«Первое что я увидела: автомат с фонариком, направленный в лицо». Как в Иркутске задерживают за оскорбление чувств верующих

Бойцы СОБРа в масках ворвались в квартиру на улице Постышева в Иркутске в шесть часов утра 8 апреля. «Первое что я увидела, когда открыла глаза — это автомат, светящий встроенным фонариком, направленный мне в лицо. От ужаса и неразберихи я закричала», — вспоминает активистка София Микитюк, которая в этот момент спала в берушах и не слышала, как силовики вломились в квартиру. В комнату, где кроме Софии находился ее молодой человек Игорь Мартыненко, зашли сотрудники с оружием, следователь с понятыми и люди в гражданском, которые представляться не стали.

«В комнате поднялся крик, один из собровцев орал Игорю, чтобы тот встал; не успела я сообразить, как в следующую минуту они повалили Игоря на пол и скрутили ему руки за спиной. Мне приказали поднять руки», — говорит София. Когда Мартыненко увели, обнаженную Микитюк заставили одеваться под присмотром сотрудников в гражданском, проверявших ее одежду и сумку. При этом обнаженную девушку сотрудники снимали на фото и видео (хотя в протоколе обыска отметки о съемке нет). «Я сплю голая, хочу вот так. Вваливаются люди с автоматами в масках и начинают снимать меня», — говорит она.

Причины своих действий силовики не называли, поясняя: это не задержание. «Я ответила: тогда я остаюсь дома, но он в нарушение части 1 и 3 статьи 286 Уголовного кодекса стал применять психологическое насилие, и сказал, что выволокут босиком», — говорит девушка.

Перечисление изъятого при обыске имущества занимает 15 страниц, рассказывает она. По словам Микитюк, фотографировали и доллары, принадлежащие матери Игоря; оперативники хотели их забрать, но передумали после возмущенных криков женщины. «Придумали какую-то байку и маме Игоря сказали: "Давайте телефон или отберем силой, мы знаем, что по этому телефону Игорь кому-то звонил"», — рассказывает девушка. При обыске забрали все: книги, флаги, листовки, стикеры, тетради, записные книжки, все телефоны — у 12-летнего брата Игоря забрали телефон, макбук и электронную книгу.

Игоря Мартыненко и Софию Микитюк привезли в иркутский Центр по противодействию экстремизму, где развели по разным кабинетам. Охранявший Софию сотрудник представляться сначала отказался, затем сказал, что его зовут Дима, хотя позже другие сотрудники обращались к нему как к Эдуарду Евгеньевичу. Девушка отказалась отвечать на вопросы, воспользовавшись правом, гарантированным статьей 51 Конституции. Она рассказывает, что через шесть часов в кабинет зашли двое сотрудников, которые задавали вопросы вроде: «Чем ты занимаешься, когда не призываешь людей к терроризму?» Сотрудник спрашивал, где Игорь и София «прячут автомат». «Он говорил так, будто бы я и мои товарищи готовили теракт. Я молчала и не отвечала на такие провокационные вещи», — вспоминает девушка.

Когда в кабинет пришла следователь, выяснилось, что тем же утром силовики увезли на допросы активистов Дмитрия Литвина, Алексея Лучагина, Рината Кумукова и фотожурналистку Валерию Алтареву. Причина выяснилась только в морге, куда Микитюк привезли на принудительное освидетельствование — оказывается, активисты проходят свидетелями по делу об оскорблении чувств верующих, единственным фигурантом которого является 19-летний Дмитрий Литвин.

Журналистка Валерия Алтарева так рассказывала о ночном обыске и допросе: «Я нахожусь в статусе свидетеля по уголовному делу об оскорблении чувств верующих. Мотивировка к обыску с вооруженными людьми, пообещавшими выломать мне дверь, если я ее не открою как можно скорее, и к изъятию у меня всех носителей информации и средств связи (в том числе тех, которые не могли использоваться для размещения информации в соцсетях — а именно кнопочного телефона), такова. "Вы знакомы с обвиняемым, у вас есть технические средства. Значит он мог совершить преступление, используя ваши технические средства". Под этим предлогом можно провести обыск у каждого знакомого обвиняемого».

Валерия Алтарева. Фото: личная страница в Facebook

У Алтаревой, сотрудничающей с местным сайтом irk.ru, телеканалом «Дождь» и другими изданиями, изъяли всю технику — телефоны, ноутбуки, жесткие диски, диктофон и флешки.

Днем 8 апреля на сайте управления Следственного комитета по Иркутской области появилось сообщение о возбуждении уголовного дела об оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК), фигурантом которого стал 19-летний местный житель. По версии следствия, в 2015–2016 годах он разместил в социальной сети «материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих». Сам он, по данным СК, дал признательные показания во время допроса.

В беседе с «Медиазоной» Дмитрий Литвин сказал, что не может раскрывать детали уголовного дела и допроса. Он находится под подпиской о невыезде в статусе обвиняемого. У него есть только адвокат по назначению. По информации «Медиазоны», внимание следователей привлекли около 30 записей и комментариев активиста «ВКонтакте» — в частности, фото с факом, направленным в сторону храма.

«Стоит отметить, что проведение указанных оперативно-розыскных и следственных мероприятий связано только с данным уголовным делом и не имеет отношение к проведению различных акции и митингов на территории Иркутской области», — сочли необходимым отметить в СК.

Все доставленные на допросы активисты принимали участие в митинге против коррупции «Он вам не Димон» 26 марта и в мероприятиях инициативы «Стратегия 18». Часть из активистов состояла в группе «Совет несогласных», которая 9 апреля планировала обсудить дальнейшие действия после протестных акций; после дела в отношении Литвина и допросов его товарищей собрание пришлось отменить.

«Мы с Игорем Мартыненко были в статусе свидетелей по делу Дмитрия Литвина; мы об этом, конечно, не знали, мы спали в этот момент. Планировалось провести мероприятие, общественное собрание на волне митингов, которые устраивал Алексей Навальный. Все в рамках закона, мы арендовали помещение, вчера оно должно было пройти. Четверых ребят, которых задержали, они были организаторами "Совета несогласных"», — рассказывает Микитюк.

Активисты уверены, что уголовное дело, обыски и допросы нужны для того, чтобы запугать активистов и помешать протестам. Они провели на допросах не менее 12 часов. К вечеру субботы иркутские силовики отпустили по домам всех задержанных, кроме одного — Игоря Мартыненко. По словам Софьи Микитюк, последний раз она видела его в следственном отделе через открытую дверь кабинета: в четыре часа дня субботы его уводили к выходу из здания. Более чем двое суток Мартыненко не могут отыскать родные и адвокат.

Днем 10 апреля в Следственном комитете «Медиазоне» сказали, что у них нет о нем данных, поскольку активист задержан по административному делу о сопротивлении сотрудникам полиции.

«Мама Игоря сейчас позвонила в спецприемник, там сказали, что сегодня в восемь утра его забрали в отделение полиции №9, — говорит Софья Микитюк. — До этого мы везде звонили, отделения прозванивали, ИВС — его нигде не было. В отделении полиции №9 сказали, что Игоря повезли в Октябрьский районный суд, там сидят адвокат с юристом и дожидаются его, чтобы не подкинули государственного адвоката. Я надеюсь, что на самом деле это так, потому что было слишком много лжи от сотрудников МВД и Следственного комитета: один следователь говорил, что Игорь у другого следователя, другой говорил, что он у третьего, и так далее. Один нам говорил, что он проходит как свидетель, другой — что он идет по административной статье о сопротивлении полиции, третий — что он тоже по 148-й статье идет. Следователи нарушили все, что можно было нарушить».

В Октябрьском районном суде Иркутске «Медиазоне» сообщили, что Игоря Мартыненко обвиняют в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП), его доставили в суд, дело рассматривает судья Елена Белова. На момент публикации заметки решение неизвестно.

Источник

Комментарии

Чем дальше, тем больше складывается ощущение, что закон об оскорблении чувств верующих сам по себе оскорбление

Рейтинг: 3 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости