещины, изъяны и пустоты. В этих пустотах, по его мысли, анархисты смогут поместить и вольные коммуны, и свободное творчество. И когда-нибудь эти стены падут.

"Земля": кинофильм об индо-мусульманской резне

Посмотрел фильм "Земля" об индо-пакистанской резне конца 1940-х гг. Очень тяжелая кинолента. Не могу сказать, что шедевр мирового кино, но этот фильм дает некоторое представление об атмосфере событий. Речь идет о резне в городе Лахор.

Производит впечатление сочетание мягкой неконфликтной атмосферы в начале и чудовищных событий в конце. Мусульмане, индуисты и сикхи едят за одним столом, читают друг другу стихи... Никому не приходит в голову, что завтра начнется резня. История показана глазами 10-летней девочки из семьи парсов.

В современном мире происходит быстрая индустриализация

Некоторые исследователи считают, что КНР повторяет путь германской модели капитализма и научно-промышленной модернизации 19 - начала 20 веков. Государство берет на себя крупные инфраструктурные проекты и контролирует банковский сектор, вкладывает огромные средства в транспорт, систему образования, медицину, энергетику и науку, предоставляя частным корпорациям развивать большинство отраслей экономики. Разумеется, мелкие и средние предприятия - тоже частные и большинство занято в частном секторе. Это не провальная модель СССР, с ее попыткой государственного вмешательства во все, с крайне неэффективным бюрократизмом и крайним монополизмом. Германская (китайская, японская, южнокорейская, сингапурская) модель - это капитализм особого типа: симбиоз государственных и частных корпораций, нацеленный на стремительное развитие науки и техники, без навязчивой мании чиновников все запрещать и контролировать.

Классовая борьба в Индии и крестьянство

Текст написан индийской группой сторонников коммунизма рабочих советов (рётекоммунизма), «Мадждур Самачар», выступающей за самоорганизацию работников на основе системы самоуправляющихся советов — против бизнеса, против любых партий и всех профсоюзов. Группа активна в районе индийского промышленного центра Фаридабад.  Текст стал комментарием к событиям, связанным с выступлениями фермеров в Дели.

Индийская ковид-катастрофа стала суровым напоминанием о реальности

О вреде глупости (ковид-диссидентства или просто игнорирования реальности). О том, что в густонаселенном и глобализированном мире, где зараза легко перекидывается с материка на материк, у вас либо есть первоклассная медицина для всех, способная быстро обеспечить миллиарды лечением\вакцинами, или вы - покойники. И это необходимость, не роскошь. Ковид - может быть только предупреждение. Следующая инфекция может оказаться куда серьезнее, и рано или поздно такое случится.

Полет Тантры: о женской энергии Шакти и творчестве Ивана Ефремова

Иван Ефремов

Борис Натанович Стругацкий писал, что ефремовские утопии ("Туманность Андромеды", "Час Быка") и сам Ефремов, оказали сильное влияние на творчество братьев. Но в то же время, мир Ефремова казался им, братьям Стругацким, холодным или лишенным привычных человеческих качеств. Им хотелось очеловечить этот мир, сделав его более понятным. Но дело тут, мне кажется, в другом. Люди будущего Ефремова слишком уж отличаются от современных. Может быть, они уже не совсем люди.

Ковид и протесты

Борьбу с ковидом часто сравнивают с мировой войной, которая во-первых, резко снижает производство и роняет жизненный уровень (что даёт возможность после её окончания наращивать производство по-новой),  а во-вторых, предотвращает революции, за счёт сплочения нациий перед лицом общего врага и объявления всех смутьянов предателями. 

Правое безумие: Мильтон Э - повстанец и национал-социалист со Шри Ланки

Его партия, Джаната Вимукти Перамуна (ДВП), считалась социалистической - на момент нашей встречи (1993) она выступала за то, чтобы увеличить налоги на бизнес и на эти деньги открыть побольше школ и больниц. Но социал-демократические программы были лишь частью их мировоззрения. Ланкийские ультра-националисты - они выступали против тамильского меньшинства.

Тамильские сепаратисты вели против правительства военные действия на севере страны, прежде всего на полуострове Джафна. Тигры освобождения Тамил Илама исповедовали приблизительно ту же идеологию, что и Мильтон, но уже с тамильской стороны. Правительство мало что могло с ними сделать. Это возмущало Мильтона.

Записки о Даре Жутаеве

Умер Дар Жутаев. Это случилось 1 февраля. Я собирался зайти к нему домой, после Нового Года, позвонил, но он был уставшим и попросил отложить встречу. Дословно это звучало так: "Братэ, у меня сейчас какое-то странное состояние, я - нигде." Так она, наша встреча, и не состоялась. Ученый - буддолог, специалист по Индии, по языку Пали, создатель Российской маоистской партии.

Увидеть Афины

 Существует мнение, что проект свободного общества неразрывно связан с греческой античной традицией. Вот, например, что писал об этом французский философ 20-го столетия Ги Дебор: "Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они ликвидируют разделение людей, рыночную экономику и Государство.

Социальная революция Михаила Бакунина и классы

Михаил Бакунин

Социальной революцией Михаил Бакунин (1814-1876) называл массовое низовое народное движение, которое изменяет общество полностью и радикально, ликвидирует классовое неравенство и вводит систему общественного самоуправления. Такая система есть федерация (горизонтальный добровольный союз) самоуправляющихся производственных и территориальных коллективов. Федерация, обладающая всеми возможностями для управления странами и континентами - антиавторитарный социализм (или анархизм в понимании Бакунина).

Исторический бастион анархо-синдикализма

Часто приходилось встречать мнение, что анархо-синдикализм - борьба рабочих союзов на рабочем месте за повышение зарплаты - не ведет к радикальному изменению общества и к его превращению в союз самоуправляющихся предприятий. Что эта идея вообще была ошибочной, "анархо-синдикализм был ошибкой". "Экономическая борьба не перерастает в революционную". Подобные утверждения делались на основе того, что сегодня такой борьбы нет, анархо-синдикалистских серьезных организаций нет и вообще "мощной борьбы на рабочем месте тоже нет".

Этика и протесты

Представители оппозиции спрашивают: "Неужели власть настолько глупа, что делает все то, что делает?". Это говорят, например, про побитие демонстрантов. Я не вижу, почему это глупость. На одном насилии могут держаться годами режимы даже в таких странах, как Иран и Венесуэла, где протесты несопоставимо более мощные, с участием миллионов людей. К тому же, протестующих не миллионы и даже не десятки тысячи и они никак не могут помешать властям сделать из них котлету, если власти захотят. Почему бы тогда системе не сохранять власть неограниченно долго?

Сдача Сибири в аренду Китаю и национальная революция

Как это не прискорбно, но все революции, начиная с Гуситских войн, имели национальную окраску. Это необходимое условие буржуазной революции, а эта и все последующие революции были таковыми. Мне известна одна-единственная революция, не бывшая буржуазной и потому не бывшая национальной – это революция в первых швейцарских кантонах, та самая, которую связывают с именем Вильгельма Телля. Интересно, что, хотя она произошла примерно за век с четвертью до Гуситских войн и для своего времени имела не меньшее значение, Кропоткин не ввел ее в число великих революций, происходящих примерно раз в сто двадцать пять лет. Не потому, что не придавал ей значения, очень даже придавал, а потому что объединял ее с городскими восстаниями и созданием вольных городов.

Концентрация и последствия

Современное общество – это общество постоянного увеличения концентрации. Люди все больше переселяются в мегаполисы, оставляя не только села, но и небольшие города, Туда же в мегаполисы перемещается производство, здесь концентрируется социально-политическая власть и вообще социально политическая жизнь. Казалось бы, концентрируется и концентрируется, что с того? Однако это приводит к серьезным проблемам.

Что лучше, большое государство или маленькое?

Такой вопрос имеет право на существование, если мы сразу определим, лучше для кого и для чего. Государство есть чиновный аппарат, авторитарно контролирующий общество. Цель сторонников антиавторитарного (самоуправлеческого, либертарногоо) социализма или анархизма в замене государства федерацией автономных самоуправляющихся городов и сел, где кооперативы и местные собрания контролируют экономику. С этой точки зрения размеры государства не имеют принципиального значения - важно, что оно есть. А ниже мы поговорим о двух аспектах - экономике и управляемости.

Глобализация или антиглобализм?

Глобализация создает невиданные прежде возможности для обмена товарами и информацией во всем мире. Тем самым она помогает создавать новые технологии, новые рабочие места. Организуя единое информационное и торговое пространство, в котором тают границы отдельных государств, глобализация впервые превращает человечество в единое целое. Глобализация ведет к смягчению этнической напряженности и требует толерантности: чтобы много разных людей взаимодействовали в качестве субъектов рынка (продавцов и покупателей) требуется некоторое снижение межэтнического напряжения, терпимость к разным видам сексуального поведения, к разным культурам и т.д.

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости